Как повысить уровень образования школьников: мнения

Согласно итогам проведенного в Москве 17 марта 2012 года пробного ЕГЭ по математике, 30% школьников не смогли решить самую простую задачу. Об этом СМИ сообщил проректор Московского института открытого образования (МИОО) Иван Ященко.

ИА REX: О чём говорят вышеприведенные результаты тестирования? Что нужно делать, чтобы вернуться на советский уровень системы образования?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Российская система образования на советский уровень не может вернуться в принципе. Прежде всего, потому, что нет никакого СССР. Поэтому она зависла в пустоте: западная модель на местной почве явно не приживается, старая опошлена и утрачена; вверх идти страшно, вниз невозможно. Главное не то, что школьники уже не могут решить простую задачу — школьники не могут общаться на нормальном русском языке, который является основой образованности в целом. Советская система образования начиналась не с уроков математики, а с ликвидации поголовной неграмотности. До цифры была буква.

Сегодня происходят обратные процессы: поголовная ликвидация грамотности, в том числе за счёт введения платы за обучение на всех уровнях. Уже очень скоро — и этот очевидный вывод даже не является профессиональным прогнозом — в России люди будут снова подписываться крестами. Это что касается православных. А мусульмане — полумесяцами, так как параллельное, по сравнению со светским, образование духовное поднимется к этому времени на небывалую высоту.

Понимая указанный тренд, авторы российской системы ЕГЭ должны пойти на её дальнейшую оптимизацию. Три варианта ответа на тот или иной вопрос из области математики, физики, истории, литературы должны стать едиными, как и само ЕГЭ: 1) Да, 2) Нет, 3) Наверное. Эта инновация значительно продвинет Россию в глобальном образовательном соревновании, и только в этом случае появится шанс на лидерство российских вузов в мировых рейтингах.

Поэтому вышеуказанные результаты тестирования, по тревожному сообщению проректора МИОО Ященко, говорят только об одном — о тенденции. Которая уже очень скоро приведёт к трём вариантам ответа на задачу для тринадцатиклассника 2040 года «Сколько будет дважды два?»: 1) 2?2=19, 2) 2?2=4, 3) 2?2=100. Где за ответ № 2 будут давать сразу Золотую медаль.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Уровень советского образования и раньше не был высоким. Советская школа несла в себе все родимые пятна российской крепостной системы отбора талантливых детей. Отбирали немногих, а остальных прогоняли, мол «шантрэ па» — по-французски, «эти петь не будут». Отсюда слово шантрапа. И такая ориентация сохранилась и в специальных школах, и в элитных. Учитель или тренер отбирал себе фаворитов, которые имели потенциал побеждать на соревнованиях и олимпиадах, а остальные шантрапа. Я в детстве походил на различные кружки и секции и на себе испытал, как тренеры и педагоги в лучшем случае не замечали «шантрапу», а в худшем, превращали «сявок» в мешки для битья и воспитания спортивной злости у любимчиков.

Столичная школа умела воспитывать элитизм, но, в общем, по СССР уровень школы не был высоким. В деревенской местности, в рабочих районах уровень школьного образования был невысок, а престиж учительской профессии постоянно снижался. После развала СССР также наблюдалась большая эмиграция столичных педагогов, что тоже не способствовало.

30% провала по математике — это вовсе не плохой результат. В США или в Израиле не лучше, Результат говорит лишь о том, что преподавание математики в школах безнадежно устарело. Конечно, муштрой и зубрёжкой можно научить решать задачи, но нельзя научить понимать математику. Здесь нужен неформальный подход, возможно с привлечением высшей математики.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Тестирование показывает уровень, уровень задаётся стандартами, качество обеспечивается контролем.

1. Кто и как и чему обучает учителей?

2. Кто и как контролирует качество обучения в процессе, а не потом?

3. Что происходит тогда, когда выявляются недостатки?

Не думаю, что протестированные учащиеся были выпускниками частных школ, где контроль качества осуществляют родители, а наказание за отсутствие знаний получает не учащийся, а тот, кто должен был научить. Кстати, там ведь и оплата работы учителя другая, не за часы, а за знания у школьников.

Почему один и тот же учитель даёт разные результаты на работе в школе и на репетиторстве после школы? Потому что в репетиторстве его ценят, а в школе...

В Украине уже существуют частные школы с альтернативными формами обучения. самой серьезной проблемой для них были и остаются нападки со стороны РайОНО, которые всячески препятствуют их работе, а выпускников этих школ изо всех сил пытаются завалить на экзаменах. Зачем? Чтобы не допустить огласки различия в качестве обучения. Потому что результаты говорят не в пользу стандартного обучения. Кстати, дети из альтернативных школ с лёгкостью эти экзамены выдерживают.

Как преобразовать систему образования? Сменить систему отношения к образованию и к учителям. Учитель должен пользоваться уважением, конечно, ему нужно это уважение заслужить, но и система должна его в этом поддерживать. Есть высокие статистики хороших результатов — есть привилегии, нет статистик — нет привилегий. Сейчас у хорошего учителя привилегия только одна — много работы.

Высокая оплата работы учителя с возрастным цензом, т.е. на работу учителем в школу брать после получения трудового и жизненного опыта, и в институт принимать только лет этак с 28 и только тех, у кого есть свои дети, и выставлять квоту по приёму абитуриентов в пединституты по половому признаку — 50 на 50.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Советский уровень образования в последние годы СССР и тянул страну на дно. Система приписок, когда премировали не за количество молока, а за количество «удоев и надоев», коснулась и системы образования. Вместо «второгодников» переводили в следующие классы чуть ли не умственно отсталых, и выдавали «аттестат зрелости» тем, кто не был зрелым социально. Аттестат можно было купить, как ныне права. И вместо репрессий для социально опасных водителей или граждан были попытки создать видимость успехов. И росла аварийность, и росла преступность, и был Чернобыль. Лучше бы было больше «чернорабочих» и «подсобных рабочих», чем фиктивных выпускников школ и даже вузов.

Проблема приписок никуда не делась. Хотя она смертельно опасна для государства. Во-первых, популярностью обмана, как метода, начиная с «дай списать», и продолжая презрением к действительному труду и реальным знаниям. Во-вторых, популярностью краж из бюджета, где за госсчёт плодят недоумков, с точки зрения понятия «зрелость» в аттестате. В-третьих, опасна для имущества, здоровья и жизней тех, кто будет зависеть от неумех и в мирное время и в военное время.

Когда-то Бисмарк заявил, что доминирование Германии в Европе выиграл не гений полководцев, а «прусский школьный учитель». Столетия спустя, мы видим, как это продолжает работать. В старые времена плохой фехтовальщик попросту умирал сам, а в нынешние времена плохой пушкарь может накрыть огнём собственные войска и быть причиной гибели многих. Если России нужно побеждать опасности, то нужно начать с победы над угрозами от собственной системы образования.

Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:

Боюсь, уже не вернуться к системе и качеству советского (фундаментального по своему свойству) образования. Ведь «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» не говоря уже о том, чтобы подняться к её истокам. Можно лишь ставить вопрос о сохранении той незначительной из оставшейся части фундаментальности образования? Мне представляется, что такая постановка задачи для России более реальна, чем для Украины. Да, собственно, российское руководство не только в теории, но и на практике такую постановку проблемы практически осуществляет, правда, уже с учётом новых реалий.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Для начала, отказаться от иллюзии о том, что в СССР все школьники прилично знали математику. Были, разумеется, и победители олимпиад (они и сейчас есть), были просто хорошо знающие школьную программу, а были и те, кто к 16-17 лет не знали таблицу умножения и не могли решить простое линейное уравнение. Это не зависит от общественного строя, тут два фактора: повезло на приличного учителя и были какие-то способности, отличные от нуля.

Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:

Как ни странно, но и в системе образования проблема лежит в области коррупции. Например, многие учебники, как для школьников, так и для будущих преподавателей таят в себе немалое количество ошибок. И выходят такие учебники, как рекомендованные Минобразования потому, что кому-то на стол нужный человек подложил распечатку к подписи, а проверяющим было лень перечитывать и пересчитывать, выискивая ошибки. Да и сами авторы больше сил, времени и средств тратят на то, чтобы их рукописи оказались перед глазами ответственного чиновника, чем на создание самих учебников. К тому же программы и учебники слишком часто меняются, и вовсе не потому, что совершенствуются, а потому что — это доплаты, ранги и привилегии. Качество в такой ситуации мало кого интересует. На выходе получаем несоответствия программ и учебных материалов. А какой смысл школьнику прилежно учить то, что написано в скучном, коряво скомпилированном учебнике, и что завтра может оказаться ненужным, и он об этом знает? В результате такого подхода в старшей школе и ВУЗах часто получается не «система образования», а «бессистемное обучение», что и приводит к снижению уровня грамотности во всех сферах.

Марина Захарова, главный редактор ИА REX:

Не могу пройти мимо темы образования. В конкретном случае с ЕГЭ по математике наши уважаемые эксперты сразу стали искать причину в процессе обучения, говорить о том, что хороша была система, работавшая в СССР. На самом деле всё гораздо проще. Мне постоянно доводится общаться с учителями и учениками, и они обращают внимание, что проблема не в самих заданиях, которые предусмотрены для ЕГЭ, ГИА и других диагностик. Ребёнок может правильно решить задачу, но достаточно ошибиться при переносе ответов на бланк, и вся работа насмарку. Настоящим дополнительным стрессом для ученика становится инструкция по заполнению бланков тестов, признаются педагоги. По их словам, именно из-за таких ошибок порой отличники едва набирают баллов на тройку.

При этом хочу отметить, что система тестов критикуется в общей массе учителей. Они признают, что реальный уровень знаний подобные задания не показывают. «Детей учат штампам. Ведь нам нужны простые рабочие. Вот и учат теперь с детства сортировке и калибровке. Умная Россия никому не нужна», — поделилась со мной завуч одной из московских школ.

http://www.iarex.ru/news/24945.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 32 гостя и нет пользователей