День Знаний и новый учебный год: страна готова?

Накануне 1 сентября степень готовности отечественной системы образования к новому учебному году интересует всех: правительство, родителей, общественность. 

Если верить официальным ответам Министерства образования и науки РФ, всё идёт по плану.

Правительство РФ: образование должно быть доступным и качественным

20 августа 2015 года в подмосковных Горках прошло селекторное совещание Правительства РФ и представителей регионов, посвящённое готовности системы образования к началу нового учебного года. Несмотря на то, что в начале заседания премьер-министр Дмитрий Медведев среди вопросов, стоящих на повестке дня, упомянул качество образования, дальнейшее обсуждение свелось к организации собственно образовательного процесса, а не его результатам.

«Мы стараемся сделать образование максимально доступным, чтобы в каждом городе, в каждом посёлке, в каждой деревне были нормальные, хорошие, по возможности, детские сады, школы, работали различные кружки и секции, чтобы была обеспечена возможность поступать в высшие учебные заведения и получать профессиональное образование», – сформулировал задачу Медведев.

Дальнейшее обсуждение, согласно опубликованной на сайте кабмина стенограмме, касалось строительства новых школ и оснащения существующих, организации питания, решения вопросов безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля, организации обучения для детей с ограниченными возможностями.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в своём докладе отметил, что ведомству удалось добиться ликвидации дефицита педагогов, притока молодёжи в сферу образования.

Безусловным достижение Минобра Ливанов считает также охват 64% детей системой дополнительного образования – главным образом, за счёт увеличения количества школ, предлагающих дополнительные учебные программы. «Мы фактически достигли, а во многих регионах уже превысили уровень, который был в Советском Союзе», – сообщил Ливанов.

Глава Минобрнауки сообщил также об увеличении контрольных цифр приёма на программы среднего профессионального образования на 41% (почти в полтора раза!), что, по его словам, вызвано желанием школьников продолжать обучение после 9 класса в учреждениях СПО.

Реструктуризация вузов и система мониторинга их эффективности, по словам Ливанова, «даёт возможность добиваться серьёзного повышения качества высшего образования».

Родительское сообщество: спасибо Минобрнауки!

На Общероссийском родительском собрании, которое прошло 27 августа 2015 года в режиме видеоконференции с 11 регионами, предполагалось услышать, согласно публикации на сайте Минобра, «мнение родительского сообщества по наиболее острым вопросам».

«Система образования, – сказал Дмитрий Ливанов, открывая мероприятие, – должна находиться в постоянном диалоге с родительским сообществом. Чем лучше мы будем слышать друг друга, тем лучше мы будем решать наши общие проблемы».

Однако никакого «мнения по острым вопросам» во время полуторачасового разговора так и не прозвучало: представители региональных родительских объединений и певица Валерия – ведущая мероприятия, представляющая Национальную родительскую ассоциацию социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, благодарили Минобрнауки и Дмитрия Ливанова за возможность лично задать ему вопросы, а также «за интересные ответы».

Так, в ответ на просьбу назвать любимую книгу Дмитрий Ливанов порекомендовал читать русскую классику: «Какого бы автора вы ни взяли, вы найдёте для себя что-то важное». 

Проблему пристрастия современных школьников к гаджетам глава Минобрнауки считает проблемой родителей, а не системы образования: «Надо объяснять, увлекать детей чем-то ещё. Поиск альтернативы – задача каждой семьи».

Из диалога главы Минобрнауки с родительским сообществом страна также узнала, что «никаких серьёзных изменений» в системе образования ведомство на ближайшие годы не планирует, что дети должны «учиться по хорошим учебникам», развиваться интеллектуально, физически и духовно, что школы должны «не просто давать хорошее образование, но и воспитывать».

Дмитрий Ливанов назвал «крайне важным» фактором существование возможности у детей, имеющих склонность к техническому творчеству и к инженерной деятельности, развивать свои способности. По его словам, в существующем федеральном образовательном стандарте с 5 класса предусмотрено время, посвящённое ранней профориентации: это могут быть уроки на предприятиях, внеурочные занятия, кружки и секции.

В целом, подытожил министр образования и науки, несмотря на наличие ряда проблем, связанных с региональными особенностями, система образования полностью готова к началу очередного учебного года. 

О том, чему и как учатся дети в стенах школ и техникумов, насколько качественное образование получают и смогут ли они, опираясь на эти знания, стать квалифицированными специалистами, его так и не спросили. Хотя, казалось бы, кого ещё спрашивать о качестве образования, как не министра образования?

Другое мнение

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что в сфере образования существует целый ряд системных проблем, к решению которых Министерство образования и науки даже не приступало.

Одной из таких проблем парламентарий считает превращение педагогов в бюрократов: количество документации, которую нужно оформлять преподавателям, за последние несколько лет выросло вдвое. «С утра учителя вынуждены писать планы о том, как они вечером будут готовить отчёты, а вечером – составлять отчёты о том, как они утром писали планы. Это снижает эффективность работы учителей, поскольку не оставляет времени на подготовку, а иногда уже и на проведение уроков, и бьёт по престижу учительского труда», – заявил Бурматов. Подобной ситуации, по мнению единоросса, можно было бы избежать, если бы Минобр занялся организацией внутриведомственного обмена информацией и исключил дублирующие друг друга справки и отчёты.

Системного подхода, по мнению Бурматова, заслуживает также бездумная «оптимизация» школ, снижающая доступность образования для жителей сельских регионов, и обеспечение школ учебниками, которые регионы не успевают закупать из-за «ежегодной чехарды» в перечне рекомендованных изданий.

«Школы к учебному году у нас будут готовы, но это заслуга региональных властей, а не Ливанова, – делает вывод Бурматов. – Я считаю, что Министерство образования подошло к нему в абсолютно «разобранном», недееспособном состоянии».

Комментарий profiok.com

В 2010 году главным персонажем павильона России на EXPO в Шанхае был выбран Незнайка, которого знают и любят все дети нашей страны. Однако в Китае невежество – вовсе не милая особенность человека, а позорное явление, с которым китайское общество давно и успешно борется. В итоге павильон пришлось переделывать, поскольку он вызывал негативную реакцию у китайских коллег. В 2015 году на «Иннопроме» ошибка повторилась – не буквально, но по сути. Официальным цветами форума были красный и синий: на красном фоне изображался логотип «Иннопрома», на синем – китайская символика, поскольку в этом году партнёром форума была КНР. «Синий – мужской знак, даже иероглиф, обозначающий этот цвет, звучит как „мужчина“, красный – цвет богатства, женский цвет, подчинённый знак. Символ, который получился при их совместном использовании, означает отношения сексуального характера за деньги. В делегации это была самая обсуждаемая тема», – рассказал переводчик, работавший с делегацией КНР, журналистам портала URA.Ru.

Конечно, невозможно знать и предвидеть всё. Но специалисты, занимающиеся подготовкой мероприятий такого уровня, должны быть в состоянии своевременно пополнить свой багаж необходимыми знаниями. Однако этого не происходит, и приведённые случаи – скорее, система, чем досадный эпизод.

Задача системы образования – подготовка специалистов и граждан, способных понимать и анализировать, находить нужную информацию, сравнивать, проводить параллели, делать выводы. Современные дети не умеют пользоваться словарями, не любят читать серьёзную литературу, потому что привыкли смотреть кино, не стремятся ничего запоминать, потому что под рукой всегда есть смартфон и «OK, Google!». Иными словами, они не хотят учиться – и это, на наш взгляд, основная проблема российской системы образования.

Наши современники даже русским языком владеют не очень хорошо: далеко не каждый употребляет по назначению «сложные» слова, отнюдь не все правильно их произносят. После появления фильма «Доживём до понедельника» в стране массово прекратили говорить «ложить», но с некоторых пор речь, льющаяся с экрана телевизора, перестала быть грамотной. Нашим гражданам не с кого брать пример: то и дело слышатся отовсюду «инженерА» и «конструкторА» (правильно: «инженЕры», «констрУкторы») , люди возвращаются из отпуска «в родные пенаты» (правильно: «к родным пенатам»), а мероприятия проходят «под патронажем» (правильно: «под патронатом») тех или иных солидных персон или структур.

Но и это не основная беда. Колоссальное количество людей вообще не в состоянии сформулировать собственные мысли. «Мы тратим 1500 часов на базовом уровне преподавания русского языка и не получаем на выходе людей, которые бы грамотно владели языком, могли бы изложить на этом языке свои мысли, и это является серьёзнейшей проблемой, – посетовала вице-премьер Ольга Голодец*, выступая 24 августа 2015 года на заседании рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы. – Поэтому мы задаём себе вопрос, что у нас в образовании не так».

В наступающем учебном году получать новые знания будут не только школьники и студенты: педагогам предстоит освоить новые учебные программы, выпускникам средних и высших учебных заведений, устроившимся работать на предприятия, нужно будет восполнить пробелы в образовании и освоить необходимые компетенции непосредственно во время работы, специалистам со стажем стоит подумать о повышении квалификации, руководителям и кадровому резерву предприятий необходимо освоить современные управленческие инструменты, чтобы добиться в работе максимальной эффективности. 

День Знаний касается каждого: нам всем очень многое предстоит узнать и многому научиться.

_________________________________

Высказывание Ольги Голодец по поводу способности изложить свои мысли для удобства понимания текста пришлось отредактировать. Оригинальная цитата, приведённая в репортаже ТАСС, выглядит так: «То есть, людей на выпуске, которые бы хорошо, грамотно владели русским языком, которые могли бы изложить на русском свои просьбы, свои мысли, могли бы просто свободно использовать язык в любых ситуациях, связанных с необходимостью коммуникаций, - мы этого сегодня за 1500 часов не достигаем, и это является серьёзнейшей проблемой. Поэтому мы сами себе задаём вопрос - что в образовании у нас не так».

Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2772#ixzz3kSk5gVIW


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 87 гостей и нет пользователей