МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
НЕДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к разработке содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательных учреждениях на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.


Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

1. При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:

1.1. Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.

1.2. Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.

1.3. Основные направления развития физической культуры:

1.3.1. Оздоровительное направление – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.

на ступени начального общего образования – формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

на ступени основного общего образования – воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) – использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.

1 До утверждения указанных стандарта и программ – на основе государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

1.3.2. Спортивное направление – характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.

1.3.3. Общеразвивающее направление – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования:

на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам;

на ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

на базовом уровне среднего (полного) общего образования - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).

В общеразвивающем направлении особое место рекомендуется уделять обучению плаванию (при наличии в общеобразовательных учреждениях бассейнов или возможности использовать для этого близлежащие спортивные сооружения).

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы:

основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

2. При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:

в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;

использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительногообразования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы);

активно привлекать к проведению третьего урока, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; оплата труда педагогических работников за проведение третьего часа осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиямфизической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

3. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);

заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо дать разъяснения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным учреждениям по введению третьего часа физической культуры за счет переноса одного часа из регионального (национально-регионального) компонента в федеральный компонент путем внесения изменений в региональный учебный план и учебные планы общеобразовательных учреждений.

Директор Департамента развития
системы физкультурно-спортивного
воспитания Министерства образования
и науки Российской Федерации А.Т. Паршиков

   

Новое в мире науки и техники:

   

Последние новости на сайте

В Президентской библиотеке дан старт первому туру ежегодной интерактивной школьной олимпиады по истории, обществознанию и русскому языку «Россия в электронном мире»

03-11-2017 / Просмотры:2900 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

С 21 сентября по 30 ноября 2017 года в Президентской библиотеке дан старт первому туру ежегодной интерактивной школьной олимпиады по истории, обществознанию и русскому языку «Россия в электронном мире...

Подробнее

Минобрнауки КЧР совместно с региональным отделением «ОНФ» приглашает творческих, потенциальных волонтеров

03-11-2017 / Просмотры:133 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

В рамках реализации проекта «Равные возможности-детям», который подразумевает открытие кружков и секций для детей силами волонтеров, активистов, энтузиастов Министерство образования и науки Карачаево-...

Подробнее

В день знаний в ауле Кара-Паго КЧР распахнули двери новые школа и детсад

03-11-2017 / Просмотры:86 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

1 сентября, в День знаний, в а. Кара-Паго большой праздник не только для жителей аула, но для всей республики -открытие новой школы с пришкольным детским садом. В торжественном открытии общеобразоват...

Подробнее

Выпускник из Карачаево-Черкесии, которому достался юбилейный 50-миллионный КИМ ЕГЭ, успешно сдал экзамен по русскому языку

28-08-2017 / Просмотры:4504 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Выпускник Марат Чомаев из города Усть-Джегуты Карачаево-Черкесской Республики, которому достался юбилейный комплект измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, успешно сдал экзамены и готовится к ...

Подробнее

Получена договоренность между Минобрнауки КЧР и корпорацией "Российский учебник" о прохождении курсов подготовки педагогов среди учителей физики и географии КЧР по предмету астрономия

28-08-2017 / Просмотры:226 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

В рамках Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в городе Сочи с 4 по 6 июля ...

Подробнее

В поселке Архыз состоялся республиканский слет актива Карачаево-Черкесского регионального отделения Российского движения школьников

28-08-2017 / Просмотры:156 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

В Архызе, живописнейшем уголке Карачаево – Черкесской Республики, в оздоровительно – образовательном (палаточном) лагере «Юный турист» прошёл первый республиканский слёт Российского Движения Школьнико...

Подробнее

Cостоялось открытие пришкольного лагеря «Бригантина» в Прикубанском районе п. Кавказский

19-06-2017 / Просмотры:2425 / Категория: Вести образования Прикубанского района КЧР

10 июня состоялось открытие пришкольного лагеря «Бригантина» в Прикубанском районе п. Кавказский. В этом году лагерь распахнул свои двери для 75 ребятишек. В основном, это дети из социально незащищенн...

Подробнее

В Карачаево-Черкесской Республике в июне 2017 г. (ориентировочно) начнется конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2017 году

02-06-2017 / Просмотры:804 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Педагогической общественности КЧР Уважаемые коллеги!          В КЧР  начался конкурс  по отбору лучших учителей образовательных организаций, реализу...

Подробнее

в Малом зале Дома Правительства под председательством Министра образования и науки КЧР Инны Кравченко состоялась очередная Коллегия Минобрнауки КЧР

02-06-2017 / Просмотры:404 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

23 мая 2017 года  в Малом зале Дома Правительства под председательством Министра образования и науки КЧР Инны Кравченко состоялась очередная Коллегия Министерства образования  и науки Карача...

Подробнее

50-миллионный КИМ единого госэкзамена по русскому языку попадет в руки одному из выпускников школ Карачаево-Черкесской Республики

02-06-2017 / Просмотры:388 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

50-миллионным стал КИМ единого госэкзамена по русскому языку, который попадёт в руки одному из выпускников 9 июня. Регион, в который будет отправлен тот или иной комплект экзаменационных материалов, о...

Подробнее

Итоги Всероссийской олимпиады профессионального мастерства

30-05-2017 / Просмотры:388 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

31 марта 2017 г. на базе среднепрофессионального колледжа ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» состоялся региональный этап Всероссийской олимпиады професси...

Подробнее

18 марта 2017 года проведен полуфинал IV республиканской телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы Карачаево - Черкесии»

30-05-2017 / Просмотры:367 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Полуфинал проводился  в 6 агонов (игр),  в каждом из которых принимали участие  как победители четвертьфинала, так и теоретики. Темы полуфинала:  ·     &...

Подробнее

Сегодня отпечатан 50-миллионный КИМ единого государственного экзамена

27-04-2017 / Просмотры:818 / Категория: Федеральные новости образования России

Единый государственный экзамен отмечает своего рода юбилей: сегодня в подмосковном Подольске был напечатан 50-миллионный комплект контрольно-измерительных материалов. За 16 лет с момента старта ЕГЭ жу...

Подробнее

Восемь российских вузов получили лицензии в связи с открытием новых образовательных программ

21-04-2017 / Просмотры:1080 / Категория: Федеральные новости образования России

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов вручил девяти вузам лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Церемония вручения документов, удостоверяющих прохождение установленных законом процедур...

Подробнее

Мониторинг применения ФГОС открыт для учителей страны

07-03-2017 / Просмотры:1636 / Категория: Федеральные новости образования России

Всероссийский мониторинг применения Федеральных государственных образовательных стандартов проходит в рамках работы Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания, образованного...

Подробнее
   

Войти на сайт через 

  

Активность в соцсети 

admin added a video. 2 years ago

Призвание. Об учителе химии Суфият Джаттоевой

  

  

Новые комментарии 

  • Лида 1 год назад
    Здравствуйте.в 2015 году, я не смогла 3 раза сдать ...

    Подробнее...

  

Кто на сайте 

Сейчас 111 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте