Экзаменационное сочинение возвращается в школы

Россия давно потеряла свой статус самой читаемой и самой грамотной страны. Все чаще в СМИ появляются сообщения о том, что число людей работающих и проживающих на территории Российской Федерации, при этом совершенно не владеющих разговорным и правильным письменным русским языком постоянно растет. Эксперты взволнованы и тем, что молодые граждане РФ – выпускники школ и вузов в данном вопросе показывают низкие результаты. По мнению специалистом этому способствует то, что в настоящее время ребятам приходиться сдавать экзамен по русскому языку и литературе в виде тестирования, в котором по большому счету нужно выбрать правильный ответ среди предложенных вариантов. А несколькими годами ранее им приходилось писать сочинение, для написания которого требовалось много читать художественной, научной и другой литературы.

Над этой проблемой работают многие, поэтому с 4 по 6 июля текущего года на площадке Московского государственного университета имени Ломоносова проходил Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы, участие в котором приняли более тысяче педагогов со всех регионов страны. Во время данного мероприятия участники обменивались опытом и обсуждали самый наболевший вопрос: почему современные дети не любят читать?

Проблема не грамотности молодого поколения России волнует не только учителей, но и высших руководителей, чиновников из Минобрнауки РФ и всех россиян.

Дмитрий Ливанов - глава Минобрнауки, выступая на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы, пообещал прислушиваться к мнению школьных словесников во всех важнейших начинаниях. Не обойдется без учителей и формирование «cписка Путина» - перечня из 100 книг, которые отныне и впредь должен будет прочитать всякий школьник: «Все эти задачи мы можем решать только вместе. Считаем нашу совместную работу императивом», - подчеркнул он. Учителя в ответ вежливо похлопали.

О важности миссии учителей русского и литературы говорил и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий — к слову сказать, математик по специальности. «Русский язык в школе — главный инструмент познания. Литература — лучший воспитатель», — отметил он. И тут же фактически признал: «инструмент» не больно-то работает, а «воспитатель» — воспитывает. В итоге «сегодняшние старшеклассники плохо владеют языком, не знают таких слов, как, скажем, профиль, альянс, компетентность. И как результат — не могут понять условий задач».

Особую озабоченность учителей, продолжил российский ректор № 1, «вызывает переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт». Так, он объединяет русский и литературу в единый предмет. Но как сдавать по нему ЕГЭ, если одна часть является обязательной (русский язык), а другая — нет (литература), никто не знает.

Окончательно расшевелил аудиторию прежний глава Минобрнауки, а ныне помощник президента по вопросам образования Андрей Фурсенко. Он вбросил принципиально новую идею — привлечь интерес учащихся к словесности, отказавшись от привычной формы сочинения в виде четырехчасового сидения в запертой аудитории. «Может быть, лучше написать аналог студенческой дипломной работы? Я знаю, что многие ребята предпочитают не писать, а скачивать тексты из Интернета. Но давайте не будем применять к ним фискальный подход: вводить системы „Антиплагиат“ и т.д. Гораздо эффективнее, чтобы работу, пусть и списанную, человек достойно представил и защитил. Возможно, это и станет пробуждением интереса учащихся к гуманитарным наукам. А за ними — XXI век! И нам неизбежно придется искать новые подходы к обучению».

http://www.eduhelp.info


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 69 гостей и нет пользователей