Денег на школьный интернет не хватает во всех регионах России

Национальная инициатива «Наша новая школа» не развивается из-за недостатка финансирования, проблем с документооборотом, нехватки квалифицированных преподавателей, недостаточного уровня оплаты труда работников сферы образования и отсутствия системы помощи талантливым детям, пришли к выводу в Общественной палате России. Кроме того, все регионы РФ испытывают дефицит средств на внедрение новых программ в школах, связанных с интернетом.

Президентский ориентир

В Общественной палате 21 марта был представлен проект доклада РФ о реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа» в 2010 году. 25 марта этот доклад образования и науки РФ представят президенту.

Напомним, что национальная инициатива «Наша новая школа» включала в себя несколько направлений, по которым должна развиваться образовательная система в России в ближайшее время. Программа подразумевала: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников и расширение самостоятельности школ.

Как рассказал GZT.RU автор проекта доклада Александр Адамский— директор института проблем образовательной политики «Эврика»— программа представляет собой ориентир для государственной политики в сфере образования.

«На мой взгляд, это попытка заменить советскую систему ручного регулирования всех действий ориентирами. Кроме того, согласно этой программе регионы должны взять ответственность по выдвижению собственных инициатив. Я думаю, что эта инициатива должна стать базой для новой программы развития образования в России»,— объяснил Адамский.

Доклад основывался он на результатах обработки данных компьютерного мониторинга действия программы на сайте www.kpmo.ru, учитывающем работу 48076 школ из 2460 муниципалитетов, и докладах руководителей регионов, представленных в Министерство образования и науки РФ.

Что тормозит нововведения?

В результате анализа был выявлен «ряд типичных проблем, решение которых требует совместного комплексного подхода всех уровней управления образованием: в первую очередь стоит обратит внимание на нехватку некоего четкого механизма финансирования, отсутствие нормативно-правовой и организационной модели ведения внеурочной деятельности. Причем для решения этой проблемы важно составить четкие определения самих понятий. Также серьезно термозит развитие новой программы противоречие по перечню учебников, недостаточная готовность выпускников педагогических вузов».

Другими словами, школы в России испытывают проблемы с финансированием, учителя не знают, по каким учебникам учить детей, а качество будущих учителей после профильных вузов оставляет желать лучшего.

Авторы также указывают на необходимость новой системы общенациональной оценки качества образования.

Много внимания в докладе уделялось работе с талантливой молодежью. Основная проблема, как ее видят составители доклада, сводится к тому, что в регионах нет достаточного количества специалистов, не развиты технологии образования, направленные на развитие творческих способностей и, главное,— плохо развиты сами системы выявления одаренных детей. А кроме собственно успеваемости по базовым предметам, других способов выявить талант практически нет. Это может сделать только непосредственно учитель.

«Фактор будущего»

 

Предложение по решению вопроса талантливых детей внесла Ляля Бичентаева, член Общественной палаты республики Татарстан. Она рассказала о проекте «Фактор будущего», работающий в республике и направленный на разностороннее развитие детей при помощи игровых схем.
«Система работает в игровом пространстве, пока только в Татарстане на базе КГТУ им. Туполева, но надеемся, в дальнейшем она распространится по России. Проект развивает не только сильные и слабые стороны участников, в том числе школьников, но и помогает в подборе кадров для работодателей»,— отметила она.

«Сегодня в системе зарегистрировано почти 1,5 тыс. человек, из которых более 700 активно участвуют в программе. Пока они находятся на обучающем модуле— определяют свои сильные и слабые стороны. В дальнейшем все инновации, которые были разработаны на игровом уровне, будут обрабатываться для того, чтобы молодые люди на их основе сделали какие-то предложения в жизни»,— рассказала GZT.RU Бичентаева.

 

Проблема повышения квалификации педагогов упирается в неэффективную систему аттестации. Причем, при разработке такой системы очень важно, чтобы она отражала именно умение педагогов раскрывать творческий потенциал учеников, считает автор документа. Кроме того, есть серьезная проблема с оплатой труда педагогов. Адамский заметил, что даже в тех регионах, где ситуация по статистике представляется более оптимистической, достигается это за счет сокращения числа школ.
Просто плачевно обстоят дела с развитием инфраструктуры школ.

«Лишь в 10 регионах ситуация выглядит удовлетворительной. И то, надо учесть, что некоторые параметры, которым соответствуют школы, сами по себе уже устарели. Например, стандартный договор с провайдером, предполагает обеспечение школьника интернетом со скоростью 128 килобит в секунду. Однако реально для нынешних электронных систем образования необходимо минимум 2 мегабита»,— рассказал Адамский.

При этом все регионы испытывают нехватку финансирования для внедрения новых программ, включая связанные с интернетом, а почти половина субъектов— проблемы с нормативно-правовой базой.

Но в рамках заявленной работы по улучшению здоровья учеников пока проводится лишь увеличение занятий физкультурой. Тогда как в большинстве регионов не решен вопрос с оборудованием и персоналом медицинских кабинетов.

Извечная проблема бюрократии

Также докладчик отметил серьезную проблему, связанную с документооборотом. Фактически на сегодня даже ведение электронной документации не отменило бумажной. Например, как рассказал Адамский, проверяющий в любой момент может потребовать бумажный классный журнал, даже если он ведется в электронном виде.

В свою очередь, Ирина Тараданова, начальник отдела стандартов и программ общего образования Министерства образования и науки России отметила, что нынешнее обсуждение доклада должно показать, насколько он интересен обществу.

Вопросов доклад вызвал достаточно много. Так президент НПФ «Образование и наука» Владимир Лившиц заметил, что нельзя рассматривать школьное образование в отрыве от дошкольного, так как это одна система.

Впрочем, в целом доклад получил одобрение. Единственное, на что обратили внимание выступавшие— необходимость более широкого привлечения общественности к обсуждению этого проекта.

Добавим, что в появление «Нашей новой школы» вызвало много комментариев в том число резко критических. Появилось даже открытое письмо учителей, призывающее Медведева отказаться от этой инициативы.

Учителя недовольны

 

Как сообщал GZT.RU, письмо было опубликовано на портале Завуч.инфо. А редакция портала призывала распространить документ в школах, в том числе и среди родителей.
Учителя отмечают, что в тексте Инициативы указано, что необходимо будет построить новые и хорошо оборудованные школьные здания, обеспечить школы высокотехнологичным оборудованием и грамотными учебниками. Между тем, по их словам, для этого школы получают недостаточное финансирование: «даже учебники и мел теперь покупают родители», зато «число проверяющих и количество справок, которые „отрабатывает“ каждый учитель, увеличивалось за последние годы в геометрической прогрессии».

Григорий Смолицкий

 

GZT.RU

http://www.gzt.ru/print/353160.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 51 гость и нет пользователей