ЕГЭ попало в матрицу

Как заинтересовать старшеклассников предметами, по которым они не сдают ЕГЭ? Будет ли учитываться средний балл аттестата при поступлении в вуз? Сколько учебников истории надо школе? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" беседует с председателем Комитета Госдумы по образованию Вячеславом Никоновым.

Вячеслав Алексеевич, через неделю ЕГЭ. А это значит, что школьники весь год учили только те предметы, по которым сдают тесты. Как исправить ситуацию?

Вячеслав Никонов: Мне кажется, надо вернуться к учету среднего балла аттестата при поступлении в вуз, а в ЕГЭ по языкам - ввести устную часть. В ЕГЭ по русскому языку и литературе может быть что-то вроде сочинения, причем не по теме "Как я провел прошлое лето".

Это будущие поправки к закону?

Вячеслав Никонов: Пока это мое мнение, но оно может быть и оформлено в виде предложений в нормативные документы.

Говорят, что аспирантов обяжут ежедневно ходить на лекции?

Вячеслав Никонов: Скорее всего, с 2016 года невозможно будет защитить кандидатскую диссертацию, не пройдя обучение на третьем уровне высшего образования - пусть даже и экстерном..

Если в ведущих странах лучшие профессора начинают именно в аспирантуре учить лучших студентов, то у нас все к этому моменту учиться прекращают. Аспирантура должна наполниться полноценным содержанием. Будут введены нормальные обучающие программы, которые необходимо освоить прежде, чем браться за диссертацию. И ее подготовка станет завершением учебы в аспирантуре.

К декабрю 2013 года будет готов новый единый учебник по истории. Какие темы, на ваш взгляд, в нем могут подаваться иначе, чем сейчас?

Вячеслав Никонов: Всего в школах сегодня используется 238 учебников истории. Но для преподавания истории необходимо иметь 14 учебников по программе тех семи классов, в которых изучается отечественная и всеобщая история. При этом уже есть учебники, которыми пользуется более 60 процентов школ.

Профессиональными историками может быть подготовлен интересный, грамотный, отражающий последние достижения науки, учебник. И не только под картонной обложкой, но и с мультимедиа, со ссылкой на интернет-ресурсы. Написать новый учебник сейчас, когда выпущено очень много содержательных трудов по истории, в том числе - обобщающих, не такая сложная задача

Вы - доктор исторических наук и автор монографий по истории, а школьный учебник взялись бы написать?

Вячеслав Никонов: Я никогда не писал школьных учебников. Сейчас работаю над книгой под названием "Российская матрица": что такое Россия, как ее исторический опыт влияет на нашу современную жизнь? Книга охватывает весь период российской истории - от Древней Руси до наших дней, - и даже немного заглядывает в будущее.

Минобрнауки предлагает изменить порядок экспертизы учебников, условия исключения книг из обязательного списка и правила отбора издательств. Для этого создается рабочая группа, куда пригласили учителей, методистов, представителей РАН, РАО и издательств. Кто должен решать, какие учебники нужны школе?

Вячеслав Никонов: Профессионалы из минобрнауки, специалисты по конкретным предметам, по методике преподавания, а вот представители издательств там не обязательны. Экспертизу должен проводить не тот, кто имеет доход от распространения, а тот, кто способен оценить качество. При этом никто не может запретить издательству работать с авторами тех учебников, которые проходят экспертизу.

В этом году во второй раз будет проводиться мониторинг вузов, наделавший много шума. По итогам прошлого в двоечники записали Литературный институт, МАРХИ, педагогические и аграрные вузы. Потом были объяснения - "ошибочка вышла". Как объективно оценить российские вузы?

Вячеслав Никонов: Надо изменить сам подход. Нельзя допускать ситуации, когда большое количество вузов объявляется неэффективными. Это серьезный репутационный удар по всей системе российского высшего образования.

Точно так же, как обвинения в неэффективности Академии наук - удар по репутации российской науки. Мы приглашаем людей из разных стран приезжать учиться в Россию и при этом заявляем, что у нас вся высшая школа и академическая наука неэффективны. Где логика?

Надо уважать и коллективы, и научные школы, и вузы, и академию наук. Оценивать работу вузов и составлять рейтинги нужно. Можно взять мировой опыт составления рейтингов и применить их к нашим вузам. Это будет более справедливо, чем те явно неадекватные критерии, которые были применены при оценке эффективности вузов. Какие критерии использовать? Я бы прислушался к рекомендациям Союза ректоров, которые предлагают дифференцировать их по типам вузов. Одно дело - оценивать классический университет, другое - педагогический или аграрный вуз.

Сколько критериев нужно оставить в мониторинге?

Вячеслав Никонов: В предложениях Союза ректоров их около сотни. Но это слишком много. Учебные заведения надо делить не на эффективные и неэффективные, а на вузы и невузы. Есть вузы, где люди учатся, получают полноценное высшее образование, а есть шарашкины конторы, где за деньги выдают дипломы.

В этом году в мониторинге может появиться еще один критерий - трудоустройство выпускников. Как вам предложение ректора НИУ ВШЭ Кузьминова учитывать зарплату выпускников на выходе из вуза?

Вячеслав Никонов: В России нет единой системы учета распределения выпускников. Если считать тех, кто зарегистрирован на бирже труда, это не даст полной картины. Вице-премьер Ольга Голодец недавно сказала, что у нас 38 миллионов человек работают неофициально. Как их учитывать?

Если использовать критерий размера зарплаты, в этом случае на первой позиции окажутся бизнес-школы, а на последней - выпускники педагогических и аграрных вузов, которые нужны гораздо больше, чем выпускники бизнес-школ. Этот критерий может применяться, но как один из ста, а не один из десяти.

Сколько вузов нужно стране?

Вячеслав Никонов: Очевидно, что количество вузов у нас избыточное. Их вдвое больше, чем было в СССР. Но я не хотел бы называть никаких цифр. Подход должен быть качественным, а не количественным.

К 2020 году не менее пяти вузов должны войти в топ-100 международных рейтингов. У каких вузов есть шансы?

Вячеслав Никонов: МГУ уже там. Проблема в том, что составители международных рейтингов имеют в виду прежде всего себя. Одним из самых существенных критериев является индекс цитируемости в узком списке научных журналов, которые издаются в основном в США и Великобритании на английском языке. Всегда будут проигрывать те страны, где английский не является основным языком преподавания и науки.

Вряд ли Россия должна становиться страной, где учат и пишут книги на английском. Есть дисциплины, где это просто бессмысленно. Как, например, можно оценивать уровень развития русской филологии по цитируемости в англоязычных журналах? России нужен свой рейтинг вузов. Но если мы будем играть по существующим правилам, то придется наращивать количество публикаций в этом списке англоязычных журналов.

Это реальная задача?

Вячеслав Никонов: Да. Китайцы решают ее просто: платят журналу деньги за публикацию. О качестве науки это мало что говорит, хотя китайская наука идет вперед семимильными шагами и по многим параметрам уже опережает российскую. Но если мы возьмем за основу, например, и другие критерии, скажем, количество спутников, запущенных вузом на орбиту Земли, или мощность университетского суперкомпьютера, то МГУ окажется первым.

Тогда мы должны предлагать свой рейтинг и ставить условия: оцениваем вузы по суперкомпьютерам и спутникам.

Вячеслав Никонов: Надо создавать свои рейтинги и не абсолютизировать международные. Не считать, что это истина в последней инстанции.

Не утихают скандалы с плагиатом. Дошло до того, что обвинения звучат даже в адрес депутатов. Неужели все списывают?

Вячеслав Никонов: То, что в последние 20 лет при подготовке диссертаций было много афер и подтасовок, это факт. Хорошие предложения по аттестации научных кадров внес ВАК. Например, ответственность членов диссертационных советов и оппонентов, если будут вскрыты нарушения в подготовке диссертации. Им может грозить ограничение в праве быть членом диссовета, научным руководителем, оппонентом, вплоть до расторжения трудовых соглашений. В числе других мер - размещение диссертаций в Интернете.

Когда-то наше образование было одним из лучших в мире, а сейчас мы на 20 месте, позади Венгрии и Словакии. Есть ли шансы вернуть утраченные позиции?

Вячеслав Никонов: Не все однозначно. У нас нередко образование рассматривается как отраслевая проблема, связанная исключительно с деятельностью Минобрнауки. На самом деле образование - это формирование интеллектуального капитала нации, информационная, социальная и даже во многом промышленная политика. Поэтому подход должен быть не отраслевым. Это задача всей государственной политики.

Наша начальная школа просто замечательная. Россия в тройке лучших стран вместе с Финляндией и Сингапуром. В основной школе дети уже во многом теряют мотивацию, тут мы в десятке лучших, все еще успешно конкурируя.

Что касается старшеклассников, то мотивация у них снова повышается, но готовятся они лишь по предметам ЕГЭ. Кроме того, сама система тестирования не учит говорить и писать. Отсюда - более низкие показатели. В бакалавриате мы снова не ниже западных стран по уровню подготовки. А дальше - провал. В качестве важнейших задач я бы назвал выстраивание второго и третьего уровня высшего образования - магистратуры и аспирантуры.

Когда появится обязательная школьная форма

Родители волнуются: когда в школах появится обязательная форма и все ли успеют ее купить к новому учебному году.

Вячеслав Никонов: В трети школ она уже есть. Желательно, чтобы с будущего учебного года большинство школ перешли на форму. В России, кстати, школьная форма была с 1834 года и исчезала только в период распада страны и смуты. За границей во всех хороших школах есть форма. Это важно для воспитания корпоративного духа, солидарности, стирания социальных граней и придания уверенности детям.

Так ведь выяснилось, что в стране некому ее шить! На всю Россию почти не осталось предприятий, которые выпускают нужную ткань. Что, будем поддерживать китайских производителей?

Вячеслав Никонов: Одновременно во всех школах ввести форму сложно. Сейчас в стране существует три крупных камвольных комбината, которые выпускают ткань нужного качества. Швейные предприятия тоже могут не справиться. Но вопрос не ставится так, чтобы школьная форма стала одинаковой и обязательной для всех с 1 сентября 2013 года. Может, придется вводить ее по-этапно. Многое будут решать сами регионы и школы, но полной анархии быть не должно. Иначе мы получим слишком много региональных отличий, которые могут носить также этнический и религиозный характер. Это должно быть исключено федеральным законодательством.

Эксперты предлагают ввести ГОСТ на школьную форму. Будет такой стандарт?

Вячеслав Никонов: Не уверен, что это нужно.

Между тем

Контрольные цифры приема для экономических факультетов сократились на 20 процентов.

В целом же в этом году количество бюджетных мест в вузах не уменьшится, по-прежнему бюджет будет финансировать 491 тысячу мест. И это несмотря на то, что количество выпускников школ сократилось на 1,3 процента и ЕГЭ планируют сдавать 760 тысяч человек.

- Объем обязательств государства сохранится неизменным, но структура распределения вузам бюджетных мест немного меняется, - рассказал заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.

В этом году количество мест в бакалавриате уменьшится на 3 процента, зато в магистратуре их станет больше на 20 процентов. Что касается направлений подготовки, то увеличено число бюджетных мест на естественно-научные, медицинские, технические и педагогические специальности. А вот контрольные цифры приема на экономику и управление сокращены почти на 20 процентов.

При выделении бюджетных мест учитывались данные мониторинга, трудоустройства выпускников, средний балл абитуриентов и научная деятельность вуза. Впервые регионам была выделена квота на бюджетные места. По бакалавриату она составила 70 процентов, по магистратуре - 30.

- Это сделано для того, чтобы не было скопления всех бюджетных мест в каком-либо одном регионе. Местные вузы получили квоту и конкурировали друг с другом за бюджет, - прояснил Александр Климов.

В итоге в Москве число бюджетных мест в бакалавриате уменьшилось на 5 процентов, на специалитете - почти на 8 процентов. В Санкт-Петербурге, соответственно, на 2 и почти 3 процента. Зато мест в магистратуру в обеих столицах стало больше.

Есть изменения в ведомственных вузах. Мест на профильных специальностях теперь на 2,4 процента больше, а на непрофильных на 1,7 процента меньше.

В конкурсе на бюджетные места участвовало около 70 негосударственных вузов. Госзаказ получат лишь 50 из них. В целом негосударственные вузы получили 2105 мест, что на 46 процентов меньше, чем в прошлом году. В первую очередь сокращение мест коснулось юридических и экономических специальностей. Были и другие причины для отказа:

- Допустим, вуз в 2012 году не вел подготовку специалистов по какому-либо направлению, а в этом вдруг берется готовить и просит 300 бюджетных мест, - привел пример замминистра.

По его словам, вузы просили в два с половиной раза больше мест, чем им выделено.

На долю ведущих вузов приходится 36, 6 процентов всех бюджетных мест в магистратуре и 22, 9 процентов мест в бакалавриате и специалитете.

Александр Климов пообещал, что контрольные цифры приема на 2014 год будут известны уже к Новому году, что "позволит вузам эффективнее планировать свою деятельность".

Советы

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов

- На ЕГЭ по русскому языку не надо придумывать несуществующих авторов и произведений. Эксперты все проверяют.

- Не стоит спорить с позицией автора, чье произведение вам приходится анализировать.

- Повторите правила пунктуации для причастных, деепричастных оборотов и вводных слов.

- Повторите разряды местоимений, служебные части речи, типы связи слов в словосочетаниях.

- На ЕГЭ по математике , если не очень уверены в своих силах, выбирайте из части С задачу С6. Она разбита на четыре пункта, которые оцениваются отдельно. Первый пункт под силу многим.

- Если вы сидите больше 15 минут над квадратным уравнением - бросайте его и приступайте к следующему заданию.

- Если не хотите завалить ЕГЭ по математике, надо сделать не менее пяти заданий. А лучше для верности 8-9. Тройка, скорее всего, вам будет обеспечена.

- В последние недели перед экзаменом не учите новых тем. Повторите старые.

Экзамены

"Галочки" - выручалочки

 
Фото: Сергей Михеев/РГ
27 мая российские школьники будут сдавать первый ЕГЭ - по русскому языку. Всего на ЕГЭ записалось около 860 тысяч человек, причем 760 тысяч из них выпускники этого года.

Практика показывает, что труднее всего школьникам сдать обязательные предметы - тот же русский и математику. Вообще в первые годы сдачи ЕГЭ ученикам сложнее давалась именно математика: по этой дисциплине был даже чуть поднят минимальный балл, чтобы избежать большого числа двоек. А вот в нынешней досрочной волне ЕГЭ во многих регионах школьники хуже написали тесты по русскому.

Содержание КИМов, а проще - тестов, тоже продолжает меняться. В ЕГЭ по математике, например, исчезла часть А с выбором ответов, когда баллы можно было получить, наугад поставив "галочку" против верного ответа. В КИМах по русскому языку изменился формат задания А1, на полчаса увеличилось время экзамена. Для проверяющих разработаны более четкие критерии по оценке вопросов с развернутыми ответами. Именно из-за них, как правило, подается больше всего апелляций.

Эксперты советуют

Андрей Нарушевич, завкафедрой русского языка Таганрогского государственного пединститута им. А.П. Чехова, учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ:

- Прежде всего выпускникам надо ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться творческая часть (часть С) - сочинение-рассуждение. Эксперт оценивает, сумел ли ученик сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста, высказал ли собственную позицию, подкрепив ее двумя своими аргументами. Поэтому надо внимательно прочитать текст.

Самое трудное в части С комментировать проблему и аргументировать собственное мнение. При написании комментария необходимо показать, как именно, на каких примерах автор раскрывает проблему, проанализировать ход авторской мысли. Аргументируя свою позицию, следует упомянуть героя какого-либо художественного произведения, его мысли, слова, поступки, так или иначе связанные с проблематикой сочинения. Бывает, что школьники сами придумывают писателя и его несуществующие произведения. Этого тоже не советую. Эксперты все проверяют. В регионах выпускники иногда ссылаются на то, что указали автора, произведения которого еще не переведены на русский язык. Это не аргумент. Не так много у нас поэтов и писателей, чтобы эксперты на местах кого-то не знали. Такие хитрости ни к чему. В произведениях Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого можно найти ответы на любые вопросы.

Опыт показывает: наши выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Но если речь идет о приложении, которое можно выделить и запятыми, и тире, никто к вам придираться не будет. Максимально высокая оценка может быть поставлена, даже если вы допустили одну негрубую орфографическую и пунктуационную ошибку.

Советую перед экзаменом повторить разряды местоимений, служебные части речи, типы связи слов в словосочетании, типы односоставных предложений, классификацию сложноподчиненных предложений. Нужно уметь находить обособленные члены предложения, знать, что такое лексические и синтаксические средства выразительности.

Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ:

- Пробный экзамен по математике показал: выпускники теряли баллы на простых задачах, решив правильно более сложные. Не все сумели правильно прочитать условие задачи. Допустим, их просили найти точку максимум, а они искали точку минимума. Много арифметических ошибок.

Еще одна проблема правильно распределить время. В принципе среднему школьнику 235 минут на ЕГЭ по математике более чем достаточно. Перед ЕГЭ советую потренироваться дома, порешать любые пробные тесты к ЕГЭ, чтобы оценить силы. Когда высчитывалась продолжительность экзамена по математике, мы буквально с секундомером смотрели, сколько времени требуется на задачу. Например, квадратное уравнение сильный ученик решает за 2 минуты, слабый - за 10. Если вы бьетесь над ним 15 - 20 минут, бросайте, не тратьте время.

Самые сложные задания в части С. Это задачи С4, С5, С6. Обычно за задачу С6 берутся немногие. Но сейчас она разбита на 4 пункта, которые оцениваются отдельно. И первый пункт под силу многим ученикам, которые любят решать занимательные задачки. Если вы выбираете, за какую задачу взяться - С4, С5 или С6, беритесь за С6.

Тому, кто без ошибок дошел до части С4 и правильно ее выполнил, гарантировано 85 - 90 баллов. Задачи С5 и С6 для тех, кто хочет получить от 90 до 100 баллов. Для того чтобы не получить двойку, надо правильно сделать как минимум пять заданий. Но опыт показывает: для слабых учеников это сложно, так что нацеливаться стоит как минимум на 8 - 9 заданий. И еще, в последние дни перед экзаменом не надо учить ничего нового - это бесполезно, лучше заняться повторением.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 146 гостей и нет пользователей