Андрей Фурсенко рассказал сенаторам о подготовке педагогических кадров в условиях модернизации

На заседании Совета Федерации в среду, 12 октября, в рамках "Правительственного часа" с докладом на тему "О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации" выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Об этом Regions.Ru сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента.

Как отметил Андрей Фурсенко, выступая в Совете Федерации в рамках "Правительственного часа", в текущем году Министерство образования и науки РФ уделяет особое внимание достижению плановых показателей, зафиксированных в качестве ориентиров для всей системы образования и направленных на повышение качества общего образования.

"Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением. Нужен "новый учитель" для "новой школы". Это учитель, который несет ответственность за качество результата. Изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют основательной подготовки и переподготовки кадров, а значит перестройки всей системы педагогического образования", - подчеркнул министр.

По словам А.Фурсенко, создание условий для осуществления образовательного процесса на качественно новом уровне позволит обеспечить плановый переход на новые образовательные стандарты, на достаточном уровне развить школьную инфраструктуру и повысить мотивацию педагогов к освоению новых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий. Повышение заработной платы учителей, отметил министр, будет способствовать моральному и материальному стимулированию учителей, повышению заинтересованности в качестве результатов профессиональной деятельности.

Как считает глава Минобрнауки, комплекс мер, направленных на повышение престижа учительской профессии, позволит привлечь в школы (по данным социологических опросов, проведенных в учреждениях высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности) на 10 процентов молодых специалистов больше, чем в 2010 году (9100 чел.). Так, за первое полугодие 2011 года на модульных курсах повышения квалификации прошли обучение свыше 220 тыс. слушателей.

Далее он сообщил, что с 2011 года Минобрнауки России совместно с субъектами Федерации реализуют проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей через направление субсидий. Всего из федерального бюджета в 2011-2013 годах на государственную поддержку модернизации региональных систем общего будет направлено 120 млрд. рублей, в 2011 году - 20 млрд. рублей, в 2012 году - 60 млрд. рублей, в 2013 году - 40 млрд. рублей.

По данным Минобрнауки, реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования обеспечит повышение среднего уровня заработной платы учителей в 4 квартале 2011 года не менее чем на 30 процентов по сравнению со средним уровнем заработной платы учителей в 1 квартале 2011 года. Ключевым показателем эффективности работы субъектов Российской Федерации является соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал 2010 г. и среднемесячной, по данным Росстата, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года.

Как подчеркнул министр, в результате проведения всего комплекса мероприятий по государственной поддержке модернизации региональных систем общего образования уровень заработной платы учителей должен достигнуть по всем субъектам Российской Федерации уровня заработной платы работников организаций в целом по экономике субъектов Российской Федерации. Он привел пример, что в 40 субъектах Российской Федерации средний уровень заработной платы учителей в сентябре текущего года достигнет среднего значения заработной платы в целом по экономике соответствующих субъектов Российской Федерации за 1 квартал 2011 года, среди них: Белгородская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Тамбовская, Тульская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Свердловская Кемеровская, Новосибирская, Омская, Сахалинская области, Санкт-Петербург, республики Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Чувашская, Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Краснодарский, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский, Камчатский края, Чукотский автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Задача Министерства образования и науки Российской Федерации, отметил А.Фурсенко, состоит с одной стороны в том, чтобы довести средний уровень зарплаты учителей до среднего уровня по экономике, а с другой стороны выдержать соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда в структуре заработной платы.

Далее глава Минобрнауки отметил, что сегодня надо говорить и о новой категории управленческих кадров, о специалистах, обладающих способностью представлять пути развития учреждения, рынка образовательных услуг, образования в целом. "Без умения видеть перспективу, постоянно корректировать стратегию и искать альтернативу, сегодняшний управленец в образовании немыслим. Подготовка профессиональных управленцев - особо важная задача в условиях модернизации системы общего образования", - заметил он.

По словам министра, в субъектах Российской Федерации также предусматриваются меры социальной поддержки учительства, в том числе идет увеличение объемов социальной поддержки и материального поощрения учителей. В частности, помимо получивших распространение во многих регионах разовых выплат молодым учителям, премирования лучших педагогов, есть регионы, в которых на уровне органов исполнительной власти утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие стабильную социальную и материальную поддержку педагогическим работникам. Например, в Кировской области утвержден порядок предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и бесплатным электроснабжением путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты всем работникам образовательных учреждений. В свою очередь в Республике Хакасия осуществляется предоставление целевых субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку и реализацию мер по приобретению жилья молодым учителям, работающим в сельской местности.

В выступлении руководителя Минобрнауки отмечалось, что в 56 субъектах Российской Федерации осуществляются меры социальной поддержки молодых учителей в виде единовременных выплат, компенсации оплаты съемного жилья, оплаты обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, оплаты стажировки в образовательных учреждениях в странах ближнего и дальнего зарубежья и другие.

Как считает А.Фурсенко, в закреплении молодых специалистов на своих рабочих местах в школах важную роль играет методическая помощь опытных педагогов. С целью использования педагогического потенциала опытных учителей в ряде субъектов Российской Федерации возрождены институты наставничества (Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Ивановская, Липецкая, Московская, Псковская, Томская области, республики Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Татарстан). Привлечение молодых специалистов в школы, поддержка педагогов – наставников, по мнению министра, действенные меры по закреплению молодежи в школах, культивированию уважительного отношения к опытным педагогам и снятию социальной напряженности в учительской среде.

Как отметил А.Фурсенко, мероприятия по совершенствованию учительского корпуса направлены, с одной стороны, на совершенствование социальной, моральной и финансовой поддержки учительства, а, с другой стороны, на повышение ответственности педагогических работников за собственный вклад в развитие системы образования.

Затем министр образования и науки РФ ответил на многочисленные вопросы сенаторов. Членов Совета Федерации интересовали следующие темы: подготовка преподавателей для детей-инвалидов, строительство новых школ и студенческих общежитий, создание интернатур для студентов педагогических вузов, комфортная и безопасная доставка детей в школы, повышение студенческих стипендий, создание образовательного канала на телевидении и в Интернете и другие вопросы. В том числе на заданную тему задали вопросы: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя СФ Светлана Орлова, сенаторы: Олег Пантелеев, Руслан Гаттаров, Зинаида Драгункина, Андрей Рязанский, Виктор Косоуров, Вера Оськина, Алексей Сокин.

По завершении доклада министра образования и науки РФ Совет Федерации принял за основу постановление палаты "О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации". По этому вопросу выступил глава профильного Комитета СФ Юрий Солонин.

В Постановлении СФ в частности подчеркивается, что развитие образования в значительной степени зависит от ценностных ориентиров, квалификации и мастерства педагогов, профессиональных и человеческих качеств каждого из них. "Сегодня остро стоят вопросы модернизации системы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и переподготовки. По-прежнему остаются актуальными создание и методическое обеспечение учебных программ, необходимых для подготовки педагогов, специалистов, методистов, экспертов", - отмечается в документе.

Совет Федерации неоднократно поднимал вопрос о необходимости совершенствования системы подбора, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Так, в рекомендациях парламентских слушаний "О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации", "О концепции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", "Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект" предложены конкретные меры государственной поддержки педагогов.

В Постановлении палаты предложено правительству Российской Федерации, субъектам РФ в пределах своих полномочий рассмотреть вопрос о сохранении и развитии действующей сети профильных педагогических образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе разработать и реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих и педагогических кадров в соответствии с современными требованиями.

Также предложено работать и принять программу модернизации системы педагогического образования, обеспечивающую эффективность деятельности учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования педагогических работников.

Кроме этого в Постановлении палаты рекомендовано обеспечить своевременное информирование педагогических работников о мерах социальной поддержки и материального поощрения, принимаемых на федеральном уровне.

В свою очередь Министерству образования и науки Российской Федерации предлагается осуществить доработку федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального (педагогического) образования, а также разработать федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для педагогических работников.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить в полном объеме реализацию проектов модернизации региональных систем образования и довести в 2012 году уровень заработной платы педагогов до среднего уровня заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации.

Комитету Совета Федерации по образованию и науке поручено осуществлять совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг правоприменительной практики законодательства в сфере подготовки педагогических кадров в субъектах Российской Федерации и проинформировать палату о его результатах в период осенней сессии 2012 года

http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=89627


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 91 гость и нет пользователей