Должность директора школы с материальной точки зрения становится привлекательной для профессиональных управленцев

Новый эксперт дебатов «Директор школы. Назначаем? Выбираем? Выращиваем?»на 13-м Всероссийском интернет-педсовете Елена Чернышкова — руководитель образовательной практики агентства по подбору персонала Odgers Berndtson.  Уникальный в своем роде специалист — хедхантер, «охотник за головами». По заказу компаний и организаций она ищет других уникальных специалистов для работы в вузах, школах, благотворительных фондах…

Елена много лет проработала исполнительным директором ведущего российского фонда поддержки образования и науки «Династия», была также председателем совета Форума доноров, объединяющего грантодающие организации страны, руководила стратегическими проектами в бизнес-школе «Сколково».

Школа — по сути та же самая некоммерческая организация. Так что модель назначения руководителей в общественном секторе  по идее должна быть ей наиболее близка. Поэтому мы и попросили Елену для начала рассказать о том, как выбор руководителя происходит в НКО.

–                    В некоммерческой организации директор, исполнительный директор, обычно назначается общим собранием, советом или правлением.  К сожалению, надо признать, что такие органы часто действуют формально. Назначив руководителя, они сами в дальнейшем подпадают под зависимость результативных менеджеров. Позиция членов советов обычно  попустительская: «А что вмешиваться? И так хорошо работает». Поставили подписи под решением и разошлись, не вникая в суть проблемы. В результате бывают разочарования, когда исполнительный директор вдруг уходит, и вся работа НКО  оказывается под вопросом, так как дело висело на одном человеке.

Я знаю, что и в  школах проблемы аналогичные. Коллегиальные органы и там плохо работают. Очень многое зависит от подбора членов совета. Он должен быть, прежде всего, сформирован из компетентных людей, иметь представительство тех, кто владеет юридическими знаниями, специалистов в области образования, родителей.  Важно соблюсти баланс экспертов и тех, кто отвечает за принятие решений, тех же чиновников. Самое же главное найти людей, которым просто небезразлична судьба конкретной школы – и поэтому они готовы тратить силы, время и другие ресурсы на ее поддержку и управление.

Попечительские и управляющие советы - молодая форма и, чтобы добиться их эффективности, нужно повышать их компетентность. Здесь я, кстати, вижу пространство для деятельности консультантов, которые знают, как должен быть устроен совет, знакомы с лучшими практиками.

- Учредителем общеобразовательных учреждений выступают муниципалитеты, по сути хозяева школ. Поэтому в их власти  отдать совету право выбирать директора школы или назначить его без согласований. Сейчас государство вводит стандарты, укрупняет школы, сокращает число учебников, есть направление к унификации. Разве нужен выбранный специалист, а не талантливый распорядитель сметы?

–  Тенденция, конечно, есть. И некая стандартизация, унификация не такое уж страшное дело. Для школ среднего уровня, для сельской местности, где есть дефицит кадров, может существовать некая универсальная модель, доказавшая свою эффективность и помогающая поддерживать качество процесса. Нормально, что в этой модели заранее определены все процедуры, и от руководителя требуется их максимально соблюдать. Но я имею ввиду действительно эффективную модель, а не тот набор сложных и часто избыточных процедур и требований, который возложен на директора и преподавателей любой государственной школы сегодня.

Другое дело школы — авторские, где директор и есть основной носитель концепции. Если авторская школа развивается правильно, то носителем концепции постепенно становятся уже многие в коллективе. Вот на этом этапе уже можно говорить уже и про выборы, но в целом механизм выборов лучше использовать тогда, когда директор подтверждает свою компетенцию, не на первом сроке, что называется.

Из выступления Медведева я уловила, что главное не сам процесс выборности, а  обеспечение равноправной конкуренции при занятии позиции руководителя школы. Концептуально это был бы прорыв вперед для государственной системы, если бы позиция директора могла бы заниматься на конкурсной основе. Разумеется, при условии грамотной  реализации этой концепции.

В Москве в последние годы, например, некоторые директора совершенно официально, в том числе за активно развиваемых на базе своей школы счет платных услуг, стали получать очень высокую зарплату, 150-200 тысяч рублей  в месяц. Таким образом, должность директора школы с материальной точки зрения становится привлекательной для профессиональных управленцев. Мне кажется важным, чтобы директором школы был именно управленец, и чтобы у него был еще другой опыт работы, не только в школе. Такие специалисты на рынке труда сейчас самые ценные.

–  Ваша практика показывает, что можно привлечь на работу директором школы бизнесмена или даже иностранного специалиста?

–  Чисто теоретически, почему бы и нет? Если такой специалист будет себя  уютно чувствовать с нашими стандартами. Принципы подбора кадров везде одинаковы: знания в своей профессональной области и наличие управленческих навыков.

Конечно, школы пока не готовы в массе своей принимать «варягов», но вот вузы охотно привлекают кадры из бизнеса. Свежий пример из моей практики: вице-президент одной крупной телекоммуникационной компании решила больше не заниматься бизнесом в пользу реализации образовательных проектов. Она принадлежит к поколению среднего возраста, которое достигло определенного материального уровня и не заинтересовано просто зарабатывать, ей нужен высокий смысл в трудовой деятельности. Такие специалисты нередко готовы идти на снижение зарплаты рады перехода на работу, связанную с пользой для общества.

Пока система назначения директоров государственных школ все-таки абсолютно клановая и государство обходится без посредников и экспертов, распределяя директорские вакансии исходя их своего понимания. Поэтому мои клиенты из общего образования - это учредители негосударственных школ. Либо состоятельные люди,  которые на свои деньги построили школу и хотят создать на ее базе качественный образовательный продукт. Либо группы родителей, которые открывают школу для своих детей, которая, по их задумке, должна стать лучше, чем государственная.

Запросы на подбор директоров и завучей пока единичные, но я уверена, что это растущий сектор, так как в больших городах недостаточно качественных услуг и школы переполнены, а уровень удовлетворенности родителей, наоборот - низкий. Те родители, которые предъявляют повышенные требования к образованию своих детей, будут готовы платить за негосударственную школу. Социологические исследования показывают, что образование детей - это последняя статья, которая сокращается в семейном бюджете, даже в условиях экономии и кризиса.

- Что надо сделать, чтобы стать  «жертвой»  «охотника за головами» и иметь возможность претендовать на лучшие предложения по работе?

–  Нужно быть в круге зрения хэдхантера. Например, у меня есть база данных, к которой я обращаюсь, когда появляется вакансия. Как минимум, значит, я должна иметь ваше резюме. Но бумага не говорит все о профессионале. Со всеми интересными кандидатами я встречаюсь, чтобы составить свое мнение, делаю пометки на будущее.  Ведь для того, чтобы найти место для конкретного человека, может пройти от нескольких недель до нескольких лет.

Например, сейчас у меня в работе двенадцать позиций, в основном это вакансии в университетах. Работа хедхантера похожа на высокотехнологичное производство, где по определенным принципам некий продукт собирается вручную. И сложно, и интересно.

http://pedsovet.org/content/view/17472/253/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 248 гостей и нет пользователей