Что предложили министру образования лучшие учителя России

Какой должна быть школа сегодня? Что предложили министру образования лучшие учителя России? Об этом рассказывает абсолютный победитель конкурса "Учитель года-2012" - преподаватель русского языка и литературы из Москвы Вита Кириченко.

Вита Викторовна, как вам, учителю русского и литературы, идея со списком из ста книг для внеклассного чтения?

Вита Кириченко: Неплохая. Лишь бы не вышло, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Все, доведенное до абсолютизма, я воспринимаю с большой осторожностью. Кроме того, наличие списка не является гарантией прочтения книг. Мы, кажется, немного увлеклись модной идеей - сто книг, сто фильмов. Разумно, на мой взгляд, что это рекомендуемый, а не обязательный перечень.

По данным социологов, подростки 14-16 лет в первую очередь отдают предпочтение детективам и фантастике. А что читают ваши ученики?

Вита Кириченко: У кого-то после урока на парте остается Довлатов, у кого-то - Макс Фрай. Они, естественно, часто читают совсем не то, что я рекомендую. Но, что ценно, советуются, спрашивают. И я обсуждаю с ними их выбор.

Русский язык сегодня меняется, разрешены вариативные ударения и написания некоторых слов. Как вы относитесь к реформе языка?

Вита Кириченко: Язык - живой организм, он меняется всегда, но есть база, которая должна оставаться неизменной. Я против реформы орфографии, надеюсь, эта идея уже затихла надолго. Должны быть единые правила.

А что делать со словами из прошлого? Например, слово "нива" в стихотворении Михаила Лермонтова современные дети уже воспринимают с трудом. Сегодня "нива" - это машина такая.

Вита Кириченко: Да, такой процесс идет, и с этим ничего не сделаешь. Ведь мы в их возрасте тоже, наверняка, говорили на своем языке и недопонимали взрослых. Современные дети живут в совсем другом, отличном от нашего, информационном мире. И они не воспринимают огромное количество привычных нам слов. Не только "нива" вызывает трудности. У меня был случай, когда пришлось объяснять значение слова "босяк".

Какие сочинения пишут ваши ученики?

Вита Кириченко: Я очень люблю сочинения на свободные темы. Это лучший способ, чтобы ребенок вышел за рамки, проявился, высказался. Люблю тему "Кем быть, каким быть?" И детям нравится. Они раскрываются самым неожиданным способом. Работу одной ученицы я перечитывала несколько раз. Отвечая на вопрос "какой быть?", девочка написала: "Про нас думают, что мы поколение кока-колы и сникерсов, но когда будет нужно, мы встанем, как вставали на защиту наши деды". В контексте работы понятно, что ребенок написал это не для учителя, это было настоящее, нутряное. Такое дорогого стоит.

ЕГЭ по литературе вас устраивает?

Вита Кириченко: Часть С в этом экзамене мне кажется приемлемой. У ЕГЭ сложная судьба. Мы изначально приняли его в штыки и никак не можем от этого чувства освободиться. Несмотря на то, что с тех пор материалы к экзамену основательно "почистили". Я не противник ЕГЭ по русскому языку. Он дал возможность даже не очень продвинутому ученику самому сдать экзамен на положительный балл. Раньше, если ребенок был увлеченным математиком или физиком, а язык ему не давался, мы просто "рисовали" ему оценку. На ЕГЭ он может заработать ее сам.

Тем не менее, что нужно менять в ЕГЭ?

Вита Кириченко: По моим ощущениям, претензии к этому экзамену на 70 процентов необоснованны. Понятно, что ЕГЭ - не идеальная форма проверки знаний, особенно для одаренных детей. Но есть олимпиады, творческие конкурсы. А назвать идеальную форму оценки знаний, которая бы отвечала всем нашим требованиям, сегодня никто и не возьмется.

А сочинение?

Вита Кириченко: В прежнем формате, по моему опыту, сочинения как форма итоговой аттестации не соответствуют замыслу - проверке реальных знаний и умений по литературе и возможности творческого самовыражения ребенка. Каким должен быть формат - вопрос открытый. Если бы у меня была возможность, я бы последнюю часть С в экзамене по русскому языку заменила мини-сочинением по литературе, а тексты к этому заданию делала бы открытыми. Например, все бы знали, что в этом году пишем по Достоевскому. На весь экзамен дала бы 4 часа, совместив таким образом русский и литературу в одном ЕГЭ. Оставила бы даже структуру сочинения, которая предлагается: сформулировать проблему, высказать авторскую позицию, обосновать, почему вы с ней согласны или наоборот. Дополнила бы еще таким пунктом: "Обоснуйте роль данного эпизода в идейно-художественном своеобразии произведения". Этого не спишешь, и без знания произведения с этим заданием не справиться.

Какая основная проблема школы сегодня?

Вита Кириченко: Достойно справиться с количеством нововведений. Реформа идет очень активно и бурно. Школе надо меняться, несмотря на ее консервативность. Она, конечно, будет всегда сопротивляться, из последних сил. В этом есть и плюсы, и минусы. За счет консерватизма школа, может быть, достойно переживает некоторые неоднозначные с точки зрения результата изменения. Но этот же консерватизм мешает быстро реагировать на происходящее вокруг, может тормозить ее развитие. Есть хорошее выражение: "Мы не достигнем того, чего хотим, если не сумеем быть благодарны тому, что имеем".

Дословно

На конкурсе "Учитель года-2012" министр образования и науки Дмитрий Ливанов пообещал педагогам:

1. Назначать директоров школ будут по-новому.

"Речь не о выборах, а о новой системе назначения директоров, которая включала бы в себя конкурс, альтернативу, представление разными кандидатами своих планов на будущее. Кто будет принимать решение - пока вопрос открытый. Но мнение коллектива школы надо обязательно учитывать".

2. В школу попадут только качественные учебники.

"Издательства, выпускающие учебники, не должны определять содержание школьной программы. А такое случается. Сегодня мы в совершенно неправильной ситуации, когда зачастую редакционная политика издательств определяет содержание обучения. Такого точно быть не должно. Мы будем думать, как сделать так, чтобы в школы попадали учебники гарантированного качества и уровня, чтобы их содержание было следствием стандартов образования, а не наоборот".

3. Учителей ждет новая система аттестации

"Процедура аттестации должна быть серьезно пересмотрена, она не должна сопровождаться сбором огромного количества документов с учителя. Аттестацию должно проводить само профсообщество, ведь кто, кроме учителя, может оценить уровень квалификации коллеги? Нужно снизить объем ненужных формальностей и сделать так, чтобы аттестация была связана с реальным, фактическим качеством работы педагогов и чтобы велась она на современном технологическом уровне. Кроме того, надо дать учителям право и возможность самим выбирать вид и содержание программы повышения квалификации".

http://www.rg.ru/2012/10/09/uchitel.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 62 гостя и нет пользователей