Деятели культуры попросили Медведева защитить их от Болонской системы

Художественный руководитель «Геликон-оперы», завкафедрой ГИТИСа Дмитрий Бертман и президент российской Академии искусств Николай Петров рассказали GZT.RU, что заставило их подписать открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и Минкультуры с требованием запретить Минобразования вмешиваться в учебный процесс.

Вместе с Бертманом и Петровым письмо, опубликованное в «Аргументах недели», подписали худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков, президент Московского международного Дома музыки, худрук Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков, кинорежиссер Андрей Кончаловский. Их беспокоит состояние творческого образования в России. Подписавшие письмо уверены, что Болонская система, которую планирует вводить Министерство образования, нанесет творческому образованию непоправимый вред. Для спасения подписавшиеся предлагают крайние меры: вернуть творческое образование в ведение Министерства культуры, как было прежде, и «категорически запретить Минобразования вмешиваться в учебный процесс».

Глава думского комитета по культуре Григорий Ивлиев ответил на опубликованное 9 марта письмо на следующий день, 10-го, пообещав для начала позаботиться о детских школах искусств. Однако Дмитрия Бертмана и Николая Петрова этот ответ не успокоил.

Дмитрий Александрович, верите ли вы, что подписанное вами письмо принесет реальную пользу?

Если честно, я не очень верю в силу писем, так как у меня в последнее время покачнулась вера в слух наших властей, в их способность к чему-то прислушиваться. Но раз мы, творческие люди, сейчас не можем воздействовать на чиновников музыкой и спектаклями, которые мы ставим, нам приходится писать письма. Представители власти, принимающие решения, лучше понимают письма. Они не ходят на концерты музыки Баха, Чайковского или на оперу «Борис Годунов».

Если вы не очень верите в силу писем, зачем вы тогда его подписали?

Я его подписал, потому что абсолютно солидарен с его авторами. Сегодня наша страна теряет самое главное – искусство и культуру. В момент, когда мы чувствуем свою силу от того, что повышается цена нефти, мы забываем о том, что именно уровень искусства и определяет имидж страны. Сегодня наши балетные артисты, музыканты, пианисты, певцы и их образование намного ценнее, чем стоимость барреля нефти. Люди искусства всегда были гордостью нашей страны. Она подарила миру Чайковского, Пушкина, Толстого, Солженицына.

Сегодня весь мир читает Улицкую, слушает выступления наших пианистов и дирижеров, восхищается нашими актерами. Как мне кажется, представители власти должны обеспечить такие условия, чтобы будущие музыканты, поэты, писатели росли на родине и не уезжали отсюда. Очень хотелось бы, чтобы люди, находящиеся у власти, тоже увлекались искусством и культурой. Если они будут ходить в театры, концертные залы, музеи, то у них не появится вопрос, почему артист балета или певец не может служить в армии. А у творческих вузов не возникало бы проблем с выдачей диплома артисту, который получает эксклюзивное образование русского артиста и в дальнейшем преподает, распространяя систему Станиславского на всю планету.

На мой взгляд, вопрос сохранения творческого образования— это вопрос политический, связанный с приоритетом нашего государства. Именно искусство и должно стать национальным приоритетом. В нашей стране должны максимально использовать доходы от нефти для того, чтобы появлялись новые Ростроповичи.

Министерство образования этому мешает?

Об этом можно судить хотя бы по тому, что сейчас происходит. У нас уже есть неудачный пример нововведений— конкурс в творческий вуз на основании ЕГЭ. Я уже в третий раз принимаю студентов по этой системе и вижу, что ЕГЭ не может его определять. Получается, что самый талантливый артист, получивший самую высокую оценку по специальности, не проходит конкурса из-за того, что у него была тройка по математике.

Еще один пример: по новому закону студентов творческих вузов забирают в армию. Отсрочку могут дать больному, и поэтому каждый студент пытается стать больным, чтобы сохранить профессию. Все это очень странно.

Как скажется на творческом образовании Болонская система, которую сейчас собираются ввести?

Если говорить о Болонской системе, то я, преподавая в ГИТИСе и заведуя там кафедрой, не понимаю, как может артист или режиссер, которого я обучаю, быть бакалавром или магистром. Он должен получить диплом за то, что умеет отлично играть на сцене, или за то, что он умеет ставить спектакли, а не за то, что сдаст экзамен по какой-то дисциплине, входящей в перечень предметов Болонской академии. Этот предмет ему, возможно, никогда не пригодится, и зритель на него пойдет вовсе не потому, что он получил пятерку, например, по философии.

Смотрите также

 

Николай Петров— GZT.RU: «Будет еще один исход творческого генофонда страны»

Люди, работающие в Министерстве образования, абсолютно некомпетентны. У них есть только одна жажда: все рушить, менять, реформировать. Они не думают о том, что прежде чем решать какой-то вопрос, нужно посоветоваться с компетентными людьми, с нами. Они вначале делают что-то, а потом расхлебывают. Если в наших творческих вузах внедрят Болонскую систему образования— это конец профессиональной музыке, балету, хору, конец всему. Система творческого образования работала 200 лет, и это была одна из немногих вещей, которая в нашей стране работала хорошо, но именно в нее надо залезать немытыми и непрофессиональными руками. Если наше письмо не возымеет действия, то все, кому дороги судьбы их талантливых детей, уедут из страны. Будет еще один исход творческого генофонда страны.

Почему творческим образованием должно заниматься именно Министерство культуры?

Потому что Министерство культуры занимается культурой, понимает, какие ценности существуют, и отвечает за то, чтобы их сохранить. Мне кажется, что Министерство культуры в этой ситуации должно объявить бой за сохранение творческого образования. Выступить на крайние позиции, проявить себя, как Министерство культуры, а не выжидать. Вспомните, сколько сделала для культуры Екатерина Фурцева (министр культуры СССР с 1960 по 1974 год. — GZT.RU)! Именно она открывала Театр на Таганке, выискивала таланты по всей стране, привозила в Москву, выбивала им жилье и делала все для того, чтобы собрать, к примеру, уникальную труппу Большого театра тех времен. Фурцева ходила в театры и делала все, чтобы наша культура развивалась.

Читать далее: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-deyateli-kuljtury-poprosili-medvedeva-zaschititj-/351547.html?from=copiedlink


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 37 гостей и нет пользователей