Директоров школ превратят в антикризисных менеджеров

Минобрнауки решило внедрить в школах систему антикризисного управления, так как, по данным специалистов ведомства, около четверти школ находятся в кризисном состоянии. Ведомство уже объявило конкурс на разработку, апробацию и внедрение «системно-деятельностного подхода к антикризисному управлению образовательными учреждениями и подготовке руководителей в области антикризисного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий». На разработку новой системы управления государство готово потратить 54,23 млн рублей. На разработку общего подхода к антикризисному управлению в школах выделено 30,69 млн рублей, а на разработку подхода к подготовке руководителей школ, имеющих антикризисные навыки, — еще 23,54 млн рублей.

В министерстве объясняют необходимость внедрения новых подходов к управлению в школах серьезными проблемами.

— Как свидетельствует практика, около четверти средних общеобразовательных учреждений не способны решать поставленные задачи в связи с нестабильной ситуацией деятельности образовательных учреждений, что приводит к недостаточным результатам в уровне и качестве образования. Таким образом, эти образовательные учреждения, согласно терминологии международных стандартов качества, находятся в критическом состоянии, свойственном ситуации кризиса, — указывают в министерстве.

В Минобрнауки критикуют нынешнее состояние подготовки руководящих кадров образовательных учреждений и их способность решать поставленные задачи модернизации образования.

Чтобы решить проблему — сократить разрыв между школами-лидерами и отстающими, — чиновники предлагают применить практику современного менеджмента к образовательному процессу. Использовать антикризисный менеджмент планируется не только в проблемных школах, но и в тех, где дела идут неплохо, «поскольку даже в самом успешном и стабильно действующем образовательном учреждении могут проявляться ситуации, характеризующие критическое состояние того или иного объекта управления». 

— Что касается теоретического и практического арсенала антикризисного управления именно образовательными учреждениями, то этот пласт разработок в теории и практике отечественной педагогики очень незначителен, — сожалеют в Минобрнауки.

В перечне планируемых работ значительная часть посвящается исследованиям и научным разработкам: предстоит провести социологические опросы руководителей и педагогов школ, чтобы выявить кризисные тенденции и проблемы в управлении. Планируется разработать не менее 12 критериев отнесения учреждений к кризисным. Также будут определены не менее шести основных факторов, которые обычно способствуют развитию и углублению кризисного состояния. Все типы и виды кризисов будут классифицированы. Отдельно будут разработаны подходы внедрения антикризисных методов управления в региональных школах с учетом специфик конкретной местности.

Что касается практики, то разработчикам предстоит выпустить несколько готовых продуктов: два научно-методических пособия для руководителей школ, специальное программное обеспечение, которое поможет принимать верные решения и коммуницировать с руководством и коллегами. Кроме того, будут созданы два сайта, посвященные антикризисному управлению в школах. На них будет предусмотрена возможность интерактивного общения преподавателей и слушателей, проведения вебинаров, онлайн- и офлайн-консультаций, размещения учебных программ.

— Антикризисные подходы должны коснуться всех сфер деятельности школ: ее финансово-экономического и материально-технического положения, решения кадровых вопросов, организации образовательного процесса в условиях нехватки ресурсов, — рассказал «Известиям» сотрудник Минобрнауки, имеющий отношение к проекту. По его словам, повышать квалификацию по новой системе будут не только директора школ и техникумов, но и завучи, муниципальные чиновники, отвечающие за общее образование. Проект, по его характеристике, «глобальный» и несколько запоздавший — антикризисные подходы нужно было внедрять одновременно с объявлением реформы образования, говорит чиновник.

Эксперты говорят, что в планах Минобрнауки относительно внедрения современных подходов к управлению в школах много лишнего и в то же время не хватает главного — системности в подходах к повышению квалификации руководителей школ.

— Замысел не очень разумный: прежде чем говорить об антикризисном управлении, надо сказать об управлении в школах вообще, — считает руководитель научно-образовательного центра Финансово-технологической академии города Королева Андрей Бахур. — Если наладить управление школами должным образом, действительно отнестись к ним как к предприятиям с непростым объектом управления — людьми, то, возможно, никакой кризисный менеджмент не понадобится. В то же время не нужно делать лишнего — раздувать значимость такого управления.

— Один из возможных рисков — в том, что произойдет перекос в сторону подготовки антикризисных менеджеров, которые мало что будут понимать в системе образования, — добавляет заместитель председателя комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

Панин признает, что проблема с качеством руководящих кадров в школах действительно серьезная и требует решения, так как прежняя система подготовки кадров сейчас во многом утеряна.


Читайте далее: http://www.izvestia.ru/news/526677#ixzz1xfCG3NoT


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 438 гостей и нет пользователей