Европейские стандарты образования доказали свою примитивность

Поможет ли ЕГЭ подготовить достойных граждан России?

Пока все следят за действиями Украины, курсом доллара и высказываниями Обамы, в России тихо и на редкость спокойно, без скандалов и разоблачений, проходят выпускные экзамены в школах по системе ЕГЭ.

Для тех, кто запамятовал, напомню, что впервые ЕГЭ были введены во Франции в 60-е года, когда в страну хлынул гигантский поток переселенцев из бывших африканских колоний и они стали требовать предоставления и реализации права на обучение. Однако приезжие мигранты имели крайне низкий уровень образования. И французское правительство пошло им навстречу — оно резко упростило процесс обучения: свели  итоговые школьные экзамены до уровня тестирования и совместили вступительные экзамены в Высшие образовательные учреждения с баллами, полученными за школьные тесты. Однако в самой Франции в течение последующей пары лет было мощное сопротивление данной схеме проверки знаний. И только после того, как система ЕГЭ была «одобрена» и внедрена в США, почти все остальные страны Запада тоже начали в большей или меньшей степени вводить схожие схемы у себя.

В постсоветской России началу введения ЕГЭ положило желание руководства Министерства образования в лице министра Владимира Филиппова  присоединиться к Болонскому процессу. Подразумевалось, что данное присоединение позволит добиться признания в Европе российских дипломов о высшем образовании, ученых степеней и позволит свободно перемещаться студентам и молодым ученым из одного университета в другой, из одной страны в другую.

А как определить, что студент из России из какого-то МГУ подходит для обучения в университете Сиены? Конечно же, через балльную систему, построенную на тестах, которая принята во всем западном мире! 

Кроме этого, по мнению тогдашнего министра образования, в советской системе проведения экзаменов было сплошное взяточничество, без взяток невозможно было поступить ни в один престижный вуз страны. 

Правда, «злые языки» до сих пор говорят о другой подоплеке событий. Якобы еще в начале 90-х иностранные фонды выделили правительству России ряд кредитов под реформирование системы образования. Однако эти кредиты были традиционно «распилены» и безвозвратно утеряны. Но иностранные кредиторы не стали поднимать шум, а предложили заинтересованным лицам в России сделать определенные изменения в системе образования и ввести ЕГЭ. В обмен предлагалось списать «исчезнувшие» кредиты… 

Возвращаясь к официальной версии событий: господин Филлипов, засучив рукава, решил «вычистить Авгиевы конюшни» и подарить российским гражданам неподкупную и эффективную систему школьного и высшего образования! Так с 1997 года в российских школах на добровольных началах появилось тестирование. Филиппов к тому же умело напирал на тот факт, что по новой системе любой ученик из «любой деревни» может свободно поступить в МГИМО или МГУ, стать москвичом и жить далее припеваючи, покупая машины, квартиры, разъезжая по заграницам.

Этап 2000–2003гг.

Это был первый, пробный этап тестирования новой формы проверки знаний учащихся. Но он выявил и высветил основные отрицательные стороны данного тестирования:

- весь процесс обучения в школе в последние два года сводится к натаскиванию на тестирование;

- данная форма экзамена не учитывает индивидуальных особенностей учащегося;

- абсурдной была система тестирования по гуманитарным предметам;

- не учитывается разница в условиях обучения.

- вузы не были готовы к приему абитуриентов по итогам сдачи ЕГЭ, что вылилось в двойную нагрузку на школьников.

Этап 2004–2006гг.

Минобразования и правительство первым делом стало работать с вузами России, чтобы добиться от них признания результатов ЕГЭ как вступительных экзаменов. На этом пути было огромное сопротивление со стороны руководителей высших учебных заведений. В обществе открылась острая дискуссия, разделившая население на две части: первые были против «тупого тестирования» и общего падения образовательного уровня в российских школах, другие были против баснословных взяток при поступлении в ведущие вузы России и отстаивали возможность «Вани Петрова из глубинки» поступить в Москву. 

Правительство законодательно утвердило признание результатов ЕГЭ для зачисления в вузы. Более того, начиная с 2006 года, стала возможной заочная подача заявлений с копией результатов ЕГЭ в неограниченное количество институтов.

Однако оппозиция по отношению ЕГЭ среди ректоров российских высших учебных заведений, во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим, крепла и готовилась дать решительный бой в надежде на отмену данной формы аттестации школьников. 

В это же время акцент необходимости введения ЕГЭ смещается от индивидуального тестирования и проверки знаний конкретного школьника к проверке работоспособности и уровню преподавания самих школ, функционированию систем образования регионов. 

Этап 2007–2009гг.

С 1 января 2009г. по всей России ЕГЭ стал обязательным! Результаты ЕГЭ стали приниматься во всех вузах России для зачисления абитуриентов. 

В качестве борьбы со взяточничеством были отменены льготы для «золотых медалистов». Вместе с этим были введены большие льготы для детей-инвалидов, для детей-сирот, для детей, потерявших кормильца в зонах боевых действий. 

Для снижения накала борьбы с ректорами для двух десятков ведущих вузов страны введены льготы на зачисление без учета результатов ЕГЭ победителям различных региональных, федеральных и специально организованных олимпиад, тем самым сняв требование ряда ректоров о приеме без ЕГЭ наиболее одаренных детей по профилю вуза.

Для получения аттестата о среднем образовании теперь нужно было сдавать лишь два обязательных экзамена в формате ЕГЭ: по математике и по русскому языку. Остальные экзамены выбирались учащимся в зависимости от предполагаемого профиля дальнейшего обучения.

Стала ясна еще одна отрицательная сторона ЕГЭ: начиная с 9 класса ученики фактически переставали учить все остальные предметы, кроме тех, которые нужны для поступления в конкретные институты. Фактически была разрушена старая идеология «советского образования» и сформировалась новая идеология современного образования, которую очень прямо и четко сформулировал следующий министр образования Андрей Фурсенко: «НЕДОСТАТКОМ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БЫЛА ПОПЫТКА ФОРМИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА, А СЕЙЧАС ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ, СПОСОБНОГО КВАЛИФИЦИРОВАННО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТВОРЧЕСТВА ДРУГИХ».

Из этой идеи выходило, что если ты можешь что-то купить или продать, то нет смысла изучать науки и законы развития. Тебе достаточно знать то, что способствует правильному выбору покупки или грамотной продажи с целью получения наибольшей прибыли. 

Даже Солженицын, видя, к чему ведет реформа школьного образования, неоднократно писал о том, что школа должна быть самостоятельной организацией, основная цель которой — дать достаточно знаний и сформировать законченную личность будущего гражданина страны, который после окончания школы мог бы самостоятельно работать, жить, принимать ответственные решения и совершать осмысленные поступки. Школа не должна быть ступенькой перед институтом.

В институтах наблюдалось столпотворение: толпы абитуриентов рассылали, развозили, пересылали свои документы в десятки различных институтов, которые в соответствии с Указами правительства зачисляли приславших документы абитуриентов на обучение. В сентябре оказалось, что до 50% студентов не явились на занятия, т.к. выбрали совершенно другие вузы, в которые также были зачислены. Оказалось, что подобная ситуация создает неопределенность еще больше, чем «советские взятки» и создает массовые коррупционные схемы для зачисления «нужных» студентов.

По всей стране поднялся  ажиотаж с оформлением инвалидности, которую по новым правилам Минздрава можно стало оформлять на короткий промежуток времени. Этого было вполне достаточно для внесения частью предприимчивых родителей своих детей-«инвалидов» в квотированные списки престижных институтов.

Этап 2010–2013гг.

2010 год ознаменовался резким изменением требований к содержанию ЕГЭ по математике и литературе… Провал экзаменов в 2009г., когда почти 30% школьников написали ЕГЭ по математике на «ДВА», а также результаты провального  тестирования российских учащихся по международной программе PISA (43 место из 65), вынудили изменять подход к материалам тестирования. 

По мнению экспертов PISA, российские школьники слишком «зажаты» традиционным пониманием математики и не способны решать общие жизненные вопросы. Так, в качестве одного из примеров приводилась задача, в которой был описана ситуация, когда группа детей играет в  очень красивый мяч. Описаны дети, их одежда, их отношение друг к другу и в конце этого увлекательного рассказа от учеников требовалось определить площадь этого мяча без применения математических формул….. 

Российские школьники с треском провалили данную «задачу по математике», в отличие от финских, немецких и американских детей. А ответ был прост: его не было вообще! В качестве ответа принимался любой, лишь бы учащийся проявил сообразительность, например: площадь этого мяча – 100 девичьих поцелуев, 6 моих ладоней, 10 банкнот по 100 долларов. Это задача по математике….

Другая задача касалась масштабирования… Описан пример с выставки авиашоу, где был представлен надувной макет земного шара, величиной с 4-этажный дом, и вокруг него летали пчелы, символизирующие самолеты. Вопрос был о правомерности использования математической модели пчел по отношению к реальным самолетам…. Естественно, что российские школьники, привыкшие к строгим условиям математических задач, с треском провалили и этот тест, т.к. не каждый знает высоту «стандартного» этажа в англо-американской архитектуре, размера пчел и стандартного размера трансатлантического "Боинга"…

Это подвигло Минобразования к кардинальному изменению преподавания математики и физики в российских школах в сторону максимального упрощения материала и максимального введения абстрактного «жизненного» применения математики в быту. 

В это же время выпуск дешевых гаджетов, способных в мгновение ока сфотографировать экзаменационный материал и передать его «на волю», вызвал в стране взрыв коммерциализации сдачи ЕГЭ, когда почти на каждом углу появились объявления о платном решении тестов за скромную плату. МВД зарегистрировало резкий всплеск коррупции в школе, который в разы (!!!) стал превышать регистрируемый уровень в СССР.

2013 году размах интернет-списываний и онлайн-решений в группах соцсетей стал невиданным. Количество 100-бальников превысило все разумные мерки, а отдельные регионы выдавали 100-бальников невероятными количествами! Возник даже специальный вид туризма — ЕГЭ-туризм, когда детей из центральных регионов страны стали переводить в «100-бальные» регионы для гарантированного поступления в престижный вуз Москвы.

Период 2014–……..

После провального и разгромного ЕГЭ 2013 года, чтобы не оставить треть учеников российских школ без аттестата, был на 40% снижен порог сдачи теста по математике…. Теперь достаточно было ответить на уровне 4-5 класса. 

В связи с невероятной взяткоемкостью подготовки и сдачи ЕГЭ, к проведению экзаменов были привлечены значительные силы полиции, Следственного комитета, прокуратуры, ФСБ. 

Разработано и закуплено спецоборудование для борьбы с сотовой связью и интернет-ресурсами. Возле школ размещены системы глушения сигналов.  Потрачены значительные средства на пресечение списываний и передачу данных. Почти во всех школах, участвующих в ЕГЭ, установлены камеры слежения. Малейшее подозрение — и детей выводят с позором из класса с лишением права сдачи экзамена.

Пока ЕГЭ проходит без скандалов……

PS:

Мой товарищ, бывший десантник, воевавший в Афганистане, после родительского собрания, посвященного сдаче ЕГЭ, сказал занятную вещь : «Я воевал и видел смерть. Но мне там не было так страшно, как сейчас за своего ребенка на этих экзаменах!»

Сможет ли такая система образования подготовить будущих достойных граждан России?

http://www.zavuch.ru/news/news_main/612/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 18 гостей и нет пользователей