Фитнес по звонку

В школах введен дополнительный урок физкультуры, третий в неделю: каким его видят чиновники, как реагируют учителя и почему родители против

В начале урока пятиклассники парами подбегают к учителю физкультуры школы № 399 Владимиру Звягинцеву и хлопают его по ладоням. «Здравствуйте, — говорит после каждого хлопка учитель, — здравствуйте». Он дает команду к началу суставной гимнастики, во время которой дети крутят головой, туловищем, ступнями, как на обычном уроке, только не на «раз-два», а каждый в своем темпе. Следующий блок упражнений — со снарядами — тоже вполне традиционный для любой школы, только поразнообразнее: пока один ребенок прыгает со скакалкой, другой ходит на ходулях, третий подкидывает ракеткой мячик для пинг-понга, а четвертый приседает, держа в руках медбол — мяч, набитый песком. Выполнив необходимое количество упражнений, дети меняются местами. А чтобы разминка не затягивалась, класс разделен на две соревнующиеся команды: каждый ученик, отработав очередной блок упражнений, бросает фишку в корзинку своей группы.

С этим динамичным занятием Звягинцев стал одним из победителей первого конкурса «Урок физкультуры XXI века», который проводит Федерация фитнес-аэробики России (ФФАР). С сентября педагог использует свои наработки не только на основных занятиях, но и на дополнительном, третьем в неделю, уроке физкультуры, который появился в новом учебном году у всех российских школьников.

Сейчас школы самостоятельно, исходя из своих возможностей, решают, чем детям заниматься на дополнительном уроке. Среди методических рекомендаций пока лишь советы проводить дополнительные занятия в более игровой форме по сравнению с основными. «Наиболее популярны в Москве спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, флорбол, бадминтон), фитнес, плавание, единоборства, гимнастика, — перечисляет руководитель структурного отдела Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Москвы Марина Грибачева. — Среди наших курсов повышения квалификации есть много программ преподавания игровых видов спорта».

Несмотря на такую трактовку, одной из первых спортивных федераций, с которой заключил договор министр образования и науки Андрей Фурсенко в рамках модернизации системы физвоспитания, стала ФФАР под руководством Ольги Слуцкер, а также Всероссийская федерация художественной гимнастики во главе с Ириной Винер. Первая будет готовить тренеров для средних и старших классов, вторая — для начальной школы. «Мы прекрасно понимаем, что без подготовки новых учителей по физкультуре, инструкторов вся идея быстро заглохнет, останется на уровне благих пожеланий, — объясняет “Пятнице” Ирина Винер. — То, что давалось в советских институтах физкультуры, уже морально устарело. Нужна полноценная переподготовка педагогов. Мы, то есть Федерация художественной гимнастики, готовы взять на себя часть этой работы».

В рамках модернизации государство выделит уже в этом учебном году 20 млрд рублей на повышение квалификации педагогов и покупку нового оборудования. Как и что должно измениться в системе школьного физвоспитания, педагоги и руководители спортивных федераций видят по-разному.

Из физруков в тренеры

По словам Винер, их программа подготовлена еще несколько лет назад для Международной федерации гимнастики и пользуется популярностью среди школьных учителей за границей. «Это ни в коем случае не программа по художественной гимнастике, — объясняет Винер. — Это общефизические упражнения для детей до десяти лет. Разумеется, это не штанга, боже упаси. Никаких опасных прыжков и травм. В основе будет лежать гимнастика, но это, если можно так сказать, “интересная” гимнастика. С ее помощью мы хотим, чтобы уроки физкультуры, о которых уже много поколений вспоминает с ужасом, стали интересными и полезными для детей».

По словам Винер, для преподавания по этой программе у федерации есть инструкторы и методические пособия, главное теперь — создать центры переподготовки. «Министр обещал выделить на это средства из бюджета, — рассказывает Винер. — Если они пойдут, дело станет только за желанием конкретных школ, конкретных окружных управлений образования в любом регионе нашей страны».

У ФФАР обучающие центры уже есть — это 56 региональных отделений федерации, которые готовы за 24-часовой курс познакомить педагогов с преподаванием аэробики, степ-аэробики, силовой тренировки и аквааэробики. По окончании курса учителя-выпускники получат комплект методических материалов, в том числе на дисках. «Мы уверены, что идея введения фитнес-аэробики в уроки физкультуры будет воспринята учениками с большим энтузиазмом, — считает Ольга Слуцкер. — Этот вид спорта подкупает своей доступностью, отсутствием сложных травмоопасных элементов и упражнений. Занятия можно проводить с современным легким недорогим оборудованием, таким как резиновые амортизаторы, фитболы, бодибары, а также без оборудования. От тренировок в фитнес-центре занятия отличаются тем, что проводятся в рамках школьной программы и абсолютно бесплатно».

Были бы залы да снаряды

Дело не в новых программах и не в новых учителях, считает Владимир Звягинцев. «Два года назад мы получили волейбольные мячи, начали с детьми заниматься, — вспоминает он, — и сразу заняли в округе четвертое место по волейболу. Но, по мне, в этом нет особого достижения. Главное — дети должны больше двигаться. Я готовлю их не к спортивным разрядам, а к жизни, в которой они должны владеть разными навыками, хоть по чуть-чуть».

По его мнению, эта цель достигается не столько новыми программами, сколько обычной педагогической работой — платили б учителям зарплату побольше — и хорошей материальной базой. «Когда я пришел в эту школу четыре года назад, мало детей ходило на уроки физкультуры, — рассказывает он. — Но я старался, и дети начали появляться на уроках, приносить медицинские справки, будто наконец излечились от каких-то длительных болезней. Теперь забегают и на переменах — на ходулях походить, дартс покидать».

Из-за одного дополнительного урока Звягинцев не собирается ломать привычную ему программу, вводя отдельный блок занятий. И не только потому, что за один урок в неделю вряд ли обучишь детей какому-то виду спорта. Школа № 399 находится в старом пятиэтажном здании, где всего один спортзал. «С появлением дополнительного урока пришлось перевести первые классы в актовый зал, — рассказывает Звягинцев. — А с остальными иногда проводим спаренные уроки. Для того же фитнеса нужны другие условия».

В гимназии № 1576 два спорт­зала, однако учитель физкультуры Елена Мартынова тоже не планирует из-за одного урока сильно перекраивать программу или бежать на курсы повышения квалификации. «Третий урок физкультуры в неделю — очень хорошо, — считает она. — Дети на глазах становятся энергичнее. Нам рекомендовали сделать основой третьего урока игру, и мы будем заниматься волейболом, баскетболом и другими подвижными играми».

Она тоже не считает целесообразным брать за основу третьего урока один вид спорта. «Я могла бы организовать урок спортивного ориентирования, как, знаю, сделали в одной начальной школе, — рассказывает Мартынова, которая ведет секцию по этому виду спорта. — Но режим гимназии не позволяет детям после физкультуры отдохнуть перед другими занятиями, просушить одежду».

Мартынова прошла много современных курсов дополнительного образования и владеет методиками проведения занятий по танцевальной аэробике, а также на степ-платформе и больших гимнастических мячах. «Эти виды фитнеса требуют дополнительного дорогостоящего инвентаря, которого нет в наличии, — поясняет она причину, из-за которой сейчас не ведет эти уроки. — Заниматься танцевальной аэро­бикой много часов подряд можно, только имея в зале видеосистему, но зал игровой, организовать это сложно».

Родители к изменениям в школьной программе относятся в основном скептически. «Когда нам сообщили об этом, большинство родителей были недовольны, — рассказывает Нонна Гуллер, мать шестиклассницы и четвероклассника школы № 1231. — Мы жалеем наших детей и не хотим дополнительной нагрузки, тем более что в спортивные секции и кружки мои дети, например, ходят с малых лет. Сейчас погова­ривают, что дополнительные уроки будут проходить в бассейне неподалеку от школы — было бы хорошо, чтобы дети хотя бы плавали, а не бегали в спортзале, раз уж урок нельзя отменить вовсе».

http://friday.vedomosti.ru/article/2011/09/16/17627


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 40 гостей и нет пользователей