Вчера в московском офисе Google прошла презентация и официальный запуск портала "Справочник по детской безопасности в Интернете". На русскоязычном портале собрана информация об инструментах безопасности Google: безопасный поиск, безопасный режим просмотра видео на канале You Tube, настройки возрастных фильтров для мобильных приложений; рекомендации ведущих российских организаций, занимающихся вопросами детской безопасности, о том, как помочь детям оставаться в безопасности в сети Интернет и ограничить доступ к неприемлемому контенту.
Директор Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций Сергей Плуготаренко во вступительном слове отметил огромные образовательные возможности Интернета. 66% мальчиков и 69% девочек являются ежедневными пользователями Интернета, и 50% из них пользуются Интернетом с мобильных устройств. Безусловно, этот фактор говорит об ухудшении контроля за пользователями, и в то же время, подчеркнул Сергей Плуготаренко, только фильтров и контроля со стороны родителей недостаточно. Каковы же главные составляющие работы в области безопасности детей в Интернете? Это прежде всего:
- просвещение и популяризация (но не "страшилки");
-консультации и правила;
- технические средства;
-законодательство: государство должно оберегать детей от негативных последствий.
Далее был продемонстрирован ролик о проблемах детской безопасности с участием родителей, а также писателя Григория Остера. Основные акценты участники ролика сделали на необходимости просвещения детей учителями и родителями в том аспекте, что дети должны знать, что за этим (пользованием Интернетом) стоит, что может случиться и как/чем закончиться. Григорий Остер напомнил "Сказку о Красной Шапочке" и засострил внимание присутствующих на том, что он, как родитель, не может понять, как же мама отпустила Красную Шапочку одну в лес, не предупредив ее обо всех грозящих возможных опасностях в виде страшных серых волков.
Глава отдела коммуникаций и связей с общественностью Google в регионе SEEMEA Скотт Рубин сказал, что безопасность детей в Интернете должна обеспечиваться кооперацией всех. Мир on line и мир off line - один и тот же мир, только расширенный, и одна из проблем этого мира- детский буллинг, дразнилки и обижалки. Согласно опросам 45% детей on line столкнулись с этой проблемой, off line - несколько меньше. 85% опрошенных детей точно знали, как себя вести, когда к ним обращается незнакомец on line. Другая проблема этого мира - неподходящий контент; 25% опрошенных детей в Великобритании видели его недавно off line, 10% - on line. Самая большая опасность on line - незнание, и потому нам нельзя переставать быть родителями и учителями, отметил Скотт Рубин. Безопасность детей должна быть результатом партнерства. Никакие фильтры на 100% не могут быть эффективными, также, как и государственное регулирование не защитит детей от просмотра, все это не заменит обучения, как вести себя on line. Что же делает Google в этом направлении?
-вооружает родителей и учителей инструментарием, который позволит детям сделать выбор, что смотреть;
-обучает сотрудников правоохранительных органов;
-обучает детей, учителей и родителей возможностям безопасного поиска;
-сотрудничает с правоохранительными органами.
Россия - лидирующая страна в области порно on line. Google обучает сотрудников на территории РФ, проводит ежегодные обучающие конференции, отслеживает преступников детского порно.
Борьба с незнанием может помочь детям, мы должны быть родителями и тогда, подчеркнул Скотт Рубин, когда дети выходят on line.
Заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин отметил, что Интернет – система, где дети учат родителей. Любая технология может быть использована для разных целей («телевизор из чуда превратился в чудовище», а «колючая проволка первоначально предназначалась для других целей»). Интернет, с его колоссальной образовательной возможностью создал ряд проблем: с грамотностью, с реальным общением, проблема безопасности и нравственного здоровья. Интернет- не личное, а публичное пространство, и здесь должно действовать публичное право, но российское законодательство несовершенно («привлекая невиновных, помогает уйти от ответственности виновным»), и в этом смысле необходимо совершенствовать общую систему законодательства в стране. Максимальную ставку, отметил Олег Смолин, нужно делать на образовательное обучение: учить каждого, кто отправился в Интернет правилам безопасности.
Любовь Духанина, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, сравнивая образование 20 и 21 века, отметила скудность каналов распространения знаний в 20 веке и потерю монополии школы на формирование знаний и манеры поведения в 21 веке, высказалась о необходимости нового уровня технологических компетенций для выпускников и сотрудников корпораций. В этой связи стандарты, внедряемые с 1 сентября в 1 классе, предполагают другую технологическую базу, но есть риск и сомнение: а справятся ли педагоги? А не окажутся ли технические средства закрытыми в шкафу для лучшей сохранности в качестве материальных ценностей? Далее Любовь Духанина высказала острую необходимость в дистанционном образовании учителей и во внедрении новых учебных дисциплин: конструирования и моделирования.
Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, познакомила присутствующих с исследованием, в котором участвовали Бразилия. Австралия, США и Россия. В России исследование проходило в 7 округах и 11 регионах, всего в нем участвовало 2 050 человек. Вот некоторые данные и цифры по нашей стране:
-80% детей заходят в Интернет из тех мест, где родители их не контролируют, т.е. бесконтрольно, этот показатель в 2 раза больше, чем в странах Евросоюза.
-возраст пользователей – с 10 лет;
-увеличивается интенсивность и длительность пользования Интернетом: каждый 6-ой ребенок проводит в сети больше суток в неделю;
-большой цифровой разрыв между умением пользоваться детьми и тем, как умеют пользоваться родители и учителя. «Я знаю больше, чем мои родители», категорично заявляют 50% детей.
Риски on line:
- контентные: 40% детей сталкивались с изображениями сексуального характера, каждый 5-й ребенок- каждый день. Интернет- главный справочник по сексвоспитанию наших детей. Сайты, где предлагается причинить вред своему здоровью – способы самоубийства, наркомания. Сайты связанные с диетой- большая проблема у девочек.
- коммуникационные – самая главная для детей. Проблема общения- кибербуллинг: каждый 5-й ребенок-жертва кибербуллинга, как on line, так и off line: пятая часть детей признают, что они сами являются агрессорами, в реале – в 2 раза меньше.
- электронные;
- потребительские.
«Справочник по детской безопасности в Интернете», подчеркнула Галина Солдатова, может оказаться очень эффективным ресурсом не только для детей, но и для взрослых.
Писатель Григорий Остер считает возможным и необходимым, учитывая все молодеющий возраст пользователей Интернета, создать игрушечный Интернет и поисковик – для тех, кто не умеет еще читать, писать считать: можно учить детей безопасности с любого возраста. Григорий Остер выпустил 3 новые книги в новом жанре психологического практикума для детей и взрослых и рассказал историю о том, что случилось с папой, который не слушался своей дочери и отвечал на приставания маленьких девочек на улице…
В завершающей части презентации приняли участие ученицы 9 класса гимназии №11 г. Королева, которым задавались заготовленные вопросы от Google и вопросы из зала. Ответы девочек не были неожиданными, и красной нитью в них проходила мысль о пользе, важности и значимости «Справочника» и проходящей презентации. А у меня промелькнула мысль о безусловной важности, необходимости, полезности запуска подобного портала, но ведь есть еще один шаг- от «знаю» к «делаю». Очень хочется надеяться, что Справочник будет востребован каждым юным пользователем не только как теоретическое руководство по безопасности в Интернете, но и как руководство к действию.