Абанкина: расходы родителей на дошкольное образование возрастут

Завершен прием предложений по доработке нового закона «Об образовании в РФ». Документ уже прошел первое чтение в Государственной думе, второе чтение запланировано на 11 декабря. О том, какие изменения желательно внести в законопроект, в интервью РИА Новости рассказывает директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Всеволодовна, какие нововведения, ждущие российское образование в связи с принятием нового закона, кажутся вам наиболее значимыми?

— Очень серьезно все, что связано с дошкольным образованием. Новый закон отделяет услуги по присмотру и уходу за детьми — от услуг по обучению. Первое — это организация питания, режима дня. Эти услуги станут полностью платными. Региональные бюджеты должны частично компенсировать родителям часть расходов, вернув от 20% оплаты пребывания в детском саду первого ребенка, 50% — второго и от 70% — третьего. Сейчас эта услуга остается полностью или частично бесплатной, а с принятием нового закона ситуация изменится и родительская плата, к сожалению, возрастет. На мой взгляд, общественность пока не понимает всей значимости этого изменения.

В то же время образование детей в детском саду — оплата труда соответствующих педагогов, оборудования — должны стать бесплатным.

Должен появиться и государственный стандарт дошкольного образования, а с ним и требования к результатам обучения. Если есть требования к результатам, нужно их как-то проверять, тестировать детей и оценивать. Однако оценки вредны и для младших школьников, а уж для дошкольников — тем более. Эксперты Общественной палаты приняли предложение о запрете проведения каких-либо итоговых аттестаций по программам дошкольного образования. Но, боюсь, этого не будет достаточно. Думаю, нужно вернуться от федерального стандарта — к федеральным требованиям.

В новой редакции закона не предусмотрено государственного финансирования частных детских садов…

— Да. Мне непонятно, почему эта норма, существующая уже в действующем законодательстве, исчезла из последней редакции закона. Именно частные дошкольные учреждения сейчас удовлетворяют потребность в присмотре и уходе за самыми маленькими — детьми 1-3 лет. Частно-государственное сотрудничество в этой области успешно работает в некоторых регионах — в Самарской области, в Пермском крае и других местах. В Правовом департаменте Минобрнауки меня заверили, что это просто недоразумение.

Как вы оцениваете перспективы принятия поправки о предоставлении коммерческим организациям возможности осуществлять образовательные программы?

— Эта поправка — из тех, которые могут быть не приняты. С одной стороны, это очень полезная инициатива. Уже сейчас некоторые крупные предприятия помогают учреждениям среднего профессионального образования (СПО) — вспомним завод «Фольксваген» в Калуге. Его руководство привезло в учреждение СПО оборудование, учителей, программы. Если мы хотим привлечь крупные предприятия для более массовой подготовки кадров, нужно сделать это для них более легким. Китай пошел по этому пути, и сейчас в этой стране действует очень эффективная подготовка рабочих кадров под конкретное место.

С другой стороны, возникает вопрос о социальных гарантиях. Если мы даем коммерческой организации государственные деньги, как ограничить ее в их использовании?

Этот вопрос надо урегулировать с помощью подзаконных актов, а саму поправку принять. Но не все со мной согласятся.

Еще один спорный вопрос — Общественная палата предлагает закрепить за ведущими вузами право решать, какие дипломы они принимают, а также создавать программы на иностранных языках. И то, и другое нужно, если мы хотим учить иностранных студентов. Но пока в проекте закона четко сказано, что образование должно осуществляться на государственном языке. Есть поблажки для языков малых народов России — и то не на уровне высшего образования. Но не для иностранных языков. Я не уверена, что пожелания ведущих вузов будут удовлетворены и у них появится больше возможностей для привлечения иностранцев.

Еще в прошлом году обсуждался ЕГЭ для бакалавров. Сейчас ОП РФ предлагает ввести независимую аттестацию выпускников вузов…

— ОП вообще уделяет большое внимание прозрачности вузов для абитуриентов и их семей. Независимая аттестация — часть этой прозрачности. Пока ее необходимость непонятна, в том числе, самим вузам. Однако в будущем, когда независимая аттестация получит авторитет у абитуриентов, станет частью механизмов рейтингования вузов, это будет важный элемент оценки качества образования и его прозрачности для потребителей.

Как вы оцениваете возможность повышения требований к результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам у претендентов на бюджетные места?

— Положительно. Недавно наш институт проводил исследование, показавшее, что высокие баллы по общеобразовательным предметам имеет самая мотивированная часть абитуриентов. Это те ребята, которые включаются в академическую работу. Именно на таких в первую очередь, и рассчитано университетское образование.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

http://ria.ru/society/20121127/912436235.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 58 гостей и нет пользователей