Чего ждать от учебников будущего

На днях стартовала всероссийская апробация новых электронных учебников крупнейшего российского издательства учебной литературы «Просвещение». Результат впечатляет: учебники стали наконец красивыми, интерактивными, с понятным интерфейсом, встроенным поиском и удобными закладками. Единственное, в чем их можно упрекнуть – они не перестали быть учебниками. Учитывая, что с сентября этого года все издательства обязаны поставлять вместе с бумажной версией и электронную, беспокойство усиливается. Причем, чем лучше учебник, тем сильнее беспокойство.

В словосочетании «электронный учебник» два слова: «электронный» значит не бумажный, а «учебник» значит предметный, последовательный и, как правило – твоя собственность. Крайне редко обсуждается его содержание (все учебники не перепишешь), и почти никогда – необходимость. Поподробнее об этом.

Новые форматы обучения

Содержание учебника традиционно дробится на главы, в электронной версии есть оглавление из гиперссылок, которое позволяет говорить о том, что монолитный «бумажный» формат в цифровой среде рассыпается на небольшие фрагменты. Как и в обычном учебнике, можно прочитать только то, что нужно. Но больше ничего сделать нельзя – только прочитать. Хотя кажется очевидным, что современный ученик меньше всего в цифровой среде читает, а больше смотрит, ищет, переписывается, и особенно – играет. Это все активные форматы, которые отлично подошли бы для обучения. Проблема в том, что их не выдумаешь из традиционного содержания. Их нужно изобретать с нуля.

На разработку одной игры уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Электронные лаборатории, симуляторы – это сложные в производстве программы, а область применения каждой, как правило, очень узкая. Вот – как клетка устроена, а вот – как закон Архимеда работает, и ничего между ними общего. Сегодня сложно даже посчитать, сколько таких приложений нужно в рамках хотя бы одного учебного года.

Навыки 21 века

Есть и другой важный момент – кроме передачи знаний, хорошо бы использовать возможности технологий и для обучения межпредметным навыкам, которые естественным образом вытекают из активных форматов. Это так называемые «навыки 21 века» – умение мыслить критически, творчески, работать в команде, жить в обществе и т.д. И главное – технологии-то сетевые. Электронный учебник уверенно унаследовал у бумажного режим, который в играх называется Campaign – то есть «Ученик против Учебника». А есть же еще режим Multiplayer, где обучение происходит даже в самых игровых играх типа World of Warcraft. При таких мыслях у издателя по спине пробегает холодок – бюджет сетевых игр давно побил голливудские блокбастеры категории «А». Не говоря уже об отсутствии компетенций в разработке и даже бытового понимания, что там внутри-то происходит.

Очевидно, что ни одно издательство даже при неограниченных ресурсах в перспективе одного поколения ничего подобного не сделает. Не появится у нас электронного учебника по всем предметам, состоящего из игр, симуляторов, видеолекций и 3D-моделей, которым позволит детям общаться, помогать друг другу и совместно работать над проектами. Это красиво, но пока – утопия.

Экосистема вместо единого учебника

Реальным кажется будущее, в котором не будет электронных учебников, но появится экосистема или среда, состоящая из бесконечного числа образовательных приложений. Они будут самими разными – от крошечных текстовых фрагментов до полноценных MMORP-L, то есть массового многопользовательского онлайн ролевого обучения (известная аббревиатура из игровой индустрии, в которой «игры» я заменил на «обучение»).

Реальным кажется будущее, в котором появится экосистема или среда, состоящая из бесконечного числа образовательных приложений.

Производителей таких приложений может быть сколько угодно, приложения будут дублировать друг друга, формируя конкурентный рынок. Уже сейчас крупнейший каталог EdSurge насчитывает более тысячи англоязычных образовательных приложений для школы, Индекс Edutainme содержит более 130 российских проектов. И наверняка появятся специальные сервисы, которые будут помогать с выбором и выстраивать образовательные траектории и отслеживать их эффективность. Эту же функцию возьмут на себя школы, учителя, родители и наконец – когда все заработает – сами ученики. И тогда настанет переломный момент, когда в центре обучения окажется сам ученик, способный (обученный) ставить себе долгосрочные цели и корректировать их по ходу движения.

В связи с этим, возникает два важных вопроса.

Проблемы и перспективы

Во-первых, для формирования экосистемы нужно договориться о едином для всех техническом языке, формировании и реализации отраслевых стандартов. Не совсем понятно, кто возьмет на себя эту функцию, принимая во внимание то, что мы явно выходим за государственные границы, а с совершенствованием технологий семантического машинного перевода – и за языковые. Уже сейчас Skype позволяет переводить разговор «на лету», и качество перевода постоянно растет. Интернет для всех один, мультикультурность развивает интерес и целый пучок новых навыков, необходимых каждому гражданину цифровой эпохи. В этой области работает Mozilla: значки Open Badges призваны подтверждать любые навыки и знания, полученные онлайн или в университете.

Международные институты, разрабатывающие единые образовательные протоколы для обмена образовательными данными, есть уже сейчас (например, IMS или TinCan), но пока что они отстают от темпа развития технологий, и со временем отставание может усилиться, так как институты бюрократичны по природе, а стартапы, наоборот, живут «в моменте».

Во-вторых, еще сложнее разрешить вопросы, связанные с собственностью и безопасностью данных, накапливаемых учеником в процессе обучения. Вовлеченность в процесс, успеваемость, интересы, общительность – все это легко фиксируется Большим братом. Данные необходимы ученикам, чтобы на основе их анализа строить личные образовательные траектории. Первая ласточка – проект Knewton, уже работающий с крупнейшими американскими издательствами и выдавший на сегодня более 15 миллиардов рекомендаций.

Работодатель с помощью данных выбирает лучших или наиболее подходящих ему сотрудников. Бизнес использует для таргетированной рекламы. Государство корректирует образовательную политику. Сегодня все накопленные данные остаются на стороне платформы или приложения, которое использует ученик. Но в том будущем, где ученики сами будут ответственны за свое обучение, право распоряжаться данными перейдет к ним самим, и в какой-то степени – их родителям, учителям и работодателям. Вопрос – в какой форме и как именно они будут эти данные использовать. Этим вопросом тоже уже занимаются (например, в SIIA), но пока разговоры скорее кулуарные и не перерастают в широкую общественную дискуссию.

Когда ученики сами будут ответственны за свое обучение, право распоряжаться данными перейдет к ним самим.

В итоге ученики получат доступ к огромному количеству образовательных приложений, возможность выбора целей и средств, смогут учиться с другими учениками, в удобной им форме и, учитывая наличие у большинства мобильных устройств и часовых поясов, в удобное им время. Найти в этой цифровой образовательной среде место традиционной школе – вот что сейчас надо обсуждать. А об электронных учебниках пусть позаботится Дарвин.

http://www.edutainme.ru/post/textbook-future/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 63 гостя и нет пользователей