Информационное сообщение о развитии информатизации образования в рамках реализации ПНП "Образование" и федеральных целевых программ

Федеральное агентство по образованию

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

О развитии информатизации образования в рамках реализации
приоритетного национального проекта "Образование"
и федеральных целевых программ



13 мая 2009 года на заседании коллегии Федерального агентства по образованию были рассмотрен вопрос о развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) и федеральных целевых программ.

В качестве основного докладчика выступил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию В.В.Лазутин, который подвел следующие основные итоги работы по информатизации системы образования.

В рамках реализации направления "Внедрение современных образовательных технологий" ПНПО в 2006-2007 годах доступом к сети Интернет были обеспечены более 52 тысяч российских школ, не имевших ранее такого доступа. На период с 2008 по 2010 год в рамках ПНПО все школы обеспечены лицензионным программным комплексом из 36 широко распространенных и применяемых программ. Одновременно с мерами по легализации программного обеспечения, в рамках ПНПО стартовал масштабный проект по внедрению в образовательных учреждениях свободного программного обеспечения, дистрибутив которого был разработан и апробирован в рамках работ 2007-2008 годов. В настоящее время ведутся работы по тиражированию дистрибутива свободного программного обеспечения с целью доставки во все общеобразовательные учреждения Российской Федерации. Параллельно с этим ведутся работы по формированию требований к системе поддержки и мониторинга использования пакета свободного программного обеспечения.

В целях улучшения материально-технической базы для использования современных образовательных технологий в образовательных учреждениях Российской Федерации, в рамках реализации федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта "Образование" осуществлялись поставки аппаратно-программных комплексов, включающих компьютерную технику, презентационное, печатное и копирующее оборудование.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования был введен в эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), разработана концепция создания электронных образовательных ресурсов нового поколения, позволяющих на практике реализовать активную деятельностную форму обучения, с использованием последних технологических достижений в области ИКТ.

За период 2006-2007 годов были созданы 10 000 модулей ЭОР, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего среднего образования, в настоящее время реализуется 3-х летний проект по разработке 7 460 вариативных ЭОР, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Также в 2008-2010 годах реализуется проект по созданию 10 000 модулей электронных образовательных ресурсов нового поколения по 34 наиболее востребованным профессиям начального профессионального образования и 9 специальностям среднего профессионального образования.

В рамках направления "Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса" продолжается дальнейшее развитие новых форм организации и проведения учебного процесса на базе виртуальных образовательных сред, информационных систем и сервисов поддержки учебного процесса, а создание типовых моделей и средств развития региональных сегментов образовательного информационного пространства.

Чрезвычайно актуальные вопросы повышения компьютерной грамотности педагогических работников решались по нескольким направлениям. Так, в 2001-2005 годах в рамках программы "Развитие единой образовательной информационной среды" прошли переподготовку в области ИКТ более 50 тыс. преподавателей (включая негосударственные программы и инициативы). В рамках проекта "Информатизация системы образования", реализованного Национальным фондом подготовки кадров, на базе 240 межшкольных методических центров прошли обучение на курсах повышения квалификации более 29 тыс. педагогических работников системы среднего и начального профессионального образования.

Ежегодно реализуются проекты по организации представления достижений в области информатизации образования на национальных и международных, в том числе отраслевых выставках, конференциях и круглых столах.
Эти и другие направления деятельности позволили заложить мощный ресурс дальнейшего качественного обновления системы российского образования.
В качестве содокладчика выступил директор Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Минобрнауки России А.Ю. Савин, который обозначил вопрос координации федеральных целевых программ по реализации в 2009 году стратегических направлений развития отрасли, одним из которых является информатизация образования и науки. Также он подчеркнул, что в 2009 году предстоит решить в данном направлении деятельности две масштабные задачи: организовать массовую переподготовку преподавателей по работе со свободным программным обеспечением и обеспечить переход федеральных органов управления образованием к системе электронного документооборота.

О развитии сети Федеральной университетской сети RUNNet, формирующей единой информационное пространство сферы образования России и его интеграцию в мировое информационное сообщество, рассказал директор ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" А.Н.Тихонов. В частности, он отметил, что основные цели данной сетевой научно-образовательной инфраструктуры - поддержка новых технологий обучения, поддержка научных исследований за счет развития виртуальной академической мобильности, сетевой интеграции вычислительных ресурсов, создание эффективной системы доступа к электронным образовательным и научным ресурсам. В настоящий момент к сети RUNNet подключены более 500 высших учебных заведений из 56 регионов России. Сеть имеет 9 опорных узлов в России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) и 2 за рубежом (Стокгольм, Амстердам). Особое внимание выступающий уделил таким значимым информационным ресурсам сети, как ФЦИОР - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и система федеральных образовательных порталов ИКТ - информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Директор Республиканского мультимедиа центра А.В.Осин наглядно показал разновидности электронного контента, включающего текстографические, моноформатные и интерактивные мультимедиа образовательные ресурсы. Оценка результатов проделанной работы в процентном соотношении показала при достижении 70% инфраструктурной обеспеченности системы образования компьютерами, телекоммуникациями и 30% готовности разработанного образовательного контента и инструментов педагогической деятельности всего лишь 5% составляет методическое обеспечение современных образовательных технологий.
Министр образования Пермского края Н.Я. Карпушин рассказал о внедрении современных образовательных технологий в рамках реализации ПНПО и региональных программ информатизации образования. В частности, он отметил, что все общеобразовательные учреждения края получили скоростной доступ в Интернет, а показатель обеспеченности компьютерами в среднем составляет 1 ПК на 16 школьников. Более 3 тысяч обучающихся из 90 школ пользуются услугами дистанционного образования. Разработан и активно внедряется электронный дневник учащегося, который не только содержит электронный журнал предметов и оценок, но и позволяет школьнику рационально планировать домашнюю нагрузку.

С коротким сообщением об участии одного из ведущих вузов России в области современных коммуникационных технологий - МИРЭА - в реализации программ информатизации образования, а также переподготовки государственных служащих выступил ректор университета А.С.Сигов.
Свой взгляд на дальнейшее развитие электронных образовательных ресурсов для школы представил директор образовательного центра "Царицыно" г. Москва, эксперт Национального фонда подготовки кадров А.А. Муранов. Он ознакомил участников заседания коллегии с возможностями Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, позволяющей обеспечивать сопровождение учебников, учебных планов, формировать локальные коллекции образовательных ресурсов на уровне региона, образовательного учреждения. Кроме того, он дал оценку разработанного и в настоящее время внедряемого в общеобразовательные учреждения пакета свободного программного обеспечения.
Выступая в прениях, руководитель Федерального агентства по образованию Н.И.Булаев обозначил ряд актуальных задач. В частности, необходимость повышения эффективности использования компьютерного оборудования, приобретенного вузами - победителями конкурса ПНПО в ходе реализации ими инновационных образовательных программ, организации повышения квалификации в области современных информационных технологий сотрудников подведомственных Рособразованию образовательных учреждений, боле активное привлечение к этой работе институтов повышения квалификации.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.И.Калина отметил, что подведение на заседании коллегии первых значимых итогов работы позволяет перейти к следующему этапу, который можно условно назвать "информатизация как фактор развития образования". Однако, несмотря на то, что проект по внедрению современных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях, в основном, подходит к концу, следует уделить особое внимание переподготовке и сертификации руководителей муниципальных органов управления образованием и заведующих методическими кабинетами, как управленцев звена, наиболее приближенного непосредственно к проведению общеобразовательного процесса на местах.

Обобщая сказанное, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.В.Миклушевский отметил также особую важность внедрения в повседневную практику общеобразовательных учреждений электронных образовательных ресурсов, реализации начиная с 2009 года нового направления ПНПО, касающегося дистанционного обучения детей-инвалидов, увеличения пропускной способности сети RUNNet и развития ее взаимодействия с аналогичными университетскими сетями за рубежом, внедрения новых информационных инструментов поддержки принятия решений в области управления отраслью.

После заключительного слова председательствующего - руководителя Федерального агентства по образованию Н.И. Булаева коллегия приняла с учетом необходимой доработки развернутые решения по обсуждавшемуся вопросу.

 

http://www.ed.gov.ru


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 227 гостей и нет пользователей