Авторы новых образовательных стандартов признали ЕГЭ устаревшим

Елизавета Шевченко

Новый образовательный стандарт для старшей школы сейчас находится на доработке. В усовершенствованном виде он появится 15 февраля. Разработчики поблагодарили общественность за активную позицию, оценили роль блогосферы, но остались при своем. При этом упрекнули своих противников в неумении читать официальные документы, косности и меркантильности. «Любая новая система воспринимается сначала как ересь»,— ответил критикам новых стандартов директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Проект нового образовательного стандарта отправлен на доработку. 15 февраля он будет вынесен на обсуждение общественности. Об этом заявил замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов. По его словам, доработка предполагалась и раньше, но после того, как дискуссия приобрела особый размах, к усовершенствованиям документа подойдут более тщательно.

9 февраля, выступая перед Госдумой в защиту стандартов, министр образования Андрей Фурсенко объяснил необходимость профильного обучения в старшей школе. «Ребята к 10-му классу должны подходить, точно понимая, кем они хотят быть»,— подчеркнул он. По словам министра, по поводу стандартов начальной и средней школы общественное согласие уже достигнуто. Без его достижения по поводу стандартов старшей школы они не будут приняты. На всякий случай Фурсенко пообещал: «Если в ходе длительных обсуждений мы не придем к согласию, то в принципе мы не можем исключить, что будет объявлен новый конкурс на разработку стандартов».

История школьных стандартов

 

Новый образовательный стандарт для младшей школы (1–4-е классы) был принят в 2009 году. С этого учебного года по нему учится 200 тыс. ребят из 1,2 млн всех первоклассников. До его утверждения обсуждения длились 2 месяца. С 1 сентября 2011 года он будет введен повсеместно.

Вслед за ним был принят новый образовательный стандарт для средней школы (5–9-е классы). Он был подписан через 7 месяцев после проверок и всестороннего изучения. На него планируется перейти в 2012 году.

Ученики 10–11-х классов пока нового стандарта не получили. Его готовы обсуждать дольше двух предыдущих. Скорее всего, он будет принят не раньше осени 2012 года. Планируется, что первые участники эксперимента появятся среди тех, кто перейдет в старшие классы в 2013 году. Повсеместное введение стандарта намечено на 2020 год.

 

Читать надо внимательнее

Широкое обсуждение законопроекта началось после того, как в «Живом Журнале» один из хороших знакомых учителя русского и литературы Центра образования № 57 Сергея Волкова разместил его письмо к авторам документа. Под письмом подписались 23 тыс. человек. В своем обращении Волков постарался выразить свое недоумение по поводу некоторых пунктов нового стандарта.

Недоумение Волкова поддержали люди совершенно разных профессий. У многих возник вопрос, как можно сделать обязательными только три предмета: физкультуру, ОБЖ и "Россию в мире". Также многим казалось непонятным, зачем на эти три предмета и четвертый – индивидуальный проект отводить 40% объема программы.

Как выяснилось, подписавшиеся просто не умеют читать. По мнению ректора Института проблем образовательной политики «Эврика», члена Общественного совета при Минобрнауки РФ Александра Адамского, «публикация стандарта— тест на понимание текста». И этот тест не прошли 600 докторов наук и два десятка академиков (в основном из РАН и РАО). «Запутаться легко, и большинство запуталось».

О том, что документ написан канцелярским языком, сказал и Волков. В ответ на этот упрек замминистра Дулинов ответил, что официальный документ не может быть написан бытовым языком.

Тем не менее апологеты проекта утверждают, что слово «обязательные», относящееся к четырем предметам, не говорит о том, что другие предметы являются необязательными. Вовсе не это имелось в виду. По словам научного руководителя Института развития образования ГУ-ВШЭ Исаака Фрумина, кажущееся на первый взгляд правильным рассуждение, что раз написано, что это обязательно, значит, все остальное необязательно, является ошибочным. Стандарт, по его утверждению, предполагает обязательное изучение и математики, и Достоевского. Тем, кто в этом сомневается, Фрумин напомнил, что с 2000 года Россия участвует в международном тестировании на читательскую грамотность. Среди 60 стран мы уже 10 лет стабильно держимся на 30-м месте. И именно благодаря новому стандарту, возможно, наши дети улучшат эти плачевные результаты.

Кроме того, те, кто решил, что 40% объема подразумевает 14 часов из 36-часовой образовательной программы, тоже жестоко ошиблись. Разработчики не принимали во внимание, что всегда объем программы измерялся часами. Когда создавался проект, за 100% приняли 10 предметов, которые останутся в расписании ученика. Таким образом, четыре «обязательные» предмета как раз составили 40% общего объема.

Ответчики и лоббисты

Стоит заметить, что среди разработчиков стандартов есть и представители РАН и РАО. Тем не менее некоторые члены этих академий также поставили свои подписи под письмом Волкова. Очевидно, что в этой среде по поводу стандарта полного взаимопонимания не достигнуто.

Однако среди разработчиков нет представителей ни Минфина, ни Минэкономразвития. По мнению Александра Адамского, именно это является ключевой проблемой нового стандарта. Так, по его словам, Минфин категорически против фиксации обязательств государства в точных цифрах. Однако никакое планирование невозможно без финансовых обязательств со стороны государства.

В предметном лобби обвинили учителей. По мнению разработчиков, здесь имеет место предметное лобби, которое не хочет прогрессивных изменений. Внимание к учебному плану объясняется тем, что здесь перекрещиваются интересы учителей и репетиторов. Все это напоминает битву за часы.

Сергей Волков сказал, что, по его данным, многие представители высшей школы, в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий, утверждают, что хотят получить не специалистов по профилю, а хорошо подготовленных на базовом уровне студентов. Авторов подобных заявлений Любовь Духанина, президент образовательного холдинга «Наследие», вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, член Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук, обвинила в лукавстве. По ее данным, результаты ЕГЭ даже по профильным предметам, которые ученики выбирают сами, у нас невысокие. Эту проблему решит образовательный стандарт, направленный на профильное обучение.

Как решали проблему выбора раньше

 

Проблема основательной подготовки будущего специалиста по профильным предметам стояла и раньше. Ее решали разными путями.

1. Профильные школы и профильные классы, где углубленно изучаются отдельные предметы.

2. Репетиторы, занятия с которыми увеличивали и так большую нагрузку школьника.

3. Экстернат, освобождающий время для личных занятий, возможно, также с репетитором.

 

ЕГЭ устарел

Не секрет, что сегодня вся система обучения в старшей школе направлена на то, чтобы подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ. Новый стандарт, по словам директора Департамента общего образования Минобрнауки РФ Елены Низиенко, направлен на то, чтобы переломить эту ситуацию и развивать личность.

Критики замечали, что, выбирая между русским и литературой, находящимися в одной предметной области, будущий математик всегда выберет русский, по которому ему придется сдавать ЕГЭ. Оказывается, эта проблема перед ним не встанет: ЕГЭ не будет.

Будущих школьников ждет новая система аттестации. Именно под нее и разрабатывается новый стандарт. Как заявил замминистра Дулинов, ЕГЭ— это аттестация старого образца, а стандарт пишется новый.

Таким образом, нас ждет новая система проверки знаний на выходе из школы. Однако она еще не разрабатывалась. Каким образом будет проводиться в 2013 году введение нового образовательного стандарта для части школьников при существовании старой системы проверки знаний, остается неизвестным. Вопрос о необходимости совместить вариативность образования и ЕГЭ остается открытым.

ЕГЭ как форма проверки знаний устарел. По замыслу, новая школа будет развивать критическое мышление ребенка. На смену избыточности должна прийти вариативность, на смену знаниям и навыкам— умение учиться и прикладывать полученную информацию к реальной жизни.

В поисках новой школы

Беда в том, что мы смотрим на проект из нынешнего времени. Разработчики стандарта признают, что многое осталось не прописанным, но подразумевалось. Помимо ликвидации устаревшего ЕГЭ школа, возможно, получит новый предмет— русскую словесность. Пока неизвестно, что предполагается изучать на этих уроках, поскольку обсуждений в кругах учителей-предметников по этому вопросу еще не велось. Однако Дулинов заверил, что именно профессиональное сообщество должно помочь определить разработчикам проблему русского языка и литературы.

Новые потребности влекут изменения в содержании образования. Именно возможность выбора считается главным достижением нового стандарта и жизненной необходимостью современного школьника. Переход от старого к новому стандарту директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук Александр Асмолов сравнил с появлением при классической физике Ньютона релятивистской физики Эйнштейна. По его мнению, в настоящее время реформа разбивается о сопромат массового сознания. «Любая новая система воспринимается сначала как ересь»,— заявил он.

Как сказал Асмолов, мы наблюдаем переход к школе критического мышления от фабрики производства среднего ученика, создателем которой был автор классно-урочной системы, чешский гуманист XVII века Ян Амос Каменский.

Значение дискуссии

Представитель Минобразования поблагодарил общественность за активное участие в обсуждении проекта. Также как положительное явление оценил обсуждение законопроекта Александр Асмолов. По его словам, впервые роль блогосферы в делах людей оказалась настолько важной, что не может не свидетельствовать о прогрессе в нашем обществе.

Однако вместе с высокой оценкой инициативы оппонентов и благодарностью за постановку вопросов прозвучали и нелестные оценки. Так, Александр Адамский заявил, что «острота военных действий направлена по периферийным вопросам». Самым неутешительным стало заявление Фрумина, назвавшего саму дискуссию крушением той модели образования, которая у нас была.

Остается надеяться, что старой модели образования все же удалось подготовить и достойные кадры, которым удастся написать отличный новый образовательный стандарт.

http://www.gzt.ru/print/347266.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 120 гостей и нет пользователей