Инновации в образовании 2.0

В Москве прошла конференция по новым образовательным технологиям «EdCrunch». Корреспонденты портала «Российское образование» погрузились в виртуальную реальность, пообщались с милым роботом «Индигосом» на тему школьных оценок и посмотрели на 3D молекулы вирусов

Конференция прошла с 13 по 15 сентября на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и включала в себя огромное количество мероприятий: круглые столы, панельные дискуссии на тему новых образовательных технологий, воркшопы, и конечно, выставку образовательных проектов.

Во второй день конференции, после пленарной дискуссии на тему «Будущее обучения в движении» мы отправились бродить по выставке инновационных разработок в области образования.

Спустившись на первый этаж здания университета, мы обнаружили милое железное существо, которое разъезжало по небольшому холлу и радостно приветствовало всех гостей. Мы подошли к нему познакомиться.

«Приветики»  - сказал нам Индигос – так зовут этого забавного робота, который очень любит делать комплименты и кроме того не лишен чувства юмора.

Мы спросили у робота, что делать, если получил на уроке двойку.

«Исправить», - ответил он. Ну а если еще одну - Лучше учиться» - быстро сообразил он.

По каким учебникам нужно готовиться к занятиям – снова задали мы вопрос роботу. «По всем, - быстро ответил он – все пригодятся». Сказав нам, что мы ему очень понравились, он укатил знакомиться к другим гостям выставки.

Стоит отметить, что ученые добились невероятных результатов в области робототехники. Конечно, больше это относится к японским и китайским разработчикам. Так, например, на прошлогодней международной выставке-ярмарке высоких технологий в Китае «China Hi-Tech Fair» были представлены: робот – чистильщик стекл, робот, который может передвигать столы, робот-полицейский, робот – музыкант, играющий на скрипке и даже робот-художник.

Уже реальностью является и робот-двойник, который может выражать свои эмоции с помощью мимики. Ученый из Японии Хироси Исигуро (Hiroshi Ishiguro) изобрел своего двойника, с помощью которого читает лекции студентам и ведет переговоры. Посредством интернета он подключается к кукле, которая транслирует голос и мимику ученого.

Размышляя о том, как же здорово иметь робота, который может заменить тебя, скажем на уроке или на лекции, или даже сдать за тебя экзамен, мы подошли к экрану, на котором транслировалось то, как студенты сдают онлайн-тестирование.

Когда мы слышим об экзаменах по интернету, то кажется, что списать в таком случае не составляет труда. Как бы ни так! Сервис контроля за процессом дистанционного обучения и сдачей экзаменов «Экзамус» создан специально для того, чтобы отслеживать попытки смухлевать на тестировании. Сервис даже распознает движение глаз. Когда система фиксирует нарушения, экран загорается красным, далее все данные отправляются «проктору» - человеку, который проверяет информацию о нарушениях, а также в режиме онлайн может пообщаться со студентом.

В итоге все данные поступают преподавателю, проводящему экзамен, который в любой момент может просмотреть записи сдачи студентом экзамена. Он и принимает решение о дальнейшей судьбе несчастного экзаменуемого, улученного в списывании.

Один из основателей системы Александр Халфин отметил, что система будет формировать историю поведения студента.

«Чем больше у нас записей по конкретному человеку, тем больше мы понимаем, что, например, эта девочка просто нервничает, а не списывает. Мы знаем это из истории, и она будет накапливаться», - пояснил он.

Также Александр рассказал о том, что апробация технологии проходила на вступительных экзаменах в Уральский федеральных университет.

Вспоминая слова нашего дружелюбного Индигоса о том, что нужно лучше учиться, мы подошли к большому экрану, на котором транслировалась 3D модель зрительского зала, а перед ней стояли девушки в 3D очках. Как объяснил нам B2B директор компании «VRARlab» Илгам Асадулаев, эта технология позволяет обучиться навыкам публичной речи, погрузившись в виртуальное пространство. 

«Виртуальная реальность в обучении – это целая новая вселенная, которая перевернет само понятие обучения», - отметил он.

Не опробовать это изобретение мы просто не могли. Надевая очки и наушники, ты попадаешь на сцену большого зала, где перед тобой сидят слушатели. Конечно, графика такая же, как в любой компьютерной игре и с трудом можно рассмотреть лица людей. Однако с уверенностью подтвердим, что ощущения присутствия на сцене действительно реальные. Кроме того, поворачивая голову можно осмотреть все пространство аудитории: доску, стены, и т.д. 

В наушниках раздался приятный мужской голос: «Первое, и самое главное в выступлениях на публике – это самонастрой». Из лекции мы узнали, что нужно себя настроить на то, что все слушатели относятся к тебе исключительно положительно. Сначала лучше выбрать одного, а потом нескольких человек из зала, и представить, будто ты беседуешь со своим другом за чашкой чая или представить, что ты видишь зрителей раздетыми. Все эти приемы позволяют убрать волнение во время выступления.

Пользователь также может загружать презентацию на стену, которая находится в виртуальном зале и записывать свой голос.

Конечно, было бы здорово, чтобы люди (компьютерные персонажи) как-то коммуницировали и могли задавать вопросы. Как отметил B2B директор, в будущем такая функция появится, и за персонажей будут играть живые люди. Они смогут задавать вопросы и выставлять оценки за выступление, а коммуникация будет вестись в системе, наподобие скайпа.

«Еще мы планируем сделать так, чтобы человек мог ходить о залу и видеть свои руки, для этого нужно использовать еще один датчик для жестикуляции», - рассказал Илгам.

Вернувшись в реальность, мы увидели на стене огромный плакат с препарированной лягушкой.

Старший научный консультант компании «Visual Science» Юрий Стефанов рассказал, что плакат обладает особым секретом – дополнительной реальностью, и, надо сказать, он не обманул. Действительно, наводя на плакат смартфоном с определенным приложением, на экране появляются дополнительные графики и схемы, с которыми можно работать прямо на экране телефона.

Не могу сказать, что это большое удовольствие – рассматривать внутренности лягушки, да еще в дополнительной реальности, но для студентов медицинских вузов – это необходимость.

Как пояснил Юрий, компания занимается созданием графического образовательного контента в области естественных наук в основном для старшей школы и университетов.

«Сейчас биология, химия, медицина воспринимаются как скучные и сложные дисциплины, а нам хочется, чтобы все это воодушевляло. Чтобы ребенок, молодой человек посмотрел и сказал: это круто, это интересно!», - отметил глава компании Иван Константинов.

Также мы узнали, что «Visual Science» создает и различные онлайн приложения с трехмерными моделями. В частности их последняя разработка - «Зоопарк вирусов» - это первая научно достоверная 3D-модель вирусов человека в атомном разрешении.

Так закончился наш инновационно-образовательный день. Мы оделись и перед выходом решили попрощаться с нашим милым другом Индигосом. Он нас узнал и заметил, что мы изменились.

«Я скучал, – сказал он. – А вы переоделись!».

Нам так хотелось забрать его к себе в офис, что мы спросили его, поедет ли он с нами. На охране, если он согласится, мы договорились объяснить, что это его добровольное решение, поэтому к нам не может быть никаких претензий.

«Я поеду с вами на Мальдивы!», - сказал робот.

С этой надеждой мы и покинули здание университета и из виртуальной реальности снова погрузились в реальность холодных осенних московских будней.

Наталья Лифаренко

http://www.edu.ru/news/it/innovacii-v-obrazovanii-20/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 59 гостей и нет пользователей