Культура, в самом глобальном понимании этого слова, оказалась забыта и ушла на дальний план. Речь идет о культуре не как сфере деятельности, регулируемой Минфином, а о культуре человека, его поведения, власти, отношений и речи. Последние 25 лет мы об этом почти не говорили. Поэтому имеем то, что имеем.
Мы много говорим о коррупции и преступности, забывая про то, что все вызвано отсутствием или недостатком культуры. Человек культурный - человек совестливый. Он не может пойти на какие-то аморальные поступки. Все просто.
Разговор на самом высоком уровне о культуре чрезвычайно важен. Это посыл для всех руководителей субъектов. Главное, чтобы этот посыл был правильно интерпретирован. Тут неприемлем чиновничий подход. Он не сработает. Нельзя насадить культуру искусственно. Культура не возникает по мановению волшебной палочки. Как и плодородный слой почвы, она накапливается годами.
Нужно поменять взгляд на образовательный процесс, придумать инструменты поддержки культурного поля. Образование должно базироваться на историко-культурном наследии.
Минобрнауки и Минкультуры - пока отдельные ведомства. Между ними нет системы взаимодействия. Как результат - культура практически вытеснена из школьных стен. Сокращаются часы литературы - той самой великой русской литературы. Сокращаются часы русского языка - того самого объединяющего русского языка, который для всех национальностей России является единым государственным языком. Почти не преподают историю искусств. Эти предметы постепенно вытеснялись более технократическими и прагматичными предметами вроде основ безопасности жизнедеятельности.
Я не призываю возвращаться к советской идеологии, но классическую систему образования вытеснять псевдопредметами и псевдотестами - преступно.
Если посмотреть, в мире есть позитивные образцы, с которых можно брать пример. Китайские дети, к примеру, учатся в музеях. Они идут в них целыми классами и проводят дни напролет в потрясающих залах. В Музее науки и техники Шанхая каждый день с утра до вечера можно встретить тысячи китайских детей. У них принципиально другой уровень образования. Похожие примеры есть в Германии, Великобритании...
Есть приличный опыт, которым располагал Советский Союз. Что-то могло бы пригодиться и сейчас.