ЕГЭ НЕ ОСТАНОВИТЬ

Власти готовы совершенствовать Единый госэкзамен, но не готовы его отменить.

   О том, будет ли меняться ЕГЭ, в интервью "Профилю" рассказал вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор БОЛОТОВ.
   
   - Виктор Александрович, нынешние скандалы заставят власть изменить систему ЕГЭ в следующем году?
   - Модернизация системы ЕГЭ - это процесс не на год, а на всю оставшуюся жизнь. Каждый год будет что-то улучшаться, что-то добавляться, что-то изменяться.
   - В чем будут состоять главные новшества? Правда, что это связано с разделением экзамена по математике на базовый и профильный?
   - Да, нужно вводить два уровня сдачи экзаменов по математике. У человека должен быть выбор, в каком виде сдавать обязательный для всех экзамен по математике. Либо по гуманитарному профилю на базовом уровне, либо на профильном уровне. Ведь тем, кто намерен поступать в гуманитарные вузы или на специальности, связанные со спортом, искусством, сдавать математику на профильном уровне (а нынешний экзамен для профильного уровня) незачем. Поэтому моя позиция в том, что у тех, кто выбрал базовый уровень, надо проверять функциональную грамотность по математике. А те, кто намерен поступать в инженерно-технические вузы, на естественно-научные специальности, должны сдавать профильный экзамен по математике.
   - А ЕГЭ по русскому языку будет меняться?
   - По русскому языку тоже надо вводить два уровня ЕГЭ - русский как государственный язык и как язык, который потребуется для обучения на гуманитарных, прежде всего филологических, специальностях. Анализ показывает, что дети, которые дома разговаривают на родном, нерусском языке, имеют большие сложности со сдачей ЕГЭ по этому предмету. Однако русский язык как государственный должны сдать все жители страны, поскольку это язык межнационального общения. Многие инженерные вузы еще в советские времена русский язык принимали в зачетной форме - "сдал/не сдал". Если человек выбирает инженерную специальность и владеет русским языком на уровне функциональной грамотности, то знать тонкости филологии ему нет необходимости. В РАО и Минобрнауки обсуждается предложение выставлять отметки в аттестате по непрофильным экзаменам на базовом уровне - "зачет/незачет". Ведь государственный язык либо знаешь, либо нет. А оценки - это уже вопрос того, на каком уровне экзаменуемый знает тонкости русского языка как науки. Думаю, для гуманитариев по математике тоже возможно введение системы оценок "зачет/незачет".
   - В этом году был введен институт общественных наблюдателей на ЕГЭ. Как он себя показал?
   - Как показала практика, все или почти все нарушения на ЕГЭ - это сговор внутри школы. С ним надо бороться, используя институты гражданского общества, коим и должен стать институт общественных наблюдателей. Все же помощь правоохранительных органов - это крайний случай. Внимание к укреплению института общественных наблюдателей, которые бы не зависели ни от учителей, ни от родителей, будет усиливаться.
   - А содержательные перемены в тестах?
   - Разумеется. В экзаменационных материалах уже вводятся новые стандарты, ориентированные как на тестирование, так и на компетентностный подход, побуждающий ученика думать и сопоставлять.
   - Должна ли модернизация ЕГЭ подвигнуть на введение ЕГЭ по единым образовательным стандартам, я имею в виду программы и учебники?
   - Есть сторонники точки зрения, что нужен один учебник и одна программа. Есть сторонники другой точки зрения - каждый учитель и каждая школа могут выбирать себе учебник и программу. Истина, как всегда, посередине. Разнообразие учебников и программ - данность, особенно с учетом введения профильного обучения в старшей школе. Но вопрос о той вакханалии, которая творится с появлением новых учебников, которые неизвестно чем лучше, а чаще хуже существующих, абсолютно правильный. Министерство пытается навести здесь порядок.
   - ЕГЭ могут отменить?
   - Идею независимых от школы и вуза экзаменов, с моей точки зрения, уже не отменить. Это данность. Если школьный учитель или преподаватель вуза будут сами себе ставить оценку, то результат всегда будет хороший. А оценка должна быть независимой.

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 101 гость и нет пользователей