Бурячко: классическая гимназия не вписывается в рамки стандарта

Разработчики проекта старшей школы взяли за основу образовательную модель международного бакалавриата с ее возможностями построения индивидуальной образовательной траектории и выбора курсов. Однако в российской школе сегодня есть педагогические модели, которые не вписываются в установленные стандартом рамки. Об одной из них – классическом гимназическом образовании – в интервью РИА Новости рассказал директор Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 Сергей Бурячко.

- Сергей Владимирович, в чем главные отличия образования в классической гимназии от традиционных подходов к построению профильного обучения?

- В классической гимназии обучение ведется по специальной образовательной программе, во главе угла которой, с одной стороны – языки, в том числе древние, с другой – математика. Программа не вписывается в модель профильной школы, которая сформировалась еще в советские времена. Например, традиционно были разделены естественнонаучное, математическое и гуманитарное направления, поэтому в школах с углубленным изучением иностранных языков зачастую не уделяют достаточного внимания математике, и наоборот.

Система международного бакалавриата (IB), на которую удивительно похож новый стандарт для старшей школы, в этом отношении еще хуже, так как урезает список изучаемых старшеклассниками предметов до минимума. В рамках собственно IB это вполне логично. Школы IB возникли в Швейцарии как частные учебные заведения, где зажиточные иностранцы из развивающихся стран могли в кратчайшие сроки подготовиться к поступлению в западный университет - «подтянуть» профильные предметы и компенсировать наиболее серьезные пробелы в образовании. Система IB создавалась под вполне конкретную задачу, которая перед нашими школами не стоит.

Я не вполне понимаю, зачем ограничивать обращение к международной практике исключительно системой IB. Международный образовательный опыт чрезвычайно разнообразен, и классические гимназии широко распространены в Западной Европе: Франции, Нидерландах, Италии, Германии. В той же Швейцарии государственные классические гимназии являются весьма престижными.

- Классическое образование предполагает изучение «мертвых» языков. Но какой смысл в этом для тех, кто не собирается становиться филологом или историком?

- Изучение древних языков помогает нам в изучении современных европейских языков, грамматика которых связана с латинской. Когда человек понимает происхождение тех или иных грамматических структур, ему проще их запомнить. Например, в пятом классе наши ребята изучают русский язык, немецкий язык и латынь – их грамматика похожа, везде падежи, склонения, спряжения (английский обычно изучают позже – в восьмом классе, вместе с древнегреческим). Программы синхронизированы: падежи одновременно изучают на уроках всех трех языков. Это очень помогает в будущем: большинство наших выпускников, став взрослыми, изучают четвертый, пятый язык.

Правила древних языков никогда не изменятся, они ясны, прозрачны и хорошо изучены, количество текстов ограничено, да и новых не появится. Можно сказать, мертвые языки похожи на геометрию Евклида с ее стройными, логичными правилами, аксиомами и доказательствами. Наши преподаватели строят уроки древних языков так, чтобы усилить их сходство с уроками математики.

- А у преподавания математики в классической гимназии тоже свои особенности?

- Да, мы стараемся дать школьникам более глубокое представление о том, что такое математика и математическая логика, а не просто научить их решать задачи. Поэтому изучение математики у нас расширено за счет теории множеств, теории чисел, элементов теории вероятностей, математической логики. Благодаря изучению некоторых элементов лингвистики, мы сразу же можем дать ученикам понимание того, зачем это нужно.

- Как классическое гимназическое образование развивается сегодня в России? Стоит ли внедрять его более широко?

- На сегодняшний день в России лишь две классические гимназии: наша, государственная, и частная гимназия при Греко-Латинском кабинете Юрия Шичалина в Москве. Были попытки внедрить факультативное изучение латыни в некоторых школах, однако, на мой взгляд, это не имеет смысла. Классическое образование можно воспринимать лишь как цельную систему согласованных между собой языковых и математических курсов, а для этого нужны высококлассные педагоги. Я убежден, что лишь классическое образование дает разностороннее развитие, и его не способны дать никакие другие школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Что касается более широкого внедрения модели классической гимназии, то при нынешнем состоянии нашего педагогического образования делать это крайне сложно. Сразу же возникнет проблема: где взять учителей. У нас, например, преподают преимущественно ученые-исследователи, способные работать с детьми, а не выпускники педвузов. Мне представляется, что необходимый для такого образования педагогический ресурс Санкт-Петербурга наша гимназия в настоящее время исчерпывает.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

http://www.rian.ru/edu_analysis/20110510/372546310.html



Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 95 гостей и нет пользователей