ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕБИЛИЗАЦИЯ?

11 марта в Общественной палате РФ по инициативе Тины Канделаки состоялся круглый стол на тему «Новые технологии как фактор развития образования в России». В дискуссии приняли участие школьники, директоры российских школ, представители IT-компаний, эксперты в области образования, а также общественные деятели и представители интернет-сообщества. Открывая дискуссию, Канделаки заявила: «Распространение технологий — неотъемлемая часть нашей реальности, и очевидно, что сегодняшнее поколение детей будет гораздо сильней отличаться от нас, чем мы отличаемся от своих родителей. К счастью или сожалению, мы не можем ничего этому процессу противопоставить или остановить его, он необратим».

Парадоксальную позицию озвучил генеральный директор компании «Ашманов и Партнеры», специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов, указав, что в современной России значение технологий сильно преувеличено. Он назвал «мракобесием» попытку компьютеризации средних школ. «Нам необходимо вернуться к системе советского образования образца 1980 года, где не было никаких компьютеров, а об интернете вообще никто не слышал. Ни учителям, ни школьникам это не нужно. Только тогда мы сможем оградить детей от ужасного имущественного расслоения, которое сулят нам инновации. Причем должен добавить, что советское образование — лишь плохой слепок с царской системы. В идеале я мечтаю о восстановлении гимназической структуры времен империи», — заявил Ашманов.

Свой путь для российского среднего образования предлагают эксперты ИА REX — историк Алексей Байков, писатель Юрий Шимановский и изобретатель Алексей Дубинский.

ИА REX: Нужна ли всеобщая интернетизация и компьютеризация школ с поддержанием традиций советской школы политехнического образования?

Алексей Байков:

Нужна — это не то слово. Нужна она была вчера, сегодня же умение работать на компьютере и пользоваться интернетом являются навыками, без которых не возможно существование человека и гражданина внутри постиндустриальной цивилизации. Другими стали не только общество, СМИ и образование, но и сам человек, полностью изменивший свои привычки, рефлексы и навыки.

Кому в наше время нужны листки, исписанные торопливыми каракулями? Это такой же анахронизм как запряженная в телегу лошадь посреди нынешней автомагистрали.

Все это человечек понимает и усваивает еще со школы. Для горожанина 1970-х гг. окном в мир было телевидение, а у его детей и внуков телевизор уже принято называть «дуроскопом» или «зомбоящиком», а роль «окна» играет интернет.

Но интернет это совсем другое средство информации — интерактивное. А это значит, что примеры и методы из прошлого надо брать с большой осторожностью. Целиком советский стандарт образования, равно как и любой другой уже не соответствует реалиям информационного общества. Брать надо только то, что нам подходит.

Юрий Шимановский:

Я тоже склонен считать мракобесием чрезмерную компьютеризацию. Чрезмерную. Возможно это старческое брюзжание, но, то образование, которое получил я в 70-х мне нравится, и я ни о чем не жалею. Никаких компьютеров в школе я не видел, однако это не помешало мне впоследствии стать компьютерщиком и работать двадцать лет на этом поприще.

Алексей Дубинский:

Информатизация необходима. Школа не должна слишком отставать от реального мира — что невозможно без компьютеров и использования интернета. Да, это дорогое удовольствие. Да, просто закупить и установить компьютеры — совершенно недостаточно. Да, нужна модернизация школы. Да, обязательно будут новые проблемы — и с учителями, которым осваивать новые технологии много сложнее, чем детям, и с наладкой и обслуживанием компьютеров и сетей (попробуйте найти адекватного системного администратора на школьную зарплату!) и прочая и прочая. Интернет, обучающее видео, интерактивные доски, элементы дистанционного образования — все это дает шанс сделать образование хоть чуть лучше и не уронить его уровень еще ниже.

ИА REX: Стоит ли возвращаться к классической русской гимназии?

Алексей Байков:

Нет, не стоит. Скорее я бы заимствовал некоторые элементы из позднесталинской «псевдогимназической» школы, например — преподавание логики как отдельной учебной дисциплины.

Юрий Шимановский:

В общем, я сторонник классической школы с небольшим ликбезом по компьютерам. Причем, это должен быть не интернет, не картинки и не игры, а основы серьезного знания. Скажем, написание простеньких программ в среде какого-нибудь «Бейсика», «Форта» или «Ассемблера». Интернет и так никуда не денется, он теперь везде.

Алексей Дубинский:

Воспоминания об элитарных гимназиях для привилегированных сословий Российской империи или о массовой советской школе, созданной для индустриального общества XX века, делу не помогут.

ИА REX: Надо ли поддержать Андрея Фурсенко в упрощении школьных программ с целью — взрастить потребителя?

Алексей Байков:

Этот бред даже обсуждать не имеет смысла. Хотя именно в этом направлении сегодня планомерно поворачивают все мировые системы образования — России надо смотреть в будущее и делать то, о чем другие только задумываются. Только так наша страна сможет вернуть себе место в мире, которого она достойна.

Давайте лучше поговорим о том, каким должно быть образование в эпоху интернета. Совершенно очевидно, что основные изменения должны происходить не в области изменения количества часов на тот или иной предмет, а в самом подходе к тому, что мы называем «обучение».

Сегодня мировое представление о школе базируется на английском слове schooling — досл. «школение». Школьников во всем мире именно «школят» — то есть заставляют заучивать наизусть набор цифр и фактов. Успешное упражнение на механическое зазубривание — это и есть сегодня сдача экзаменов на аттестат зрелости.

Возьму свой предмет (историю). Чаще всего на экзаменах задают почему-то вопрос «когда» но крайне редко задают вопрос «почему». Учитывая, что сегодня выходить в интернет (и получать мгновенный доступ к любым хронологическим таблицам) не способны разве что пуговицы от пиджака, смысла в таком «знании» истории нет никакого.

А вот понимать глубинную логику исторических процессов, знать, почему события пошли так, а не иначе — это и есть подлинное Знание. И оно навсегда останется с учеником, будет бередить его разум, заставлять читать и размышлять — в отличие от заученных в ночь перед экзаменом дат, которые на следующий день столь же успешно будут забыты.

Когда я поступал в аспирантуру ИРИ РАН — раздав билеты, принимавшие у нас экзамен ученые, вышли из комнаты, сказав на прощание — «доставайте свои книжки — бумажки-мобильники, мы все равно поймем, кто знает предмет, а кто нет». Достали все — только одни сдали экзамен, а другие — отсеялись. Одни знали, а другие — выучили.

Юрий Шимановский:

Не думаю, что это хорошая идея — вестись на новинки. Ведь никто же не предлагал поголовного изучения управления самолетом, после того как его изобрели.

Алексей Дубинский:

Реформа школы необходима, но предложения министра Фурсенко скорее принесут вред, чем пользу. К счастью есть учителя-энтузиасты, которые работают и создают современное школьное образования — взгляните например, на всероссийский интернет-педсовет.

http://www.iarex.ru/interviews/13461.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 67 гостей и нет пользователей