Истребление лириков не поможет физикам

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Министерство образования и науки, не объявляя об этом слишком громко, провело за минувшую пятилетку масштабную программу сокращения "гуманитарных" бюджетных мест в вузах. Масштабы ее стали ясны только сейчас.

За 5 лет было сокращено на 30,6% количество бюджетных мест по укрупненной группе специальностей "Гуманитарные науки". За эти же годы, как было сообщено в аналитической справке Минобрнауки, обнародованной в день визита президента в Московский энергетический институт 29 марта, на 35% был сокращен бюджетный прием по специальностям "Образование и педагогика".

При виде этих цифр создается впечатление, что в стране полностью решены проблемы грамотности, эстетического и исторического воспитания, а заодно и общего культурного уровня населения. Согласитесь, сегодняшняя Россия не способна представить такую картину даже завзятому оптимисту. Если бы хороших учителей и школ было достаточно, родители не стояли бы в очередях на запись в нормальные школы несколько ночей перед критическим днем первого апреля. А небольшой демографический бум, наблюдавшийся в Москве и других крупных городах в последние пять лет, не вызвал бы критическую ситуацию в детских садах, ныне плавно переходящую в школы.

Чем же оправдывают свою политику сотрудники Минобрнауки? "Во-первых, сокращения затронули не только будущих учителей и гуманитариев, но в еще большей степени, например, экономистов - по направлению "экономика и управление" за 5 лет сокращено около 50% бюджетных мест,- объясняет Татьяна Давыденко, директор департамента профобразования Министерства образования и науки. - Во-вторых, мы сокращаем не отдельные востребованные гуманитарные специальности, а всю укрупненную группу специальностей. Например, специальность "адаптивная физкультура" - то есть подготовка людей, которые помогут нашим инвалидам хорошо выступить на следующей олимпиаде - эта специальность востребована и государственный заказ на нее не сокращается".

Адаптивная физкультура - это прекрасно. Но образование признано адаптировать к трудной взрослой жизни всех, а не только тех людей, чьи мускульные достижения можно показывать по телевизору. Традиционные гуманитарные вузы России, при всех испытываемых ими трудностях, как правило, дают студентам неплохое общее образование, помогающее им удержаться на плаву в житейском море. Об этом говорят цифры занятости.

"Среди выпускников вузов гуманитарного профиля мы наблюдаем один из самых высоких уровней занятости в стране - 83,2%,- объясняет Зинаида Рыжикова, начальник Управления статистики труда, науки и образования Росстата РФ. - Правда, многие работают не по специальности. Как правило, такие гуманитарии находят себя в управлении, операциях с недвижимостью, оптовой торговле".

Общий вывод из этой статистики: думающие и читающие люди реже выпадают из экономически активного населения. Даже потеряв место, они регистрируются в соответствующих организациях и ведут поиск работы.

Этим объясняется относительно высокий уровень официально зарегистрированных безработных среди выпускников гуманитарных вузов (5,1% при уровне безработицы среди специалистов негуманитарных специальностей в 4,6%).

Очевидны цели, которые преследует государство, пытаясь увеличить количество физиков за счет лириков. Стране нужны инженерные кадры. Есть срочный спрос и на рабочие специальности: в городе Петербурге сейчас самая востребованная профессия - кровельщик (из-за катастрофической ситуации с обледенением крыш и падением льда), в Москве на вес золота идут мастера городского альпинизма (люди, способные подвешивать огромные рекламные щиты на здания или мыть стекла небоскребов снаружи). В этой ситуации нужда в лириках выглядит не такой уж срочной. Но, во-первых, ситуация, скажем, с детским чтением в стране не лучше, чем со льдом на крышах Питера. А во-вторых, есть серьезные сомнения в том, что государству удастся регулировать рынок труда сокращением или увеличением количества бюджетных мест. Согласятся ли родители ребенка, с детства увлекавшегося литературой или музыкой, отдать его в кровельщики?

"Все попытки регулировать рынок труда таким образом контрпродуктивны,- считает вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. - Таким образом мы добьемся только того, что дети пойдут в негосударственные гуманитарные вузы".

Похоже, этот предсказанный Болотовым процесс уже пошел. По словам директора департамента профобразования Минобрнауки Татьяны Давыденко, количество студентов, обучающихся гуманитарным предметам на платной основе, выросло за ту же пятилетку приблизительно на 500%.

Как показывает опыт, подобный рост количества не может не идти в ущерб качеству. Когда в платный вуз абитуриента берут без учета уровня его знаний, когда среди преподавателей доминируют любители без ученых степеней, деградация неизбежна. Между тем в снижении качества, а соответственно и престижа гуманитарного образования, на самом деле не заинтересованы в первую очередь сами гуманитарии. Сотни не умеющих говорить переводчиков - это удар по тем десяткам переводчиков, которые говорить умеют. Так что лучшим решением было бы все-таки сохранение и поддержание престижа уже действующих, проверенных временем гуманитарных вузов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 87 гостей и нет пользователей