Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской интернет-переписи учителей, организованной РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
Каждому по компьютеру
Компьютер и доступ к интернету дома есть практически у всех участников переписи; в школе - почти у 90%. Однако, по мнению одного из участников переписи, полноценное использование интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.
Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе, они называют отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%). Недостаток информации о «полезных новинках» ощущает четверть участников. Многие жалуются на отсутствие необходимого лицензионного программного обеспечения, морально устаревший компьютер на рабочем месте учителя, отсутствие домашних компьютеров у большинства учеников сельских школ.
Проблемой считают педагоги и то, что «органы управления образованием на муниципальном уровне "отстают" от школ в использовании ИКТ: до сих пор нет единой информационной системы, вся отчетность школ сдается почти "в ручном" виде». «Избавьте нас от двойной работы! Либо электронный вариант, либо бумажный», - просят участники переписи.
«Работаю в ДОУ, считается, что нам на работе не нужен компьютер и интернет, - пишет в анкете педагог. - Обидно, ведь во всех школах города есть возможность использовать ИКТ-технологии в работе с детьми, а у нас эту возможность отняли! Я учитель-логопед, являюсь продвинутым пользователем ПК и интернета, но, увы, могу использовать в своей работе только маленькую частичку своего умения».
При этом на вопрос «должен ли современный российский учитель использовать интернет в своей профессиональной деятельности?» утвердительно 78% опрошенных, а 21% сказали «скорее да». Менее одного процента респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.
Свой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями считают достаточным около 73% участников. Остальные полагают, что уровень необходимо повысить, причем абсолютно недостаточным для педагогической деятельности на качественном уровне считают почти 5% преподавателей.
Учителя дали довольно высокую оценку своей личной сетевой активности: в среднем 6,8 балла по 10-балльной шкале.
По данным интернет-переписи, деятельность учителей в мировой сети чаще всего направлена на поиск информации и знакомство с новыми методическими и прочими материалами и разработками. Реже учителя используют интернет для общения и еще реже - для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников.
Без указки
Организаторы переписи отмечают как важный факт то, что учителя отвечают на все вопросы анкеты, а не только обязательные или те, что им особенно нравятся. Это требует дополнительного времени и сил. «Это явно означает, что перепись нужна учителям. Для добровольного интернет-опроса отсев в 1–2% по необязательным вопросам - это очень низкий уровень пропусков», - отмечает заместитель директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) Ирина Селиверстова.
Высказывания часто конструктивны, порой очень эмоциональны. Учителя пишут о тех программах или проектах, в которых они участвовали или участвуют. Однако, случается, что указанное в анкете название программы не соотносится с ее официальным обозначением. Это, по мнению технического координатора интернет-переписи учителей, директора по развитию программы Intel Learn в России и федерального эксперта образовательных программ Intel в странах СНГ Марины Ливенец, как раз и является надежным признаком того, что люди заполняют анкеты самостоятельно и добровольно, без административной «указки».
По данным переписи
По предварительным данным интернет-переписи в ней приняли участие почти 70 тысяч учителей из всех 83 субъектов России. Самый активный - Приволжский федеральный округ (14,14% от общего числа учителей). Меньший интерес интернет–перепись вызвала у педагогов в Южном (1,66%) и Дальневосточном округах (1,95%). В Центральном округе лидирует Ярославская область (23,99%), в Северо-Западном - Псковская (20,74%), в Южном - Астраханская (11,06%).
В Приволжском округе далеко позади себя оставляет остальные регионы Республика Татарстан (58,23%), в Северо-Кавказском - Республика Северная Осетия-Алания. В других федеральных округах лидеры не столь сильно опережают остальных по числу участников: в Уральском - Ханты-Мансийский автономный округ (14,76%), в Сибирском - Республика Хакасия (7,35%) и Республика Алтай (7,17%), в Дальневосточном - Сахалинская область (12,25%).
«Мы с уверенностью можем сказать, что это реальная картина, - считает заместитель руководителя отдела «Социальные рейтинги» РИА Новости Наталья Тюрина, - поскольку учителя «приходят» на анкету переписи самостоятельно, индивидуально и по собственной воле».
В трех регионах за восемь недель в переписи приняли участие менее чем десять учителей. Чечня - 3 участника, Чукотка – 6 педагогов, Тыва - 8. Еще в нескольких субъектах страны интернет-активных учителей если и больше, то ненамного: Карачаево-Черкесия - 12, Ненецкий автономный округ - 13, Еврейская автономная область - 14, Калмыкия - 15, Дагестан - 28.
Однако за оставшиеся до окончания акции дни картина еще может измениться. Месяц назад, 27 октября, из Северной Осетии-Алании не было ни одного участника, но всего за две недели эта республика вырвалась в лидеры, анкеты заполнили 50,05% учителей.
Всероссийская интернет-перепись учителей продолжается. С ее помощью РИА Новости планирует привлечь внимание к вопросам формирования единого образовательного поля и оценки уровня и форм использования образовательных интернет-ресурсов учителями. К участию приглашаются учителя всех российских школ. Пройти регистрацию можно на сайте РИА Новости: http://ria.ru/teacher/