Внеклассное занятие по физической культуре (автор Деньгуб Н. Л.)

План внеклассного занятия по физической культуре: «Туризм» в 11 классе.

Цели: 1. Научить детей начальным туристическим навыкам;
2. Совершенствование двигательных навыков.

Задачи: дидактическая: обучение навыкам туризма;
Развивающая: совершенствование физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости;
Воспитательная: привитие любви к походам, стремления изучать родную республику.
Тип занятия: учебно-тренировочное.
Методы обучения: рассказ, объяснение, показ, упражнения, соревнование.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Место проведения: спортплощадка школы.
Оборудование и инвентарь: 2 палатки, 20 колышек, 2 гимнастические скамейки, секундомер, 2 карты, 5 компасов, магнитофон.
Наглядные пособия: карта п. Кавказский.

Структура занятия:

I. Вводная часть – 13 мин.

Построение учащихся, сообщение задач занятия. Все садятся на скамейки. Рассказ о туризме, как одном из средств физического воспитания.

Туризм – одно из средств физического воспитания, он также один из популярнейших видов активного отдыха с целью открытия и познания новых краев, памятников природы, обычаев и традиций различных народов.

Под туризмом понимают организованные кратковременные или длительные путешествия.

Туризм является также одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни.

Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать, плавать, лазать, переносить грузы, преодолевать различные естественные препятствия.

Путешествия способствуют выработке у туристов прочных двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке. Все это развивает у туристов быстроту, силу, выносливость, ловкость.

Походы связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных факторов природы, они укрепляют здоровье и закаляют организм туристов.

Велико значение туризма в воспитании и развитии прикладных умений и навыков: приготовление пищи, разведение костра, установка палатки, ориентирование на местности, пользование картой, компасом.

Большое значение имеет туризм для формирования и развития высоких моральных и волевых качеств, для организованности и дисциплинированности. Совместные походы, коллективные действия в условиях походной жизни, преодоление трудностей сплачивает туристов, развивает чувство товарищеской взаимопомощи и коллективизма. Существует множество видов туризма: пешеходный, автомобильный, лыжный, велосипедный, горный, водный.

Комплекс общеразвивающих упражнений на гимнастической скамейке:

1. Сидя на скамейке, скамейка между ног, руки за головой. 1-2 – повороты туловища влево, 3-4 – вправо. (8 раз).
2. Исходная позиция – 1 упр., руки в стороны. Поочередное касание пола ладонями, слева, справа – 10 раз.
3. И. п. – 1 упр., ноги врозь, 1 – наклон к правой ноге, 2 – наклон вперед, 3 – наклон к левой ноге, 4 – исходная позиция – 12 раз.
4. Сидя на скамейке в шахматном порядке, ноги вытянуты вперед, 1, 2, 3 – наклон вперед, лбом касание колена, 4 – и. п. – 8 раз.
5. И. п. – 4 упр., руками держатся за скамейку, 1, 2, 3 – опускание таза до земли, 4 – прогнуться – 10 раз.
6. И. п. – 4 упр., работа в парах: один фиксирует ноги, наклоны туловища назад – 10 раз.
7. И. п. – лежа лицом вниз, второй держит ноги, поднимание туловища 10 раз.
8. Прыжки через скамейку, толчком двух.
9. Стоя с одной стороны скамейки, перенос ее на другую сторону.

II. Основная часть занятия – 60 мин.

Показ и объяснение правил установки палатки, ее съема. Каждое определение работает, тренируясь в установке.
Установка палатки на время.
Демонстрация методов и способов укладки рюкзака. Работа школьников по укладке рюкзаков. Обучение умению вязать прямой узел.

Викторина: каждая команда получает карточку с 5 вопросами:

1) Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее).
2) Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? (меньше жажда).
3) Для чего туристы делают канавки вокруг палатки? (для стока воды на случай дождя).
4) Что может служить туристу в походе подушкой? (рюкзак, набиты травой).
5) Кто из бардов, прославляющих туризм, вам знаком? (Высоцкий, Визбор, Розенбаум).

Для второй команды.

1) Кто в походе самый главный (руководитель похода).
2) Что делает замыкающий в туристической цепочке? (следит, чтобы никто не отстал).
3) От чего лечит подорожник? (останавливает кровотечение, применяется, если кто-то натер ногу, при укусе пчелы).
4) Для чего для похода спички покрывают парафином? (чтобы защитить от влаги).
5) С какой стороны разжигают костер? (с подветренной).

Одним из важнейших элементов туризма является ориентирование на местности. Для ориентирования нужны компас и карта. Для начала нужно знать, что такое азимут. Азимут – это угол между севером и направлением движения. Определение азимута на заданный ориентир. Затем все получают карты. Ориентируясь на местности, им нужно собрать фразу.

Например, «Сердце готово к вершине бежать из груди», «Мне б дороги далекие, маршруты нелегкие».

В походе очень важно быстро развести костер, ибо костер, это вкусная еда, высушенная вовремя обувь. Для начала каждой команде нужно развести костер, чтобы перегорела нитка. Кто сделает быстрее.

Школьники получают карточки с заданиями:

1) Что такое розжига? (это топливо, которое быстро воспламеняется).
2) Какое топливо не годится для розжиг? (хвойные зеленые ветки, осиновые ветки).
3) Что является лучшей розжигой? (сухие листья, ветки).
4) Костер разжигается сверху или снизу? (снизу).
5) Что вы знаете о законе чести туриста? (топор туриста никогда не поднимается на живое дерево).
6) Игра «Лови – не лови».

Все стоят в одну шеренгу. У водящего мяч. Он бросает его поочередно участникам. Если водящий называет предмет личного снаряжения (спальник, носки, зубная щетка, кепка, планшет, полотенце, часы, компас, майка, спортивный костюм) – мяч необходимо ловить, если группового (палатка, ремнабор, топор, аптечка, посуда для варки, костровое) – отбивать.

III. Заключительная часть – 7 минут.

Подведение итогов занятия. Объявление оценок. Задание на дом: написать реферат о туризме. Игра на расслабление: все садятся на лавочки, закрывают глаза, звучит спокойная мелодия.

Учитель: представьте, что вы в лесу, над вами голубое небо, поют птицы, слышен шелест листвы. Вам уютно, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, набираетесь сил от природы, заряжаетесь покоем и тишиной.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 35 гостей и нет пользователей