МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Эксперты в сфере образования и издатели в ходе круглого стола "Школьные учебники: недетские проблемы" в РИА Новости выразили мнение, что новые правила экспертизы учебников, которые войдут в список рекомендованных к использованию в школе, должны быть максимально прозрачными и понятными.
Новый закон "Об образовании в РФ", который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, ужесточает требования к школьным учебникам, входящим в федеральный перечень. Минобрнауки разработало приказ об утверждении нового порядка формирования федерального перечня учебников. По расчетам министерства, благодаря новым правилам список учебников, которые могут быть использованы в школе, сократится примерно на треть.
Требования к учебникам
По мнению заместителя научного руководителя НИУ "Высшая школа экономики" Льва Любимова, важно четко определить критерии, по которым учебники будут признаваться годными к использованию в образовательном процессе.
"Я считаю, что только один критерий — это соответствие контента учебника мейнстриму мировой науки. Больше никаких критериев быть не должно, иначе дальше начинается или коррупционность, или лоббирование, или всякая отсебятина", — сказал он.
Генеральный директор издательского центра "Вентана-Граф" Константин Рыжков также считает необходимым, чтобы четко были определены критерии, по которым учебники отбираются в федеральный перечень.
"Необходимо понять, каковы критерии этого сокращения? Почему какие-то книги, которые прошли экспертизу и академии наук и педагогическую экспертизы, должны завтра исчезнуть из перечня, а другие — остаться. Прежде чем что-то сокращать, нужно иметь некие требования и основания. С моей точки зрения, важнейшая вещь — это отсутствие содержательных требований к учебникам", — сказал он.
По мнению Рыжкова, необходимо создать на федеральном уровне реестр требований к содержанию учебников.
Механизм оценки
Генеральный директор издательства "Дрофа" Ирина Кузнецова сообщила, что, когда приказ Минобрнауки обсуждался, издатели, прежде всего, хотели создать действенный механизм оценки учебников.
"Все издатели и авторы за то, чтобы в нашу школу приходили качественные учебники. Все за то, чтобы почистить федеральный перечень от того, что там уже "умерло", — сказала она.
По словам Кузнецовой, в настоящее время процесс экспертизы оторван от авторов и издателей, и его алгоритм непонятен.
"Мы хотели бы, чтобы механизм экспертизы был прозрачен, понятен. Мы хотели бы понимать, как учебники попадают в перечень", — добавила она.