Сценарий урока к конкурсу

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:

«Прикладное искусство Средневековья. Витражи»

Цели: познакомить учащихся с витражным искусством, с историей развития, многообразием стилей и направлений. Расширить знания о применении цветного стекла в жизни; воспитывать любовь к искусству, творчеству, интерес к истории культуры, художественный вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; развивать творческую фантазию и образное мышление, приемы композиционного построения декоративного рисунка, колористических решений для воплощения замысла.

 

Оборудование и материалы: плакаты и репродукции с изображениями витражей, художественные материалы ( альбом, карандаш, резинка, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, кисти, краски ), компьютер, видеопроектор, экран, презентации по теме, видео и аудио подборка.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

В начале урока я хотела бы сказать «Никогда не скрывайте свои чувства… Сердце – это окно в мир счастья»

(подхожу к окну)

Я распахну окно весенней ночью –

И теплый ветер, запахи цветов

Ворвутся в комнату, где одиноко очень,

И мне подскажут строки для стихов.

 

Смотри в окно, и ты увидишь небо,

На небе звезды, полная луна,

Увидишь ты, как я скучаю где-то,

Стою, молчу, мечтаю у окна.

Стоя у окна, два разных человека увидели красоту мира. Что для вас значит окно? Для чего оно нужно человеку? (ответы учащихся) А давно ли в жилище человека появилось окно? Может кто-нибудь знает, когда окна стали изготавливать из стекла? (ответы учащихся) Вы увидели в окне только практическое применение. А может ли окно быть произведением искусства? (ответы учащихся)

Посмотрите, пожалуйста, музыкальный клип, может быть, он подскажет вам ответ на этот вопрос (идет клип «Мир, который нужен мне» - 3 мин).

Так может ли окно быть произведением искусства? А знаете ли вы, как называется картина, выполненная из цветного стекла? (если называется слово «витраж», озвучивается тема урока, записываем на доске)

III. Изучение нового материала.

(начинается презентация)

По латыни слово «витрум» обозначало «стекло», отсюда и произошло название «витраж» - это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение.

Витражи появились очень давно. Их пытались делать еще во времена Древнего Египта. Но истинное рождение витражей произошло в Средние века, в Западной Европе. Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие во времени и окажемся в средневековом городе.

Город в Средние века был небольшим, население составляло от 4 до 8 тысяч человек, не считая таких крупных городов, как Рим и Париж.

Улочки были узкими и грязными. Нечистоты сливали из окон прямо на тротуар. Единственным открытым местом была городская площадь, где проходили Ярмарки, устраивались балаганы, празднества, здесь же проходили и казни.

Главным сооружением городской площади был Собор. Во времена Средневековья церковь имела огромное влияние на общественную, политическую, и даже личную жизнь человека. Поэтому церковные сооружения – соборы старались украсить особым образом.

Домский Собор – патриарх Средневекового зодчества в Прибалтике. Украшенный замечательными витражами, этот собор, где звучит органная музыка и сейчас является красивейшим концертным залом Латвии.

В нашем путешествии мы попадем внутрь Собора, чтобы узнать, что же здесь видели средневековые горожане.

Звучит органная музыка

6 слайд - Есть чудеса на белом свете:

Глядели мы, глядели дети,

Как через узкие оконца,

Минуя каменный портал,

Сюда снаружи проникал

Огонь садящегося солнца.

7 слайд -

Вечерний свет уже погас, оставив стены, И ленты витражей стемнели постепенно.

Был давний век суров,

Но труд для вечных истин

Витражных мастеров

Был вправду бескорыстен.

Давно забыт тот мастер, что когда-то

Собрал витраж из пёстрого стекла.

А мы все тщимся подобрать слова,

Чтоб воссоздать творение собрата.

 

И, наконец, мы, дрогнувшей рукой,

Осколки сложим в пёструю картину.

И, засияв по-новому, стекло

Стихом иным в столетиях застынет…

Давно прошла эпоха Средневековья, менялись города, менялись страны, менялись художественные стили. На долгие годы витражи оставались напоминанием о «темных» веках и сохранялись только в продолжавших служить Соборах.

Но в конце 19 века интерес к витражам вспыхнул с новой силой. На рубеже веков, появление нового стиля «модерн», заставило художников-декораторов, архитекторов, дизайнеров по-новому взглянуть на произведения старинных мастеров.

Возникает современное витражное искусство. Оно было далеко от библейских сюжетов и изображало, по большей части природу, пейзажи, цветы, животных, все то, что приятно глазу и радует сердце.

В начале 20 века американский художник Луис-Комфорт Тиффани смог довести витражное искусство до совершенства. Он использовал технику витража в декорировании предметов быта: настольных ламп, светильников, ваз. Сам стиль в Америке получил название «Тиффани».

IV. Педагогический рисунок.

На доске показываю несложные приемы изображения эскиза витража с использованием растительных и геометрических элементов.

V. Постановка художественной задачи.

Художник, чтобы сделать витраж сначала наносит рисунок на бумагу, а уже затем переносит его на стекло. Каждый из вас будет выполнять свой эскиз витража. Дайте название своей работе и творчески представьте то, что изображено на вашем витраже. Придумайте историю, которая подойдет к вашей работе. Приступайте. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью.

VI. Выполнение задания.

1. Выполнить рисунок карандашом.

2. Выполнить эскиз в цвете (цветными карандашами, маркерами, фломастерами, или акварельными красками по выбору).

Во время работы над эскизом использую музыкальный фон «Мир, который нужен мне» для создания творческой атмосферы.

VII. Подведение итогов.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

После творческой работы, изменилось ли ваше представление об окне? Что теперь оно для вас значит?

Закончить урок мне хотелось бы словами «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» Я желаю вам видеть в мире только прекрасное.

VIII. Домашнее задание.

С помощью интернета подобрать фотографии витражей используемых для оформления интерьеров современных зданий.

Музыкальное сопровождение урока:

1. А. Ермолов «Мир, который нужен мне»;

2. Токката и фуга ре-минор И.О. Бах

3. Музыкальная физ.минутка.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 72 гостя и нет пользователей