Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений КЧР

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Одобрен решением коллегии

Министерства образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики

от 15 марта 2007 года № 2

Республиканский базисный учебный план

общеобразовательных учреждений

на 2007-2008 учебный год

Методические рекомендации

по его использованию в учебных заведениях

Карачаево-Черкесской Республики

Черкесск, 2007

Типы учебных планов

1. Республиканский базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений республики.

Республиканский   базисный   учебный план составлен для З(трёх) видов школ:

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики с русским языком обучения;*

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики с русским (неродным) языком обучения;**

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики с русским языком обучения (многонациональный состав учащихся).***

2. Базисный учебный план школы

На основе федерального и республиканского учебных планов и с учётом условий школы общеобразовательная школа разрабатывает свой индивидуальный учебный план, который утверждается Советом школы.

При соответствии условий школы в качестве учебного плана может быть принят один из предлагаемых Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики примерных учебных планов.

* в указанных школах работают по учебным планам для, так называемых «русских школ», где обучение ведётся на русском языке и, где кроме русского и иностранных языков другие языки не изучаются;

** в указанных школах работают по учебным планам для, так называемых «национальных школ», где обучение ведётся на русском языке с изучением в полном объёме, как отдельных предметов, русского, родных и иностранных языков учащимися всего класса;

*** в указанных школах работают по учебным планам для школ со смешанным (по национальности) составом учащихся, где обучение ведётся на русском языке, с изучением детьми нерусских национальностей родных языков по соответствующей программе для этого вида школ.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

К РЕСПУБЛИКАНСКОМУ БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ

ПЛАНУ И ПРИМЕРНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Начальное общее и основное общее образование

Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Республиканский базисный учебный план составлен на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования к науки Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312.

Республиканский базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II-IV классов - 35-45 минут.

Республиканский базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут.

Республиканский базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. В V - IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять её в течение учебного года.

В Базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

- федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

- региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;

- компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.

Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного  учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента образовательного учреждения используются для изучения родного языка и родной литературы в I- IX классах.

Часы компонента образовательного учреждения могут быть использованы для углубленного изучения предметов федерального компонента, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (И-1Хклассы),    «Технологии»    (V-    IX    классы),    а    также    по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки за счёт средств республиканского и муниципального бюджетов.

Особенности республиканского базисного учебного плана

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и федеральным базисным учебным планом в республиканском базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведённые в I—II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1  час в неделю) и «Технология

(Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведённых на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1час в неделю).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Учебный предмет «География» сокращён на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

Учебный предмет «Биология» сокращён на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублён раздел «Человек».

Учебный предмет «Искусство» изучается и в IX классе. Таким образом, учебный предмет стал непрерывным.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона.

Часы учебного предмета «Технология» в IX классе предаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях - из компонента образовательного учреждения, на преподавание учебного предмета «Физическая культура».

Учебный  предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на основной ступени общего образования. На его освоение отведён 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».

В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения обучающимися родного языка и литературы в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология».

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской

Республики с русским языком обучения

Начальное общее образование



Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

3

3

14

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий         мир        (человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Искусство (Музыка и ИЗО)**

2

2

2

2

8

Технология (Труд)***

1

1

2

2

6

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

22

86

Региональный              (национально-региональный)                   компонент образовательного    учреждения    (6-дневная неделя)

(0)*

3

3

3

9

Предельно  допустимая   аудиторная учебная    нагрузка    при    6-дневной учебной неделе

(20)

25

25

25

95

Предельно  допустимая   аудиторная учебная    нагрузка    при    5-дневной учебной неделе

20

22

22

22

86

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

(**) Часы, отведённые в I—11 классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-VI классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Базисный учебный план

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики

с русским (неродным) языком обучения

Начальное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

4

4

3

14

Литературное чтение

2

2

2

2

8

Родной язык

3

3

3

3

12

Родная литература

2

2

2

2

8

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий       мир      (человек, природа, общество)

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)**

2

2

2

2

8

Технология(Труд)***

1

1

2

2

6

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

24

25

24

93

Компонент          образовательного учреждения (6-дневная неделя)

-

1

-

1

2

Предельно                     допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(20)*

25

25

25

95

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.4.2.1178-02) в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной недели в 1 классе.

(**) Часы, отведённые в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской

Республики с русским языком обучения

(многонациональный состав учащихся)

Начальное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

4

5

4

4

17

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Родной язык

1

2

2

2

7

Родная литература

1

1

1

1

4

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий  мир  (человек, природа, общество)

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)**

2

2

2

2

8

Технология (Труд)*** _

1

1

2

2

6

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

25

25

25

95

Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

-

-

-

-

-

Предельно  допустимая   аудиторная учебная    нагрузка    при    6-дневной

учебной неделе

(20)*

25

25

25

95

(*) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.4.2.1178-02) в 1 классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в 1 классе.

(**) Часы, отведённые в I—II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

(***) Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-VI классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для общеобразовательных учреждений

Карачаево-Черкесской Республики с русским языком обучения

Основное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

 

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

1

1

4

География

 

1

2

2

2

7

Природоведение*

2

 

 

 

 

2

Физика

 

 

2

2

2

6

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

 

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология**

2

2

2

1

 

7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Предпрофильная подготовка

 

 

 

 

3

3

Итого:

26

27

29

30

32

144

Региональный (национально-региональный) компонент и J компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

5

5

5

5

3

23

Предельно-допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

2

2

2

2

3

11

Предельно-допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

28

29

31

32

32

152

 

(*) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

(***) В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе -1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык».

Базисный учебный план

для общеобразовательных учреждений

Карачаево-Черкесской Республики

с русским (неродным) языком обучения

Основное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

4

4

4

3

 

18

Литература

4

4

3

3

3

17

Родной язык*

3

3

2

2

1

11

Родная литература

2

2

2

1

1

8

Иностранный язык

3

3

3

3

 

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

1

1

4

География

 

1

2

2

2

7

Природоведение**

2

 

 

 

 

2

Физика

 

 

2

2

2

6

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

 

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология***

2

2

2

1

 

7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Предпрофильная подготовка

-

-

-

-

3

3

Итого:

31

32

34

34

35

166

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учрежджения (6-дневная неделя)

 

 

 

1

 

1

Предельно-допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

(*) Часы на преподавание учебного предмета «Родной язык и литература» выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

(**) Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

(***) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

(****) В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе- 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» • или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для общеобразовательных учреждений

Карачаево-Черкесской Республики с русским языком обучения

(многонациональный состав учащихся)

Основное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Родной язык

2

2

2

2

2

10

Родная литература

1

1

1

1

1

5

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая' экономику и право)

 

1

1

1

I

4

География

 

1

2

2

2

7

Природоведение *

2

 

 

 

 

2

Физика

 

 

2

2

2

6

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

 

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология**

2

2

2

1

 

7

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Предпрофильная подготовка

-

-

-

-

3

3

Итого:

29

30

32

33

35

159

Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

2

2

2

2

-

8

Предельно-допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

 

 

(*) Учебный предмет «Природоведение» (Vкласс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

(**) Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

(***) В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе -1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

(****) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета «Родной (нерусский) язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РЕСПУБЛИКАНСКОМУ БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ

ПЛАНУ И ПРИМЕРНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ ДЛЯ

ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Среднее (полное) общее образование

Республиканский базисный учебный план для X - XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года - 35-37 учебных недель (соответственно), продолжительность урока - 45 минут. Освоение программ профильного обучения осуществляется только в режиме шестидневной учебной недели.

Среднее (полное) общее образование — завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников ъ соответствии с их профессиональными интересами и намерениям и в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

— создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

—  обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

—  установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их
социализации;

—  обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно
подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к
освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/ или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Образовательному учреждению представлены широкие возможности организации одного или нескольких различных профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы -учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами       являются       «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору образовательного учреждения.

Профильные общеобразовательные учебные предметы -учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле;

«Литература», «Русский язык», и «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществознание», «право», «Экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т. д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для X-XI классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение. Элективные учебные предметы— обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:                              i

1)  «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Изменения в составе учебных предметов

1. Введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз.

2. Усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков — увеличено время на изучение «Иностранного языка» до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне» *.

    3. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:

    дать широкие возможности формирования единой целостной естественно-научной картины мира:

    ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

    значительно экономить учебное время (с 6 до 3 часов), высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.):

    снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология, география) в учебном плане реально выделить не более 4 часов учебного времени. При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

    а) Представленный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

    б) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей
    гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественнонаучных учебных предметов в виде
    самостоятельных учебных предметов («Физики», «Химии», «Биологии» и «Географии») на уровне базового стандарта за счет
    времени, отводимого на элективные учебные предметы.

    в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности — формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

    В случае, если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла или на базовом уровне два предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный учебный предмет «Естествознание» на базовом уровне не изучается

    4. Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов На профильном уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.

    5. Учебный предмет «Технология» на ступени среднего (полного) общего образования преподается на базовом и профильном  уровне по выбору. Предмет изучаетется дифференцированно, в зависимости от профиля и специализации.

    6. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы.

    Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП необходимо:

    1.  Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.

    2.    Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.

    3.    Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п. п. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).

    4.  После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п. 3. если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п.3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.

    5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения. Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования в учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

    Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

    При проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) и при проведении элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских— 20 и более человек.

    При организации профильного обучения в сельских малокомплектных образовательных учреждениях деление классов на группы при преподавании профильных предметов и элективных учебных предметов может осуществляться при меньшей наполняемости классов за счет средств бюджетов субъектов   Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    для общеобразовательных учреждений

    с многонациональным составом учащихся на 2007-2008 учебный год

    № п/п

    Учебные предметы

    Количество часов в неделю

    1

    11

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    VIII

    I X

    X

    XI

    1

    Родной язык

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

     

     

    т

    Родная литература

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    3

    Русский язык

    4

    5

    4

    4

    6

    6

    4

    3

    2

    1

    1

    4

    Литературное чтение

    4

    4

    4

    4

     

     

     

     

     

     

     

    5

    Литература

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    3

    4

    4

    6

    Иностранный язык-

    -

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    7

    Математика

    4

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    8

    Информатика и ИКТ

     

     

     

     

     

     

     

    1

    2

    1

    1

    9

    История

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    10

    История и культура народов КЧР

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    11

    Обществознание

     

     

     

     

     

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    12

    География

     

     

     

     

    1

    2

    2

    2

    2

    13

    Окружающий мир Природоведение

    1

    2

    2

    2

    2

     

     

     

     

     

     

    14

    Физика

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

    3

    3

    15

    Химия

     

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    16

    Биология

     

     

     

     

     

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    17

    Искусство (Муз,ИЗО)

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

     

     

    18

    МХК

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    19

    Технология     (труд)/ Технология

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

     

    2

    2

    20

    ОБЖ

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

    1

    2

    21

    Физическая культура

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    22

    Предпрофильная подготовка

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

    Итого:

    20

    25

    25

    25

    29

    30

    32

    33

    35

    35

    35

     

    Региональный (нац.-рег.) компонент и комп.  образ,  учр-я (6-дневная неделя)

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

     

    1

    1

     

    Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе(требования СанПиН)

    20

    25

    25

    25

    31

    32

    34

    35

    35

    36

    36

    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ   ПЛАН

    для общеобразовательных учреждений

    с русским языком обучения на 2007-2008 учебный год

    п/п

    Учебные предметы

    Количество часов в неделю

    1

    и

    ш

    IV

    Y

    VI

    VII

    МП

    IX

    \

    XI

    1.

    Русский язык

    5

    5

    5

    5

    6

    6

    4

    3

    2

    1

    1

    2.

    Литературное чтение

    4

    4

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.

    Литература

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

     

    4

    4

    4.

    Иностранный язык

     

    2

    2

    2

    3

     

    3

    3

    3

    3

     

    5.

    Математика

    4

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    6.

    Информатика и ИКТ

     

     

     

     

     

     

     

    1

    2

    1

    1

    7.

    История

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    8.

    История    и    культура народов КЧР

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    9.

    Обществознание

     

     

     

     

     

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    10.

    География

     

     

     

     

     

    1

    2

    2

    2

    2

     

    11.

    Окружающий мир Природоведение

    2

    2

    2

    2

    2

     

     

     

     

     

     

    12.

    Физика

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

     

    3

    13.

    Химия

     

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    14.

    Биология

     

     

     

     

     

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    15.

    Искусство  (Музыка и ИЗО)

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

     

     

    16.

    мхк

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    17.

    Технология

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    -

    2

    2

    18.

    ОБЖ

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

    1

    2

    19.

    Физическая культура

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    20.

    Предпрофильная подготовка

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

    Итого:

    20

    22

    22

    22

    26

    27

    29

    30

    32

    33

    33

     

    Региональный (нац.-рег) компонент и комп.  образ. учр-я (6-дневная неделя)

    0

    3

    3

    3

    5

    5

    5

    5

    3

    3

    3

     

    Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования

    СанПиН)

    20

    25

    25

    25

    31

    32

    34

    35

    35

    36

    36

     

    Региональный (нац.-рег.) компонент и комп.обр. учр-я (5-дневная неделя)

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    3

    1

    1

     

    Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

     

     

     

     

    28

    29

    31

     

    32

    32

    33

    33

    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

    для общеобразовательных учреждений с русским (неродным языком) обучения на 2007-2008 учебный год

    № п/п

    Учебные предметы

     

     

     

    Количество часов в неделю

     

     

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    Ml

    VIII

    IX

    X

    XI

    1.

    Родной язык

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    I

     

     

    2.

    Родн. литература

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    3.

    Русский язык

    3

    4

    4

    j

    4

    4

    4

    3

    3

    1

    1

    4.

    Литер-ное чтение

    2

    2

    2

    2

     

     

     

     

     

     

     

    5.

    Литература

     

     

     

     

    4

    4

    3

    3

    3

    4

    4

    6.

    Иностранный язык

     

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    7.

    Математика

    4

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    8.

    Информатика и ИКТ

     

     

     

     

     

     

     

    1

    2

    1

    1

    9.

    История

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    10.

    История и культура народов КЧР

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    11.

    Обществознание

     

     

     

     

     

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    12.

    География

     

     

     

     

     

    I

    2

    2

    2

    2

     

    13.

    Окружающий мир Природоведение

    1

    2

    2

    2

    2

     

     

     

     

     

     

    14.

    Физика

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

    3

    3

    15.

    Химия

     

     

     

     

     

     

     

    2

    2

    2

    2

    16.

    Биология

     

     

     

     

     

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    17.

    Искусство (Музыка и ИЗО)

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    1

     

     

    18.

    МХК

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

    1

    19.

    Технология (труд)/ Технология

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    -

    2

    2

    20.

    ОБЖ

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

    1

    2

    21.

    Физическая культура

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    22.

    Предпрофильная подготовка

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

    Итого:

    20

    24

    25

    24

    31

    32

    34

    34

    35

    35

    35

     

    Региональный (нац.-рег.) компонент и комп. образ, учр-я (6-дневная неделя)

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    0

    1

     

    1

    1

     

    Предельно допустимая нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

    20

    25

    25

    25

    31

    32

    34

    35

    35

    36

    36

    базисный учебный план

    для среднего (полного) общего образования

     

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

    Инвариантная часть

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Обязательные учебные предметы на базовом уровне

    Учебные предметы

    Количество часов за два года обучения)*)

     

    Базовый уровень

     

    Русский язык

    70(1/1)

     

    Литература

    210(3/3)

     

    Иностранный язык

    210(3/3)

     

    Математика

    280 (4/4)

     

    История

    140(2/2)

     

    Обществознание (включая экономику и право)

    140(2/2)

     

    Естествознание

    210(3/3)

     

    Физическая культура

    140(2/2)

     

     

    Вариативная часть

    Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

    Учебные предметы

    Количество часов за два года обучения (*)

    Базовый уровень

    Профильный уровень

    Русский язык

     

    210 (З'З)

    Литература

     

    350 (5/5)

    Иностранный язык

     

    420 (6/6)

    Математика

     

    420 (6/6)

    История

     

    280 (4/4)

    Физическая культура

     

    280 (4/4)

    Обществоведение

    70(1/1)

    210(3/3)

    Экономика

    35 (0,5/0,5)

    140(2/2)

    Право

    35 (0,5/0,5)

    140(2/2)

    География

    70(1/1)

    210 (З/З)

    Физика

    140(2/2)

    350(5/5)

    Химия

    70(1/1)

    210(3/3)

    Биология

    70(1/1)

    210(3/3)

    Информатика и ИКТ

    70(1/1)

    280(4/4)

    Искусство (МХК)

    70(1/1)

    210(3/3)

    Технология

    70(1/1)

    280(4/4)

    ОБЖ

    35(1/1)

    140(2/2)

    ВСЕГО:

    не более 2100 < не более 30/не более 30)

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ

    ВСЕГО:

    140(2/2)

     

    КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ЭЛЕКТИВНЫЕ)  УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ)

    ВСЕГО:

    не менее 280 (не менее 4/не менее 4)

    Предельно допустимая  аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

    2520 (36/36)

    * В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).

    Агротехнологический профиль

    (как пример одного из возможных вариантов

    реализации технологического профиля)

    Учебные предметы

    Число недельных

    учебных часов за два

    года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Физика

    4

    Химия

    2

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Биология

    6

    Основы агрономии *

    4

    Основы животноводства *

    4

    Сельскохозяйственная техника *

    4

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    8

    IV. Региональный компонент

    Родная литература                              История и культура народов КЧР

    4

    2

    Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

    Биолого-географический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных

    учебных часов за два

    года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Физика

    4

    Химия

    2

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    География

    6

    Биология

    6

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    0

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Физико-химический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Биология

    2

    География

    2

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    Физика

    10

    Химия

    6

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    10

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Филологический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Математика

    8

    История

    6

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    Мировая художественная культура

    2

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Русский язык

    6

    Литература

    10

    Иностранный язык

    12

    Второй иностранный язык

    4

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    4

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

    Физико-математический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    Информатика и ИКТ

    8

    Физика

    10

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    6

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Химико-биологический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    География

    2

    Физика

    4

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    Химия

    6

    Биология

    6

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    10

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4 2

    Художественно-эстетический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Мировая художественная литература

    6

    Профильные учебные предметы искусства

    12

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    8

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

    Профильные учебные предметы выбираются образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки.

     

     

     

     

     

    Информационно-технологический профиль

    (как пример одного из возможных вариантов реализации

    технологического профиля)

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    Физика

    4

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    Информатика и ИКТ

    8

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    8

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

    Индустриально-технологический профиль

    Направление — электротехника/радиоэлектроника

    (как пример одного из возможных вариантов реализации

    технологического профиля)

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    Информатика и ИКТ

    2

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Физика

    10

    Технология (включая электротехнику и радиоэлектронику) *

    8

    III. Элективные учебные п

    эедметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    6

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

    Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

     

     

    Оборонно-спортивный профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    Естествознание

    6

    И. Профильные учебные предметы

    Физическая культура

    8

    Основы безопасности жизнедеятельности

    4

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    18

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Социально-экономический профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Информатика и ИКТ

    2

    История

    4

    Естествознание

    6

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Математика

    12

    Обществоведение

    6

    Экономика

    6

    Право

    2

    География

    6

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    8

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4 2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Социально-гуманитарный профиль

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    I. Базовые учебные предметы

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    Экономика

    1

    Естествознание

    6

    Мировая художественная литература

    2

    Физическая культура

    4

    II. Профильные учебные предметы

    Русский язык

    6

    Литература

    10

    История

    8

    Обществоведение

    6

    Право

    4

    III. Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    5

    IV. Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение)

    Учебные предметы

    Число недельных учебных часов за два года обучения

    Базовые учебные предметы

    Русский язык

    2

    Литература

    6

    Иностранный язык

    6

    Математика

    8

    Информатика и ИКТ

    2

    История

    4

    Обществознание (включая экономику и право)

    4

    География

    2

    Физика

    4

    Химия

    2

    Биология

    2

    Мировая художественная культура

    2

    Технология

    2

    Основы безопасности жизнедеятельности

    1

    Физическая культура

    4

    Элективные учебные предметы

    Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    15*

    Региональный компонент

    Родная литература

    История и культура народов КЧР

    4

    2

    * При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

    Разграничение инвариантной и вариативной

    (по усмотрению региона и школы) составляющих

    в федеральном базисном учебном плане

    Вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты)

    Начальная школа

    Основная школа

    Старшая школа

    В целом

    Часов

    %

    Часов

    %

    Часов

    %

    Часов

    %

    5-дневная учебная неделя

    337 из 2904

    11,6%

    630 из

    5320

    11,8%

    1120 из

    2520

    44.4%

    2087 из 10744

    19,4%

    6-дневная учебная неделя

    643 из 3210

    20,0%

    1155 из 5845

    19.8%

    2918 из

    11575

    25,2%

    Войти на сайт

    Кто на сайте

    Сейчас на сайте 101 гость и нет пользователей