Американские подарки модернизации Российского образования

В 1997, 2002, 2005 гг. между Правительством РФ и МБРР были подписаны соглашение о займах на модернизацию образования. Стратегия развития образования включала: ослабление государственного влияния и ориентация образования на требования рынка труда. Вот некоторые из первоочередных рекомендаций МБРР: «закрыть педагогические институты»; «закрыть профессиональные училища»; ввести «подушевое финансирование школ»; «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП»; устранить «несправедливость и неэффективность экзаменационной системы».

Согласно рекомендациям МБРР, школа должна стать инструментом в борьбе с нравственностью и духовностью в России. Предлагалось установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились авторами доклада к «способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций… этот список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу, а также терпимость к другим социальным группам».

В декабре 1999 г. на базе ГУ-ВШЭ был создан "Центр стратегических разработок». Его президентом стал Г. Греф, вице-президентом – Э. Набиуллина. В 2001 г. по инициативе Я. Кузьминова, мужа Э. Набиулиной, создается Российский общественный совет по развитию образования. В 2004 г. Кузьминов представляет доклад о совершенствовании структуры образования в России. Три важнейших принципа образования – всеобщность, бесплатность и фундаментальность – подвергались полному пересмотру как нерентабельные. По мнению Кузьминова, у нас слишком образованная страна: «…в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет».

К 2010 г. был реализован целый ряд мер по реформе российской образования: (1) закрыто 40 педагогических институтов; (2) система профтехучилищ фактически разрушена; (3) к «минимальным стандартам гражданственности» российская школа уже идёт; (4) «несправедливая» экзаменационная система заменена на ЕГЭ.

В январе 2011 г. был опубликован новый образовательный стандарт для старшей школы: вместо знаний предполагается давать «компетенции» и оставлено обязательными всего четыре предмета. Проект вызвал общественную критику. На нее откликнулся только В.В. Путин: «Перестарались…». А. Фурсенко пообещал не допустить одобрения «этих стандартов» до того момента, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку. В Минобразования начали «широко» обсуждать и исправлять.

Но возник вопрос: почему вообще нужно исправлять то, что является гибельным для российского образования? Представители Российской академии образования называют предлагаемый стандарт «примером откровенной халтуры, убедительным свидетельством непрофессионализма и безответственности». Зам. председателя Комитета Госдумы РФ по образованию О. Смолин расценивает возможное утверждение документа как «резкое ограничение прав человека в области образования». Спикер Совета Федерации С. Миронов заявляет: «Новые школьные стандарты подорвут основы государственности».

В 2003 г. Счётная палата РФ начинает проводить проверки эффективности государственных расходов при реализации проектов МБРР. Как явствует из Бюллетеня СП РФ за 2008 г., «за весь период использования заёмных средств в сфере образования российской стороной оценка эффективности ни одного из проектов МБРР не проводилась». Погашение и обслуживание займов осуществлялось за счёт средств федерального бюджета.

С 2001 г. Минобразования «пришлось» бросить все средства на проведение ЕГЭ, ГИФО, реструктуризации сельских школ и т.д. При этом, как свидетельствуют материалы Счётной палаты, РАО от разработки основных направлений развития образования фактически отстраняется: «разработка научных проектов поручалась организациям… не имеющим необходимого для такого уровня разработок научного потенциала».Согласно материалам Счётной палаты, все образовательные эксперименты проводились с многочисленными законодательными нарушениями (Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и т.д.). Именно от того, что реформа – это один незаконный эксперимент, за который никто ответственности не несёт, всё время пытаются отвести российские реформаторы. И пусть сравнительно не так велики суммы, заложенные МБРР в российское образование, зато направлены были метко и попали в нужные руки.

http://www.eduhelp.info/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 40 гостей и нет пользователей