Детское дополнительное образование

В 90-е годы мне довелось на протяжении 7-ми лет проработать в различных организациях детского дополнитеьного образования и воспитания. В частности, я был преподавателем негосударственной школы "Развитие индивидуальных способностей каждого", которая располагалась в Политехническом музее Москвы. Работал в московском Лицее информационных технологий N1537. В каникулярное время организовывал досуг и преподавал в Международном детском компьютерном центре в г. Переславле-Залесском. Затем, мы с друзьями и коллегами организовали независимый проект детских "компьютерных" центров. Мы брали в аренду корпуса в различных пансионатах, завозили туда компьютерную технику, преподавателдей и детей и организовывали для них гармоничное сочетание отдыха и обучения. Через нас прошли тысячи детей в возрасте от 6 до 16 лет. Насколько можно судить по их воспоминаниям и по тому, чего они добились в жизни, можно констатировать, что мы работали не зря. В начале 2000-х я пытался объединить все негосударственные детские досуго-образовательные центры в единую Ассоциацию, но у меня это не получилось, ввиду того, что сфера дополнительного образования с точки зрения законодательной базы, была зарегулирована таким образом, что большинство подобных образовательных проектов являлись, фактически, нелегальными.

Не так давно, от коллег из Агентства стратегических инициатив мне стало известно, что по поручению В. Путина МИнобрнауки России разрабатывают Концепцию развития дополнительного образования детей в нашей стране. Учитывая, что у меня самого трое детей, которые активно пользуются услугами данной сферы, а также, в связи с тем, что данная тема мне очень близка с точки зрения полученного в свое время опыта, я попросил привлечь меня для участия в Концепции. 5 марта состоялось совещание у Вице-премьера  О.Ю. Голодец по данному вопросу. Агентствоо включило меня в список своих представителей на данном совещании. Я был очень рад, что Государство наконец-то озаботилось темой дополнительного образования. В России к настоящему моменту осталось очень мало подобных организаций, ввиду их нестабильного и невысокого финансирования, а также в связи с очень сложным доступом в данный сектор негосударственных организаций, с точки зрения нормативных правил. Я абсолютно уверен в том, что "светлое будущее" сектора дополнительного образования возможно лишь при внедрении принципа государственно-частного партнерства.

На совещании присутствовали, помимо чиновников, как представители сектора дополнительного образования, так и эксперты. Доработка Концепции легла на плечи Федерального института развития образования, во главе с А.Г. Асмоловым, чей сын когда-то был моим учеником, а сейчас сам занимается образовательным бизнесом.

Первым, с докладом и презентацией выступил разработчик проекта Концепции - заместитель Министра образования России Вениамин Шаевич Каганов. Параллельно его выступлению, я прочитал и сам текст Концепции, который был роздан с материалами к совещанию. Проект меня сильно удивил. Основная мысль, которую я уловил, прочтя документ, заключалась в необходимости еще больше зарегулировать сектор дополнительного образования детей. Меры, предложенные в Концепции, с моей точки зрения, практически полностью закрывают возможность предпринимателям создавать негосударственные проекты в данной сфере. Еще больше меня удивило то, что выступающие начали по очереди поддерживать принципы, изложенные в Концепции. Мне стало не по себе. Ольга Юрьевна всех внимательно слушала, и пока не высказывала своего отношения к представленному документу. Я взял слово и достаточно резко, но аргументированно раскритиковал ту часть Концепции, которая касалась негосударственного сектора. Мое выступление явно не понравилось замминистра, но, неожиданно для меня, практически полностью было поддержано вице-премьером. Она поручила привлечь меня к процессу доработки Концепции и попросила меня изложить все мои предложения в письменном виде.

Когда Ольга Юрьевна покинула зал, замминистра Каганов попросил всех еще на минутку задержаться. От того, что он сказал, я чуть не остолбенел. Смысл его слов был в том, что он попросил всех присутствующих постаораться не оглашать свои идеи во "внешней среде" до утверждения Концепции Правительством. Аргументировал он это тем, что люди в стране не настолько умные, чтобы понять смысл предлагаемых, например мной, мер. Он сказал, что все подумают, будто Государство хочет все допобразование сделать платным. Я не очень понял, почему он решил, что граждане России натсолько глупы, но я отлично осознал, что он очень не хочет, чтобы мои предложения попали в окончательный текст документа. Ведь развитие негосударственного сектора дополнительного образования и снижение степени его регулирования приведет, во-первых, к потере Министерством образования ряда потенциально коррупционных функций (лицензирование, сертификация, аккредитация, проверки и надзор), а во-вторых к уменьшению денег, которыми распоряжаются чиновники Министерства. После его выступления у меня не оставалось сомнений в том, что процесс доработки Концепции должен быть максимально прозрачным. С этой целью, я решил опубликовать, как сам текст проекта Концепции, так и свои предложения по его доработке в части развития негосударственного сектора допобразования детей. Сразу оговорюсь, я не предлагаю заменить государственные учреждения дополнительного образования негосударственными. Я предлагаю существенно расширить данный сектор за счет внедрения нормальных рыночных механизмов и использования принципов государственно-частного партнерства в данной сфере.

(свои предложения к Концепции присылайте сюда: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)

_____________________________________________________________________

Министерство образования и науки РФ:

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 Потенциал дополнительного образования детей. 

Сфера дополнительного образования обладает значительным потенциалом для  удовлетворения потребностей граждан, реализации интересов государства и общества, в т.ч. решения следующих задач:

1) Развитие человеческого капитала  страны.

В дополнительном образовании    формируются  необходимые для граждан и общества ценности и компетенции.   Дополнительное образование существенно расширяет спектр результатов, обеспечиваемых в рамках основного образования. 

Дополнительное образование позволяет гибко и  эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, способствуя повышению  конкуретноспособности и инновационному развитию  страны. В нем обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального  опыта, профессиональной ориентации, формирование проектной и предпринимательской культуры.

Развитие человеческого капитала в сфере дополнительного образования осуществляется также посредством формирования  элиты (научной, культурной)  страны через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.       

Сфера дополнительного образования обладает значительным ресурсом для формирования компетенций для образования в течении все жизни – модели образования, признаваемого сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала.  Устройство программ дополнительного образования (гибкость, разноуровневость, модульность) для детей становится фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах, и фактически готовит к выстраиванию успешных индивидуальных образовательных траекторий.

2) Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей, поддержка индивидуализации и самореализации человека. 

Потребности семей в разнообразных образовательных услугах и сервисах  для детей расширяются и становятся более дифференцированными. Еще более многообразными и динамичными являются интересы детей и подростков. Дополнительное образование  ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации основного образования.

Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом основного образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:

- участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их  интересами и склонностями,

-  возможность  выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций, вариативность образовательных траекторий.

3) Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства  и социально-экономического статуса семей.

Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и основном образовании,  компенсируя таким образом их недостатки или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений  детей, в том числе таких категорий, как  дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.  

Дополнительное образование реализуется в детско-взрослых сообществах и одновременно формирует их, обеспечивая межпоколенческую солидарность и воспроизводство норм общественной жизни. 

4) Обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и  развитие  социокультурного потенциала территории.

 На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передачи культурных традиций и практик.

5) Дополнительное образование – сектор инновационной экономики.

Сфера дополнительного образования является одним из наиболее активно развивающихся рынков «новой экономики» с растущим объемом  инвестиций со стороны частного сектора.

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Проблемы   развития дополнительного образования детей

Государственный сектор сферы дополнительного образования  в   России уникален. Практически нигде в мире нет аналогичных по масштабу систем, финансируемых из средств бюджетов всех уровней. При этом  в отличии от дошкольного и общего образования в законодательстве не закреплены государственные гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования.  В условиях   межрегиональной и межмуниципальной экономической  дифференциации  это приводит к заметным диспропорциям в доступности услуг дополнительного образования, качестве ресурсной базы организаций и уровне оплаты труда.  

Сложившаяся модель разграничения полномочий между уровнями власти, многообразие учредителей организаций дополнительного образования препятствует  реализации согласованной образовательной политики, снижает эффективность использования ресурсов сферы дополнительного образования и бюджетных инвестиций в нее.

Существующая система статистического учета детей в системе дополнительного образования не обеспечивает объективной информации об охвате программами, что ограничивает возможности рационального бюджетного планирования и проектирования сети. 

Обновление содержания дополнительного образования происходит медленно, недостаточно учитывает изменения технологического уклада и трансформацию детства. 

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов  регламентации и контроля объема, содержания и качества услуг, аналогичных  действующим в основном образовании, обеспечивает гибкость и вариативность, но одновременно создает риски  предоставления услуг низкого качества и неэффективного расходования бюджетных расходов. 

Формирование государственных (муниципальных) заданий на услуги дополнительного образования осуществляется в значительной  степени произвольно без учета государственных приоритетов,  изучения социального заказа и удовлетворенности потребителей.  Отсутствие механизмов конкуренции организаций за бюджетные средства не стимулирует обновление линейки образовательных программ и повышение качества услуг.

Значительное число зданий организаций дополнительного образования нуждается в  ремонте. Система испытывает острый дефицит  в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, обеспечении качественно Интернет-связью. Это препятствует реализации современных программ, предполагающих  развитое материально-техническое обеспечение (конструирование, моделирование, исследование, робототехника, туризм, музыкальное творчество). 

Низкий уровень заработной платы стал причиной оттока квалифицированных кадров, демотивирует работующих педагогов, выступает барьером для привлечения молодых талантливых  специалистов.

Расширение рынка платных услуг дополнительного образования  отвечает интересам граждан и способствует привлечению в сферу инвестиций, однако создает риски  усиления образовательного неравенства между группами с различным уровнем дохода. Кроме того в ряде секторов формально бесплатного дополнительного образования существуют  барьеры доступа, связанные с достаточно высоким объемом затрат на инвентарь, костюмы, оплату поездок и участия в конкурсах. Отмечается тенденция  выделения в дополнительном образовании сектора «элитного», дополнительного образования для   семей с достаточно высоким уровнем дохода (оплачиваемого при этом, как государством, так и гражданами)  и сектора образования невысокого качества,  доступного малоимущим слоям населения.

Динамично развивающийся   негосударственный сектор дополнительного образования отличает большая гибкость в отношении учета потребностей семей. Однако качество услуг в нем неоднородно.  В отличии от дошкольного и общего образования законодательно не закреплено равенство доступа негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования к бюджетному финансированию. Значимым барьером для развития сектора является высокая стоимость аренды помещений.

В область государственных интересов не включено   информальное образование  -   растущий быстрыми темпами высокотехнологичный сегмент услуг и сервисов (в т.ч. медиа, Интрнет). 

Цель и задачи развития дополнительного образования детей

Цель

: расширение возможностей дополнительного образования для развития человеческого потенциала страны (вариант: разностороннего развития, социальной адаптации и самореализации подрастающего поколения),  удовлетворения потребностей семей, интересов государства и общества.

Задачи

:

  • Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования
  • Повышение качества услуг дополнительного образования детей
  • Обновление содержания программ дополнительного образования  в соответствии с задачи развития государства, интересами детей и потребностями семей
  • Развитие дополнительного образования как института обеспечения  социальной мобильности и общественной солидарности
  • Формирование эффективной системы управления дополнительным образованием

Принципы развития дополнительного образования:

Сохранение базовых принципов организации дополнительного образования детей, определяющих ее потенциал:  вариативность, свобода выбора,  гибкость и мобильность программ.

Партнёрство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, консолидация и  интеграция ресурсов.   

Развитие сферы дополнительного образования как социально-ориентированной  - поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующие особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с  низким социально-экономическим статусом).

Развитие сферы дополнительного образования как составляющей национальной системы поиска и  поддержки талантов.

Открытый государственно-общественный характер управления, опора на  механизмы общественной экспертизы и саморегулирования.

 Многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития дополнительного образования.

Создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг.

Обеспечение инновационного (опережающего) характера развития системы при использовании лучших традиций системы дополнительного образования детей.

Основные направления реализации Концепции

Повышение доступности программ дополнительного образования детей, в т.ч. для особых категорий детей

Модернизация системы статистического учета в системе дополнительного образования детей

Закрепление государственных стандартов доступности услуг дополнительного образования, внедрение механизмов их финансового обеспечения на уровне субъектов РФ 

Выделение  субсидий  субъектам РФ на реализацию региональных  программ модернизации   дополнительного образования 

Создание механизмов  приобщения (рекрутинга) детей в систему дополнительного образования (в особенности, одаренных и детей в трудной жизненной ситуации)

Введение современных систем записи детей на программы дополнительного образования детей, учета их  образовательных траекторий 

Развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в организациях дополнительного образования детей

Формирование и развитие территориальных сетей организаций  дополнительного образования детей       с использованием вариативных моделей горизонтальной (организации различных типов и ведомственной принадлежности) и вертикальной (федеральные, региональные и муниципальные организации)   интеграции и кооперации.

Создание стимулов для расширения масштаба программ дополнительного образования, финансируемых организациями, предприятиями для детей сотрудников.

Развитие системы регулирования качества дополнительного образования детей

Разработка концепции обновления содержания дополнительного образования детей, учитывающей перспективные тенденции развития науки, общества, технологий, особенности современного детства.

Разработка и внедрение современных федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам дополнительного образования.

Внедрение инструментов регламентации содержания общеразвивающих программ дополнительного образования, обеспечивающих гарантии качества при сохранении принципа  академической автономии.

Внедрение моделей независимой оценки качества организаций, оказывающих услуги дополнительного образования детей, в т.ч. общественного рейтингования.

Разработка и внедрение системы общественно-профессиональной экспертизы программ дополнительного образования детей, результаты которой учитываются при формировании государственных (муниципальных) заданий  организациям дополнительного образования детей, конкурсном распределении средств.

Внедрение системы выявление и учета достижений детей в программах дополнительного образования, в т.ч. при поступлении в организации профессионального образования.

Внедрение инструментов стимулирования обновления   образовательных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практики (гранты, конкурсы, стажировочные площадки).

Формирование банка инновационных программ и практик ДОД на федеральном и региональном уровнях.

Поддержка инновационных разработок  в сфере дополнительного образования.

Создание механизмов поддержки потребителей в выборе программ, построении индивидуальных образовательных траекторий, эффективном использовании  ресурсов  сферы дополнительного образования (информационное, тьюторское и консультационное сопровождение: создание тьюторских центров, информационных навигаторов, открытое представление баз данных и рейтингов организаций и программ).

Повышение эффективности деятельности организаций   дополнительного образования детей

Организация регулярных обследований  масштаба и содержания спроса населения на услуги дополнительного образования детей.

Создание базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг дополнительного образования детей.

Совершенствование механизмов распределения полномочий  между уровнями управления образованием и их взаимодействия в финансировании услуг, содержании и развитии материально-технической базы организаций  дополнительного образования.

Формирование региональной (надведомственной) модели  управления сферой дополнительного образования (включающей негосударственный сектор, информальное образование).

Совершенствование механизма формирования государственного (муниципального) заказа (задания)  на услуги дополнительного образования детей. 

Разработка порядка определения субъектами РФ нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей (с учетом  видов (общеразвивающие), направленности образовательных программ, категорий обучающихся (одаренные дети, дети в трудной жизненной ситуации, дети с ОВЗ).

Внедрение моделей персонифицированного финансирования.

Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня и ведомственной принадлежности в оказании услуг дополнительного образования детей (в том числе музеев, организаций науки, предприятий инновационного сектора, культурных индустрий).

Внедрение механизмов адресной  поддержки организаций, демонстрирующих высокие достижения в поддержке одаренных детей, работающих с детьми в трудной жизненной ситуации.

Создание условий для реализации частично-платных услуг (родительской платы)   дополнительного образования детей по конкретным направленностям программ с системой льгот для определенных категорий детей.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей

Апробация и внедрение уровневого профессионального стандарта педагога  дополнительного образования детей.

  Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования.

Модернизация системы аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста.

Формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов дополнительного образования детей. 

Поддержка создания и  деятельности профессиональных сообществ в сфере дополнительного образования, в т.ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий.

Создание условий для привлечения в   сферу дополнительного образования молодых специалистов.

Внедрение механизмов адресной  поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Проектирование новых специальностей в сфере дополнительного образования, квалификационных требований к ним, стандартов деятельности и подготовки программ их подготовки.

Подготовка управленческих кадров для сферы дополнительного образования с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, коммерциализации разработок.

Привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров, студенчества и родительской общественности.

Снятие барьеров и создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока в систему квалифицированных специалистов в областях науки, техники, искусства, предпринимателей и др.

Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования детей

(Вариант: создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей) негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей

Обеспечение  конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей к бюджетному финансированию. 

Использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.

Снижение ставок арендной платы для негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей по востребованным направленностям.

Оптимизация требований к устройству зданий и помещений, содержанию и режиму работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги дополнительного образования.

Увеличение масштаба поддержки некоммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования детей,  через систему грантов социально-ориентированным некоммерческим организациям.

Развитие инструментов поддержка  инициатив местных  сообществ (в т.ч. объединений семей, детей и молодежи).

Поддержка создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций (ассоциаций и сообществ), действующих в сфере дополнительного образования.

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей

Развитие сети организаций дополнительного образования детей в территориях в соответствии  с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры

Проведение аудита материальной базы организаций дополнительного образования детей.

Капитальный ремонт и реконструкция зданий дополнительного образования детей, благоустройство территорий.

Реализация программы оснащения организаций учебным оборудованием, инвентарем,  пособиями, компьютерной техникой и интерне-связью.

Создание новых моделей организаций дополнительного образования (модульные интенсивные школы, центры дистанционного образования, тьюторские центры и др.).

Разработка и внедрение механизмов государственно-частного партнерства, использования инфраструктуры организаций высокотехнологичных отраслей, науки, культуры.

Развитие техносферы учреждений ДОД, детского технического творчества, естественнонаучной деятельности, новых информационных и инновационных образовательных технологий

Создание в субъектах РФ  сети эксплораториумов, игровых центров (центров увлечений, хобби-центры), музеев науки и техники.  

Модернизация инфраструктуры музеев, обеспечивающая возможность реализации интерактивных образовательных программ для  детей и подростков.

Развитие системы производства методических пособий, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и оборудования для программ дополнительного образования, в т.ч через систему налоговых стимулов для предприятий, государственную программу  развития индустрии товаров   для детей.

Формирование современных территориальных социально-культурных сред развития и социализации детей.

Развитие  информального образования

Поддержка общественных  (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории группы детей и молодежи) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы Интернет, ТВ, радио) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок.

Создание в сети интернет специализированных порталов, включающих образовательные сервисы различного вида:

лекции и мастер-классы педагогов и носителей практик,

сетевые педагоги (консультанты, репетиторы, тьюторы),

обучающие игры и игры-симуляторы,

сервисы для создания и презентации творческих продуктов и проектов,

 сетевые конкурсные площадки для презентации способностей, интерактивные аудиовизуальные системы тестирования знаний и компетенций (с системой признания в формальном образовании),

сетевые коммуникативные и проектные сообщества, сообщества по обмену знаниями  и др.

Ожидаемые результаты развития дополнительного образования детей

В результате внедрения концепции формируется современная с заложенным вектором поступательного развития индустрия дополнительного образования детей. Субъекты действия концепции получают следующие результаты от ее применения:

Дети и молодежь:

- рассматривают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации;

- ориентируются в ресурсах дополнительного образования, имеющихся как на территории проживания, так  и вне ее (в т.ч.  в сети Интернет);

- имеют возможности выбора программ на основе собственных интересов и увлечений;

- имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности;

- мотивированы к участию  в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;

- мотивированы к участию в сложных интеллектуальные и культурные формы досуга.

Устройство программ дополнительного образования   обеспечивает возможность проб детьми и подростками различных  видов и форм деятельности, а также максимальной мобильности (параллельного освоения, переходов между программами) в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых  соответствуют их потребностям.

Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм активности, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий. 

Семьи:

- рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие полноценного развития и социализации;

- имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста и особенностей ребенка;

- осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов (тьюторов)  ответственное планирование  индивидуальных траекторий дополнительного образования;

- семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования  (льготы по оплате, «индивидуальные сертификаты», компенсация родительской платы, пригласительные билеты и абонементы на программы, установка компьютерной техники и программного обеспечения).

Во всех сегментах дополнительного образования  обеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.  

Общество

В общественном сознании сформирован позитивный бренд сферы дополнительного образования и социализации, составляющими которого являются:

-       «пространство для саморазвития и самореализации»;

-       «точка роста страны через развитие человеческого капитала»,

-       «среда воспитания научной, культурной и политической элиты страны»,

-       «среда равных возможностей и действующих социальных лифтов»;

-       «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры»;

-       «инновационная площадка, инкубатор образования будущего»;

-       «сфера эффективных инвестиций».

Среди других результатов:

- обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;

- сокращение  преступности среди несовершеннолетних;

- снижение масштабов распространения в подростковой среде  курения, алкоголизма и наркомании;

- появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей.

Бизнес

Сфера дополнительного образования - приоритетная область благотворительной деятельности и социально-ориентированного бизнеса. 

Поддержка программ образования, досуга и отдыха детей сотрудников рассматривается как важное направление политики в сфере социального и кадрового развития организаций и предприятий.

______________________________________________________________________ 

Мои предложения, направленные разработчикам Концепции:

Предложения по внесению изменений в Концепцию развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, в части развития негосударственного внебюджетного сектора дополнительного образования, а также построения государственно-частного партнерства в данной сфере

            Сфера дополнительного образования и воспитания детей в нашей стране до начала 90-х годов ХХ века имела огромное значение в советской системе образования. Подавляющее большинство детей были вовлечены в данный процесс. Это было обусловлено двумя факторами: первый – бесплатность дополнительного образования, второй – широта распространения специализированных организаций. Последующие 20 лет охарактеризовались фактическим разрушением данной сферы. Отсутствие бюджетного финансирования, перераспределение государственной собственности и многие другие факторы негативно повлияли на всю систему образования, а дополнительное образование осталось только в руках энтузиастов. Государство полностью прекратило реализацию какой-либо политики в данной сфере. В государственной нормативно-правовой базе даже перестал использоваться термин «дополнительное образование», а, следовательно, пропало и государственное финансирование данной сферы. Оставшиеся кружки и секции постепенно перешли на полулегальное положение, так как для продолжения функционирования им пришлось начать взымать хоть какую-то плату с родителей, а это не позволяло законодательство. Чтобы организовать полноценную коммерческую организацию дополнительного образования, необходимо было пройти массу государственных барьеров в виде лицензирования, сертификации и аттестации. Причем, критерии были таковы, что соответствовать им было практически невозможно. По сути, все условия допуска к детям для коммерсантов стали запретительными. Возможно, на тот период времени это и было оправдано, ввиду низкого профессионализма бизнесменов 90-х годов и неясности их истинных целей. Тем не менее, с тех пор прошло более 15-ти лет. Страна совсем другая. В России появилось огромное количество современных, эффективных и порядочных предпринимателей. Успешно функционирует множество частных школ и ВУЗов. Начал развиваться также и сегмент негосударственных организаций дополнительного образования и воспитания детей. Но, нужно констатировать, что 90% данных организаций действуют в, так называемом, «сером» секторе. Легальные негосударственные кружки и секции во многих городах страны можно пересчитать по пальцам. Даже в Москве, в основном – это «подпольный» бизнес. Легальная система существует, в основном, на базе общеобразовательных школ. Но, учитывая, что школьные кружки находятся на государственном обеспечении, их материально-техническая база, ввиду невысокого финансирования, оставляет желать лучшего. Возникает вопрос, привлекательна ли сфера дополнительного образования и воспитания детей для бизнеса? И если да, что мешает развиваться негосударственному и внебюджетному сектору в данной сфере?

  1. Существующие критерии допуска предпринимателей к системе дополнительного образования (лицензирование, утверждение образовательных программ, требования к преподавателям, требования к помещению и др.) таковы, что создать подобную коммерческую организацию можно только или на базе общеобразовательного учреждения, или при значительных вложениях в инфраструктуру (объект недвижимости, ремонт, оборудование и др.);
  2. У государственных органов власти всех уровней, отвечающих за государственную политику в области образования и воспитания детей, отсутствует понимание современных требований общества к системе дополнительного образования;
  3. Органы власти Субъектов РФ и муниципальных образований не мотивированы федеральной властью к созданию условия для стимулирования развития негосударственного сектора дополнительного образования и воспитания детей;

То, что у родителей нет денег на оплату кружков и секций для своих детей, во множестве городов России является «раскрученным» мифом. Нормальные родители всегда найдут деньги на образование своих детей. Вопрос лишь в размере подобных затрат. Для разных регионов страны он разный. В Казани, например (учитывая развитость спортивной инфраструктуры, благодаря Универсиаде), стоимость посещения спортивных секций составляет около 500 руб. в месяц, а в Брянске (глубоко дотационном регионе) месячный абонемент обойдется в сумму около 300 рублей. Конечно, отдельные социальные группы (многодетные семьи, семьи с одним кормильцем, семьи детей с ограниченными возможностями и некоторые другие), нуждаются в государственной поддержке для получения детьми дополнительного образования. Но это – исключение, которое должно быть предусмотрено Государством и заложено в расходной части бюджетов всех уровней.

Вот лишь несколько «рецептов», которые, на мой взгляд, помогут стимулировать существующий образовательный бизнес к выходу из тени, а еще не существующий – к созданию:

  1. Необходимо отменить лицензирование деятельности по предоставлению услуг в области дополнительного образования детей. Задача Государства заключается лишь в том, чтобы обеспечить безопасность таких услуг для граждан. Государство может регулировать качество предоставляемых услуг лишь в государственных организациях. Качество коммерческих услуг регулируется законами конкуренции. Потребитель сам «проголосует» за хорошую услугу рублем. В то же время, нужно создать перечень видов дополнительного образования (в основном – предпрофессиональной направленности), для которых должна действовать особая система критериев допустимости (подробнее ниже);
  2. Необходимо изменить требования к преподавателям негосударственных организаций дополнительного образования. Государство обязано устанавливать критерии отбора преподавателей для государственных организаций дополнительного образования детей, но оно не должно диктовать бизнесу свои условия в этой части. Не секрет, что большинство детей посещают различные секции и кружки не с целью предпрофессиональной подготовки, а лишь с целью получить ряд дополнительных навыков или занять свободное от основной учебы время. Следовательно, для оказания услуг подобного рода не требуются высокопрофессиональные преподаватели. Зачастую, идеальными учителями на курсах вышивки, лепки, рисования или в кружке компьютерного дизайна выступают школьники старших классов или студенты ВУЗов. Ребенку всегда интереснее общаться с теми, кто ближе им по возрасту. Тем не менее, при нынешней государственной системе аккредитации преподавателей, они не смогут получить право работать с детьми.
  3. Необходимо отменить обязательное утверждение учебных программ и планов для негосударственных организаций дополнительного образования детей. Как уже было отмечено выше, Государство должно гарантировать гражданам лишь безопасность, предоставляемых негосударственными организациями услуг. Следовательно, задача Государства по отношению к негосударственному сектору дополнительного образования сводится к тому, чтобы не допустить к работе с детьми преступников и социально опасные элементы, а также исключить возможность обучения детей навыкам, не предназначенным для их возраста, а также выходящим за рамки общественных норм морали и воспитания. Очень трудно составить учебный план для организаций, в которых дети посещают занятия единовременно или нерегулярно. Например, ребенок может один – два раза сходить на занятия по лепке из глины или на курсы компьютерной графики и анимации. В соответствие с существующими нормами, невозможно утвердить учебную программу, состоящую из одного занятия, продолжительностью 1 академический час.
  4. Необходимо существенно пересмотреть требования к помещениям, в которых могут располагаться негосударственные организации дополнительного образования детей. Сегодняшние требования к помещениям образовательных учреждений учитывают не только санитарные нормы, но и другие аспекты, никак не влияющие на здоровье детей или качество образовательного процесса. Особенность некоторых образовательных дисциплин действительно требует специально оборудованных и определенных по размеру помещений. Но это, скорее, исключение. Большинство образовательных дисциплин преподается в обычных помещениях. Государство же не определяет размеры комнат в квартирах, где живут дети. Логично, что специальные требования предъявляются к детским садам и школам, где дети проводят существенный период своей жизни. Уравнивать же по требованиям помещения для дополнительного образования, где ребенок занимается 1.5 – 2 часа в неделю со школьными классами не правильно.
  5. Нужно дать право школам, детским садам и другим образовательным учреждениям, наряду с предоставлением государственных услуг дополнительного образования, сдавать в свободное от основной деятельности время площади в аренду негосударственным организациям дополнительного образования. При этом, можно дать право образовательному учреждению самостоятельно определять критерии допуска конкретной негосударственной организации дополнительного образования (как в части направления образования, так и в части квалификации преподавателей). Это обусловлено тем, что образовательное учреждение косвенно несет моральную ответственность за те услуги, которые предоставляются на его территории.
  6. Необходимо разработать отдельные требования к негосударственным организациям дополнительного образования детей, предоставляющим услуги по предпрофессиональной подготовке. Несомненно, предпрофессиональная подготовка детей имеет ряд особенностей по сравнению с простыми кружками и студиями. В связи с этим, было бы правильно отнести вопросы, связанные с определением квалификационных требований к подобным негосударственным организациям к ведению учреждений профессионального образования в соответствующей сфере. Причем, не обязательно, чтобы это были только государственные учреждения профессионального образования.
  7. Необходимо восстановить значимые инфраструктурные элементы дополнительного образования детей. В советские времена ключевыми инфраструктурными элементами системы дополнительного образования и воспитания детей являлись дворцы пионеров и школьников, а также пионерские лагеря. В настоящее время, частично, данные учреждения функционируют в виде детских оздоровительных лагерей и дворцов детского (юношеского) творчества. Ввиду изменения системы и объемов их государственного ресурсного обеспечения, их деятельность, по сравнению с советскими временами, значительно сократилась. Детские лагеря во многом утратили свою образовательную функцию, а многие дворцы творчества и вовсе закрылись или изменили профиль деятельности. Необходимо, используя, в том числе, механизм государственно-частного партнерства, восстановить целостную инфраструктуру дополнительного образования, воспитания, а также отдыха и оздоровления детей. В части развития детского отдыха и оздоровления существует разработанная Агентством стратегических инициатив и утвержденная Правительством РФ соответствующая модельная программа, направленная, как раз, на применении принципа ГЧП в данной сфере.
  8. Необходимо создать институциональный механизм реализации проектов в области развития негосударственного дополнительного образования детей на основе принципов государственно-частного партнерства. С целью концентрации государственных средств и ресурсов, а также для построения эффективной системы отбора и реализации проектов в области дополнительного образования детей на принципах государственно-частного партнерства, предлагается создать институт развития – государственную корпорацию ОАО «Агентство развития дополнительного образования» со 100% государственного участия. Главными направлениями деятельности Агентства станут: содействие в разработке и реализации государственных программ, направленных на развитие системы дополнительного образования, воспитания, а также отдыха и оздоровления детей. Привлечение частных инвестиций в данную сферу, основываясь на принципах государственно-частного партнерства. Разработка модельных проектов в данной сфере. Осуществление мер государственной поддержки проектов (развитие инфраструктуры, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий и тп.). Предполагаемые функции Агентства: диагностика и мониторинг системы дополнительного образования, воспитания, а также отдыха и оздоровления детей в РФ и реализуемых мероприятий; определение приоритетных направлений развития данной системы и применение новых экономических механизмов в обозначенной сфере; разработка и участие в реализации профильных государственных подпрограмм; разработка методических рекомендаций для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в данной сфере; формирование общей базы данных организаций дополнительного образования, воспитания, а также отдыха и оздоровления детей; развитие инвестиционной привлекательности сектора, путем формирования различных моделей государственно-частного партнерства.

Финансирование Агентства предлагается осуществлять за счет внесения в уставный капитал ОАО средств из Федерального бюджета, в том числе, предусмотренных в настоящий момент в различных государственных программах на цели развития дополнительного образования, воспитания, а также отдыха и оздоровления детей.

http://www.snob.ru/profile/27357/blog/74140


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 227 гостей и нет пользователей