20 плюсов российского образования, которых нет в системе США и Канады

Что вам нравится в российском образовании? Такой неожиданный вопрос как-то задали мне учителя английского языка. Ну что ж, вопрос задан. Надо на него отвечать. Короткий ответ: «Лично мне — многое!» Обдумывая ответ на этот вопрос, я вдруг осознала, что мы обычно критикуем наше образование. При этом мы забываем или как будто не замечаем, что наше школьное образование дает школьникам. Столько уже всякой критики было высказано в адрес школьного образования, столько негатива обрушилось на него, что я решила сосредоточиться на позитиве.

От редакции: автор статьи, Алина Сергеевна Бикеева, учитель английского языка, в течение нескольких лет работала и путешествовала по США и Канаде, принимала участие в образовательных проектах. Эта статья была опубликована в журнале "Семья и школа", №9-10, 2015 г., но Алина Сергеевна поделилась статьей и с читателями Сообщества учителей Pedsovet.su.

И предлагаю вам, уважаемые педагоги и родители школьников, вместе со мной заметить, подметить, отметить положительные черты нашей школы.

А теперь мой развернутый ответ на вопрос «Что вам нравится в нашей школе?» Скажу сразу, этот ответ дан не с точки зрения учителя и его удобства работы в школе. Ведь система школьного образования создавалась не для нас, учителей. Она создана для учеников, прежде всего. И главное в школе — дети. Поэтому, рассуждая и объясняя, что мне, российскому педагогу, нравится в нашей школьной системе (в частности, по сравнению с североамериканской), я ориентируюсь, во-первых, на детей школьного возраста, а потом уже на все остальное. Вернее, «всего остального» в моих размышлениях не так уж и много. Больше всего там как раз про «во-первых». А про «все остальное» вы и сами добавите. Итак, по пунктам — чем мне нравится наша система школьного образования, а вернее сказать, чем наша система хороша для школьников.  Подчеркну, это — МОЯ субъективная точка зрения.

Плюс №1

Нам, российским учителям, хорошо знакомы понятия «методика» и «педагогика», чего бы я не сказала о моих заокеанских коллегах, которые при словах «methodology» и «pedagogics» приходили в явное замешательство, не понимая меня.  Позже до меня дошло, что они для привычных нам понятий используют другие термины «methods of teaching» и «pedagogy». Ну, ладно, это спишем на мою дремучесть и незнание терминов.

Но все же я явно почувствовала разницу в этой самой методике. Наши учителя, объясняя детям учебный материал, думают о том, КАК его преподнести, и КАК это воспримут школьники. Их учителям (по крайне мере, тем, с которыми мне довелось общаться) такие мысли в голову явно не приходят. Они просто предъявляют учебный материал, наши — объясняют, растолковывают и закрепляют. Лично мне больше нравится второе.

Плюс №2

Хорошо, что у нас есть методические объединения учителей, а также регулярно проводятся педсоветы и производственные совещания. По-моему, это организовывает, информирует и образовывает педагогов. Здорово, что у нас есть открытые уроки для всех учителей и «школьная практика» для студентов педагогических вузов. А как учителю без этого учиться и повышать свою профессиональную квалификацию?!

Плюс №3

Мне нравится, что в нашей российской школе «литература» — это отдельный учебный предмет и, кажется, возвращаются сочинения. Мне нравится, что у нас есть списки обязательного чтения для разных возрастных групп школьников.

Плюс №4

Мне нравится, что у нас все еще остались УСТНЫЕ ответы школьников на уроках, а также УСТНЫЕ зачеты и экзамены.

Плюс №5

На мой взгляд, хорошо, что в нашей школе не только принята работа с родителями, а сложилась система работы с родителями.

Плюс №6

Дети в их заморских школах (как это увидела я!) предоставлены сами себе. Системы классного руководства у них нет, дежурства учителей по школе тоже. Зато с удивительной регулярностью наши заокеанские коллеги обсуждают (в прессе, на конференциях, в телесюжетах и шоу) тему, когда дети невзлюбили одного из своих сверстников и, что называется, «достают» его: дразнят, подсмеиваются, издеваются. По-английски, это — «bullying». У них там это — большая проблема в школах. Так и хочется сказать заморским коллегам: «А вы следить за детьми, заниматься детьми, общаться с детьми, быть в курсе всего происходящего вокруг школьников, быть в контакте с их семьями не пробовали?! Говорят, помогает!».

Меня удивило, как часто говорят об этой проблеме на разных уровнях. Лично у меня в моей педагогической деятельности не было ни одного случая травли школьника одноклассниками. Поэтому, читая и слушая их обсуждения и советы всяких разных психологов на эту тему, единственное, что мне приходило на ум, так это наш известный фильм «Чучело». Хотя понимаю, что и в наших школах такое случается, но, по-моему, не в таких масштабах, как у них. И это мне нравится.

Плюс №7

Мне нравится, что в нашей школьной системе детей не перемешивают так часто, как это принято у них. В их заморских школах ребенок за школьные годы меняет, как минимум, три школы: начальная школа, средняя и хай скул (старшая школа).  После начальной школы на уроках ученики тоже постоянно перемешиваются, так как большинство школьных предметов — по выбору, и на разные уроки приходит разный состав детей. В общем, мешанина или мешанка получается! У них считается, что это — хорошо в социальном плане. Подрастающий человек учится адаптироваться к разным группам людей и новым обстоятельствам.

Может быть, это и хорошо. Но лично мне нравится душевность отношений, которая возникает в отношениях наших российских одноклассников. Хотя понимаю, это связано с нашей коммунностью — в противоположность их индивидуализму. Что же получается, я — против индивидуализма и «прайвеси»?! Да вроде бы и не против, но лично я училась 10 лет в одной школе и в одном классе. До сих пор мы с одноклассниками в контакте (не на известном сайте, а в контакте душевном, человеческом!). Мы знаем все друг про друга,  мы встречаемся. И почему-то становится тепло от этих встреч, не смотря на температурный режим за окном.

В их заморских учебных заведениях связь с выпускниками поддерживают больше для того, чтобы найти среди них каких-то знаменитостей и успешных людей (хорошая реклама для учебного заведения!), а также, чтобы обеспечить спонсорскую помощь. Нет, я не против рекламы, маркетинга и спонсорства! Но хочется еще и дружбы, воспоминаний о детстве и юности, а главное — человеческого и человечного общения. Такой уж у нас, россиян, менталитет.

Плюс №8

Мне нравится, что наши школьники все еще довольно много пишут. Причем пишут прописными буквами, а не печатными и пишут ручками. А не карандашами, как у них там, в заморских странах. Там у людей существуют большие затруднения с прочтением рукописного текста, а писать не печатными буквами, а обычным почерком мало кто умеет. При многих колледжах даже есть специальные курсы по обучению писанию прописными буквами и прочтению таких текстов. Лично я уверена, что ТАКОМУ делу надо учить с детства и всех, а не только продвинутых и отважившихся посещать вышеупомянутые курсы.

Я несколько раз ловила восхищенный взгляд иностранцев, наблюдающих, как и с какой скоростью я пишу вручную прописными буквами (Вот это да!). Одна моя особо эмоциональная заокеанская коллега даже сравнила мой почерк с плетением кружев, при этом, честно признавшись, что не сильна в этом (подчеркну, на своем родном языке!). Напомню, эта была учительница. В общем, с письмом дела у них там обстоят трудно. Пишут они мало и плохо — как-то неуклюже, медленно и, я бы сказала, боязливо. Даже ручку в руке они держат как-то не так. Таким способом, каким они зажимают в руке ручку, наверное, только и можно писать печатными буквами. Насмотревшись на это, я, наконец, точно поняла, как пишут курицы своими лапами.

Плюс №9

Мне нравится, что у нас все поголовно умеют читать, писать, считать. У них же существует проблема неграмотности. Поэтому при каждой библиотеке функционируют курсы по преодолению неграмотности (Illiteracy Courses). Такие курсы финансируются государством, и на своих рекламных плакатах они убеждают людей, что стать грамотным можно в любом возрасте. Мне же почему-то кажется, что лучше стать грамотным с детства.

Плюс №10

Я приветствую тот факт, что у наших школьников все еще есть тетради, а не только папки со скоросшивателями с собранными в них ксерокопиями каких-то листов и страниц. Мне нравится, что наши школьники все еще делают конспекты, записывают лекции или тезисы с урока и вообще ведут свои записи на занятиях вручную. («WOW! Вот это да!!!» — удивление иностранца).

Плюс №11

Мне нравится, что я выхожу на контакт с родителями любого школьника, не спрашивая его разрешения на это, и без скандальных для себя последствий и упреков в нарушении прайвеси и вторжении в частную жизнь. Спрашивать разрешения ученика позвонить его родителям? На мой взгляд педагога с советской закалкой (в хорошем смысле слова!), это — перегиб. Взрослый, а педагог особенно, должен порой «вторгаться в частную жизнь» ребенка для его же блага.

Плюс №12

Мне нравится, что наши школьники знакомы с основами языкознания. Они представляют себе, что такое части речи; подлежащее и сказуемое и т.п. Они знают (или, по крайней мере, слышали) о пунктуации и о знаках препинания. ТАКИХ представлений у заокеанских школьников нет. Они ТАК язык (свой родной язык и иностранный тоже!) не изучают.

Плюс №13

Мне нравится, что у нас делать орфографические ошибки — стыдно. А у них это — мило, забавно. Многие иноземные граждане честно признаются: «Я, знаете ли, не силен в спеллинге». (От английского «spelling» — орфография).

Плюс №14

Мне нравится (очень нравится!), что в наших школах нет сообществ нетрадиционной сексуальной ориентации, и, следовательно, туда не приглашают и не зазывают школьников для назойливых разъяснений их сексуальных свобод и прав.

Плюс №15

Мне нравится, что у наших школьников есть домашние задания, за которые с них учителя могут строго спросить.

Плюс №16

Мне нравятся наши, как правило, хорошо организованные школьные мероприятия. А еще я очень люблю «капустники» на некоторых из них. Как известно, КВН — российская национальная черта. Когда я ставила (пыталась ставить!) что-то подобное у них, они ТАК удивлялись и ТАК восхищались представленным номером. А однажды, после очередного выступления на мероприятии группы моих единомышленников, ко мне подошла одна дама и спросила: «Наверное, вам режиссер все это ставил? А кто оплачивал услуги режиссера?» 

Плюс №17

На мой взгляд, хорошо (по крайней мере, для школьников), что к нашему учителю можно подойти в любое время для обсуждения проблем и трудностей ученика. И родителям не надо назначать встречу с учителем (appointment) в учебной части, заранее обговаривая день и час, а также продолжительность беседы (строго от сих до сих и, как правило, 15 минут).

Плюс №18

Мне нравится, что наши учителя ходят на работе в отглаженной одежде и с аккуратными прическами. Я понимаю, что не гладить одежду, не подкрашивать седые волосы и вообще не причесываться, наверное, проще — меньше напряжения. Но мне нравится, что мы не ищем простых путей и готовы напрягаться.

Плюс №19

У нас в школе действует негласный принцип: «Не знаешь — научим! Не хочешь — заставим!» У них, в их заморских школах — по-другому: «Не знаешь — учись, не хочешь — как хочешь! Это — твои проблемы!» Лично мне наш принцип импонирует больше.

Плюс №20

На мой взгляд, хорошо, что наше школьное образование и общение взрослых с детьми любого возраста задает последним вектор движения, как правило, движения поступательного. Мне нравится это, потому что я уверена, если взрослые НЕ задают детям вектор движения, то у детей получается броуновское движение по жизни.

Я перечислила некоторые черты нашей школьной системы образования, которые лично мне, российскому педагогу, нравятся. Как мне представляется, заокеанская система школьного образования больше организована для удобства учителей и родителей школьников. У них такая своеобразная «школа со всеми удобствами». Во всяком случае, такой она мне показалась. У нас же, возможно, получилась «школа со всеми неудобствами» для учителей. Да и учителя наши как-то не очень привыкли ставить собственные удобства на первое место. Наверное, в нашей школе работать неудобнее, труднее и тяжелее, чем в их. Но меня почему-то не покидает такое ощущение, что наша школа больше дает школьникам. Дает чего? ВСЕГО!

Но, впрочем, это лишь МОЙ субъективный взгляд.

А что в нашей российской школе нравится вам?

О том, что мне еще нравится в нашей системе образования, в общении взрослых с детьми, а также о том, что мне не совсем нравится и совсем не нравится — в моих книгах. Из приводимого ниже списка две первые книги высылаю по электронной почте коллегам по учительскому цеху. Пришлите заявку на: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей:

 

  • купить можно в интернет-магазинах OZON.ru, Лабиринт.ру и др.
  • А.С. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А.С. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А.С. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А.С. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
    А.С.  Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • Второе издание книги «СЕМЬЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ», электронная версия в том числе: http://osnovakniga.ru/product/bikeeva_semia_osobogo_naznachenia/
  • А.С. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
  • А.С. Бикеева Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык.

Об авторе: Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Публиковалась в журналах: «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе», «Родительское собрание», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Игра и дети», «Игры и игрушки», «Воспитание дошкольников», «Математика в школе», «Справочник классного руководителя», «Справочник заместителя директора школы», «Первоклассные родители», «Педагогическая мастерская: все для учителя», «Все для классного руководителя», «Английский язык: все для учителя», «Немецкий язык: все для учителя», «Растем вместе», «Мир музея», «Управление начальной школой», «Управление школой».

Источник: http://pedsovet.su/publ/67-1-0-6059


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 40 гостей и нет пользователей