Цискаридзе попросил Медведева спасти художественные училища

Прошедшие в понедельник в Госдуме парламентские слушания не убедили деятелей культуры: они по-прежнему опасаются, что новый закон «Об образовании» может лишить художественные училища и вузы особого статуса и тем самым развалить существующую систему подготовки музыкантов и танцоров. Николай Цискаридзе уже обратился с открытым письмом к Дмитрию Медведеву: в своем послании солист Большого театра попросил президента сохранить систему, которая позволяет детям получать диплом о среднем образовании без отрыва от балетного станка и скрипки.

 Фото со спектакля "Смерть Полифема", в главной роли - ноги Николая Цискаридзе. Звезда балета способен покорять не только театральные подмостки.

7 февраля прошли парламентские слушания по поводу скандальной ситуации вокруг статуса художественного образования в законе «Об образовании». Почти четыре часа представители Минкульта, Минобрнауки, руководители художественных училищ и вузов и несколько депутатов обсуждали их статус и роль в сохранении российской культуры. О планах чиновников от образования «усреднить» школы для художественно одаренных детей и обычные общеобразовательные школы было известно еще в начале прошлого года. Однако информация о том, что смену статуса попробуют закрепить как в действующем законе «Об образовании», так и в новом, еще не принятом законе, стало известно только в ноябре 2010 года.

Напомним, что представители 29 ведущих музыкальных, балетных и других творческих училищ стали протестовать и добивались права на внесение изменений в действующий закон «Об образовании» и особый статус и свой образовательный стандарт в новом законе «Об образовании», общественное обсуждение которого завершилось 1 февраля.

Именно по итогам завершившегося приема замечаний и предложений общественности в Госдуме и решили провести парламентские слушания.

Школы с особым статусом

Речь идет о школах, в которых дети получают как специальное образование по искусству (музыкальное, хореографическое, цирковое и т.д.), так и общее образование. Таких школ в России всего 29 (в них обучается около 5730 детей). Среди них Центральная музыкальная школа (ЦМШ) при Консерватории им. Чайковского, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, Московская государственная академия хореографии, Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных, Московская детская художественная школа № 1 им. В.А. Серова на Пречистенке, Школа-лицей при Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Московская государственная академия хореографии и многие другие.

Недовольство деятелей культуры вызвала вероятность лишения специализированных школ, находящихся в ведении непосредственно Минкультуры либо региональных управлений культуры, особого статуса. Статус заключается в особом стандарте профобразования со сроками обучения 10 лет и 10 месяцев для будущих музыкантов и певцов, 7 лет и 10 месяцев (реже— 6 лет и 10 месяцев) для артистов балета и 4 года и 10 месяцев для артистов народного танца. Во многих хореографических спецшколах детей набирают и с 4 лет.

В интервью GZT.RU Николай Цискаридзе рассказывает о том, как, добиваясь особого статуса для художественного образования, он демонстрировал свои ноги чиновникам и о чем написал в письме президенту

Источник: GZT.RU

20 января прошла совместная коллегия Министерства образования и науки и Министерства культуры, посвященная скандальной ситуации вокруг возможной смены статуса государственных образовательных учреждений среднего профессионального художественного образования. Замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов тогда пообещал сохранить особый статус

7 февраля, уже после слушаний, министр культуры Александр Авдеев заявил GZT.RU, что пока у него нет уверенности в том, что вопрос с приданием особого статуса художественному образованию будет решен положительно.

«Пока не будет подписи президента, об этом будет рано говорить», – заявил он корреспонденту GZT.RU.

Цискаридзе написал президенту и показал чиновникам свои ноги

До этого, в декабре 2010 года, деятели культуры и такие звезды, как танцовщик Николай Цискаридзе и пианист Николай Петров, были приглашены на совещание в министерство образования и науки. Как уже сообщал GZT.RU, стороны не смогли договориться: Петров покинул совещание, а Цискаридзе, сняв ботинки, долго гнул стопу, пытаясь объяснить, почему детей в художественные школы нужно набирать с первого класса или даже раньше, иначе звезды первой величины не появятся.

7 февраля, в интервью GZT.RU, Цискаридзе заявил, что чиновники «просто не понимают специфики художественного образования и хотят все усреднить». Кроме того, через советника президента РФ по культуре Юрия Лаптева Цискаридзе передал Дмитрию Медведеву письмо, в котором рассказал обо всех особенностях художественного образования и его отличии от школьного.

Единоросс Светлана Журова увидела связь между событиями на Манежной площади и проблемами художественного образования. "Почему там оказались молодые люди, что их привело туда?", - задается вопросом вице-спикер Госдумы.

Источник: GZT.RU

«Мы боролись, а пока все загнивало»

Практически все выступающие на общественных слушаниях обращали внимание на непримиримую позицию министерства образования. Первой причиной долгого спора двух министерств по этому вопросу, по мнению Авдеева, является «недооценка культуры в нашем обществе».

«Отсюда и недооценка роли художественного образования и невнимание к тому, как оно будет прописано в законе об образовании. Невнимание к ситуации, в которой находятся наши музеи, художественные институты, школы, театры»

Минкульту не хватает 100 млрд рублей

По данным Министерства культуры, 40% зданий, относящихся к ведению данного ведомства, требуют срочного ремонта и еще 15% находятся в аварийном состоянии. Доля расходов на культуру из федерального бюджета составляет 0,75%. В развитых странах на эту отрасль идет не менее 2% бюджета. Авдеев заявил, что на развитие культуры в России следует выделять минимум 200 млрд рублей, а сейчас эта цифра не выше 88–89 млрд рублей. «И из них большая часть идет на великие стройки— Большой театр и Мариинку»,— отметил министр.

Авдеев отметил, что ему только недавно удалось найти взаимопонимание с министерством образования. «У нас установились партнерские отношения, а пока все это загнивало— мы боролись, правда, с теми, кто уже ушел из этого министерства»,— заметил министр культуры.

«Сейчас мы дошли до предела— если не принять необходимые меры, система художественного образования может рухнуть»,— заявил министр культуры.

Как одну из главных проблем Авдеев отметил низкую оплату труда преподавателей школ искусств, которая, по данным Авдеева, в среднем составляет 5,670 тыс. рублей, в то время как прожиточный минимум— 5,707 тыс. рублей. «Их социальная защищенность намного ниже, чем у учителей общеобразовательных школ»,— добавил Авдеев.

«Феномен Манежной площади» и художественное образование

Депутат-единоросс, вице-спикер Госдумы Светлана Журова затронула вопросы, кажущиеся далекими от особых образовательных стандартов для учреждений художественного образования.

«Каждый сидящий в зале обеспокоен этим. Если будут сокращаться часы художественного образования, то это приведет к катастрофе. Мы не должны допустить этого. Ибо это приводит к печальным последствиям, и одно из последствий, по моему мнению и по мнению многих специалистов, это Манежная площадь. Почему там оказались молодые люди, что их привело туда? Если мы не будем обращать на это внимания, то Манежная площадь повторится с более серьезными последствиями. Президент говорил о новых подходах воспитания молодых людей в культуре. Национальный вопрос и культурный стоят рядом. Именно культура нас сближает. Никакие законы не должны влиять на ухудшение ситуации в культуре. Воспитание гражданина во многом зависит от художественного образования. И особое внимание должно быть к талантливым детям. Хотя про менее одаренных детей тоже забывать нельзя»,— заявила Светлана Журова.

Министр культуры Александр Авдеев говорил о том, что культуре не хватает понимания в обществе и 100 млрд. рублей.

Источник: GZT.RU

Александр Авдеев был солидарен с Журовой и заявил, что « феномен Манежной площади» рождается «из базисного недопонимания роли культуры». Кроме того, Журова заявила, что уникальные подходы к формированию личности человека, созданные в России, позволили стране стать признанным мировым лидером в искусстве и культуре. Другой вице-спикер парламента, Владимир Жириновский обратил внимание собравшихся на малое присутствие депутатов на парламентских слушаниях по проблемам культуры и искусства. Сам лидер ЛДПР, впрочем, после своего эмоционального выступления заседание покинул. Владимир Жириновский обратил внимание на полное отсутствие интереса депутатов Госдумы к проблемам культуры

Источник: GZT.RU

Цискаридзе потребовал от чиновников окончательную бумажку

Народный артист Николай Цискаридзе, активно защищающий особый статус художественного образования, выступал предпоследним, когда шел уже четвертый час слушаний, а в президиуме остались только замминистра образования и науки Игорь Реморенко, зампред комиссии по культуре Госдумы Григорий Ивлиев и зампред комиссии по образованию Григорий Балыхин. Если первые двое периодически обращали внимание на знаменитого танцовщика, то Балыхин не отвлекался от своих бумаг.

Народный артист Николай Цискаридзе выступал предпоследним. Чиновники и депутаты не обратили внимания на его эмоциональную речь.

Источник: GZT.RU

Цискаридзе обратил внимание на то, что в зале практически не осталось депутатов, к которым он и хотел бы обратиться.

«Игорь Михайлович (Реморенко. — GZT.RU), вы сказали, что в творческих школах мучают детей, что у них нет возможности сделать свой выбор самим, а их отдают в балетные или музыкальные школы родители. Поверьте, если маленьким детям не поставить ноги-руки-плечи, то не будет великих музыкантов и артистов балета. Господин Ивлиев пошутил, что Цискаридзе будет „выступать“ на слушаниях. Благодаря тому, что меня в детстве мучили, клянусь, благодаря русскому образованию, я сейчас 32 фуэте скручу запросто и в сапогах. Только потому что меня этому хорошо учили в детстве. У меня нет личных претензий к депутатам или к министерству образования. Но господа, я хочу обратить ваше внимание, единственное образование, которое не требует подтверждения нигде в мире, это в области искусства»,— заявил Цискаридзе.

«Юрий Лаптев сказал, что мы не должны доказывать свою замечательность. Пожалуйста, поймите, история нескольких веков доказала, что мы хорошо играем, хорошо поем и хорошо танцуем. Во всем мире на ведущие российские коллективы нельзя купить билет. Русские исполнители самые востребованные. Я не знаю, остались ли в зале депутаты, которые будут принимать закон. Господа, я прошу, пожалуйста, узаконьте нас. У нас очень важный момент: мы должны в мае принимать детей в школы. Я сижу в комиссии по приему в Большом театре. Пожалуйста, услышьте нас, Игорь Михайлович, дорогой, поверьте, я круглый отличник, несмотря на то, что меня истязали. Создавать стандарты для балетных и музыкальных школ должны великие профессионалы в этом деле. Напоследок хочу сказать о страшной тенденции: Китай нас обгоняет везде. Все конкурсы пианистов, певцов, балетных выигрывают китайцы и еще японцы. Когда-то пьедестал, как в балете, был только наш. Сейчас такого нет. Мы теряем наше достояние. Как и профессор Преображенский, я хочу сказать вам: нам нужна бумажка, фактическая, с печатью. Последняя, окончательная бумажка»,— так закончил свою речь народный артист.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 97 гостей и нет пользователей