Информатизация: перспективы и риски сегодняшнего дня

Интернет-сообщество и чиновники обсудили цифровую составляющую образовательного процесса

«Компьютер в школе: обуза или новые возможности?» – так была обозначена тема педсовета, который состоялся в Департаменте семейной и молодежной политики г.Москвы. В обсуждении участвовали представители педагогических и образовательных интернет-порталов. Заявленная тема с самого начала настраивала участников на дискуссионный лад: с одной стороны, в школах активно осуществляется процесс информатизации, с другой – не все учителя готовы к таким переменам.

«Сегодня преподавание с использованием ИКТ занимает лишь 8% учебного времени, – отметил в своем выступлении руководитель Департамента информационных технологий г. Москвы Артем Ермолаев, – но к 2016 году этот показатель должен возрасти до 50%».
Как добиться выполнения этих планов?
По убеждению Артема Ермолаева, главная обязанность властей – создать в школах все условия, обеспечить педагогов и детей современными средствами обучения. Эта задача может быть решена путем централизованной системы поставок и обслуживания компьютерной техники, программного обеспечения.
Однако не все участники дискуссии согласились с таким подходом.
По мнению представителя портала «Педсовет.орг» Михаила Кушнира, «надо сделать акцент на свободе выбора, поскольку не каждый компьютер встроится в информационную среду школы: для этого потребуется стыковка новых и действующих систем».
Соглашаясь с коллегой в том, что необходимо искать баланс между централизацией и разнообразием, А.Ермолаев отметил, что «централизация вызвана бедностью, а не желанием все унифицировать». Благодаря единым закупкам происходит оптимизация расходов, что очень важно даже в таком небедном городе, как Москва. Ведь несмотря на то что из столичного бюджета выделяются значительные деньги на информатизацию школ, этих средств все равно недостаточно: зачастую для оснащения ОУ современной компьютерной техникой требуется полная замена кабельных и электрических сетей, что также влечет за собой очень серьезные затраты.
«Однако деятельность школы теперь уже невозможно представить без интернета, – считает ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. – Если по каким-то причинам происходит отключение Сети, как это случилось, например, в конце прошлого года, то жизнь в школе замирает».
Кроме того, все большую роль начинают играть школьные сайты: размещенная на них информация, по мнению А.Семенова, вскоре станет главным способом контроля за деятельностью образовательного учреждения. В связи с этим необходимо вырабатывать общие подходы к использованию электронных дневников и журналов.
Однако сам «переход от бумажной к цифровой эре обернется двойной отчетностью и двойной нагрузкой для педагогов», – предупреждает руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.
По его мнению, в данном случае нужно принять жесткое административное решение об отмене «бумажных» отчетов.
Но, пожалуй, самой обсуждаемой темой на педсовете стала фильтрация интернет-контента для школьников: ведь хорошо известно, что в виртуальном пространстве наряду с полезной информацией много вредной и даже опасной.
Александр Драхлер считает, что здесь важно не перегнуть палку, как это случилось, например, в Краснодарском крае, где чиновники, заботясь о детских душах, закрыли школам  доступ к образовательным сайтам только потому, что на них содержатся ссылки на поисковую систему «Яндекс», а в «Яндексе», как известно, «найдется все».
С таким подходом А.Драхлер категорически не согласен: по его мнению, интернет надо не «закрывать», а как можно более активно использовать на уроках для поиска дополнительного материала по той или иной теме.
Шеф-редактор портала «Столичное образование» Ольга Чибанова считает, что «фильтрация контента – это ханжество: ребенок придет домой, включит интернет и найдет все то, что не удалось посмотреть в школе, тем более что запретный плод сладок».
В завершение педсовета Артем Ермолаев обратился с просьбой к представителям интернет-порталов провести анкетирование пользователей на тему о том, надо ли фильтровать виртуальные ресурсы для школьников, и если да, то как это лучше сделать.
К сожалению, некоторые вопросы из-за недостатка времени были только названы в числе актуальных проблем. Это – качество электронных образовательных ресурсов, сохранение здоровья детей на фоне массовой информатизации образования, организация исследовательской и проектной деятельности с помощью ИКТ.
Остается надеяться, что эти и другие темы станут предметом обсуждения в ближайшее время.

http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101804


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 43 гостя и нет пользователей