Как сохранить детские школы искусств?

Эксперты считают, что им необходимо придать статус учреждений дополнительного предпрофессионального образования

Совместная коллегия Минобрнауки и Минкультуры, посвященная вопросам образования в сфере культуры и искусства, состоялась в Академии музыки имени Гнесиных.

В дискуссии приняли участие министр культуры Александр Авдеев и его заместители, народный артист РФ Николай Цискаридзе, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Олег Табаков, ректоры ведущих творческих вузов и детских школ искусств.

Со стороны Минобрнауки представительство было гораздо более скромным – в основном на уровне заместителей министра и руководителей департаментов. Отсутствие Андрея Фурсенко (как было объявлено в самом начале, ввиду болезни) вызвало недовольство среди собравшихся и было воспринято ими как знак невнимания к поставленным проблемам.

Особые школы на общих основаниях

В настоящее время подготовка специалистов в области культуры и искусства осуществляется по трехступенчатой системе, которая включает в себя детские школы искусств, учреждения среднего профессионального образования и вузы.

Особую тревогу вызывают детские школы искусств (ДШИ). В своих выступлениях участники коллегии сравнивали их состояние с клинической смертью или с поездом, который движется к обрыву.

Как сообщил директор Департамента науки и образования Минкультуры РФ Олег Неретин, на сегодняшний день в России насчитывается более 54 тыс. музыкальных школ, в которых занимаются около 1,4 млн учащихся, или 9% всех российских детей школьного возраста. По его словам, средняя заработная плата педагога в музыкальной школе составляет 5 тыс. 670 рублей. На оборудование выделяется 39 тыс. рублей в год – при том что покупка одного качественного музыкального инструмента обходится гораздо дороже. Общий объем недофинансирования ДШИ составляет до 7 млрд рублей в год.

Вызывает тревогу и состояние педагогических кадров в этой сфере: половина преподавателей этих учебных заведений – предпенсионного возраста, 22% – пенсионеры.Трудно не согласиться с директором Департамента общего образования Мин­обрнауки Еленой Низиенко в том, что проблемы недофинансирования, низких зарплат, старения кадров являются общими для всей системы образования, однако нельзя отрицать и специфические трудности, которые испытывают творческие учебные заведения.

Одна из главных причин, порождающих эти трудности, состоит в том, что в свое время ДШИ были отнесены к учреждениям дополнительного образования.

В результате на эти учреждения не распространяются стандарты, учащиеся не сдают экзамены и не получают документы государственного образца по окончании таких школ, что, по мнению специалистов, лишает детей стимула к продолжению образования на профессиональном уровне. Кроме того, согласно СанПиНам, продолжительность индивидуальных занятий с юными музыкантами не должна превышать 30 минут, что не позволяет осуществлять полноценную подготовку. Это вынуждает работников ДШИ прибегать к разного рода ухищрениям – таким как составление двух расписаний: одного – фактического, второго – для проверяющих инстанций.

С 2009 года педагоги музыкальных школ лишились пенсий за выслугу лет, поскольку в Минздравсоцразвития посчитали, что их трудозатраты значительно меньше по сравнению с трудозатратами школьных учителей. Также педагогам ДШИ повысили среднюю нагрузку до 24 часов на ставку – в то время как в школе она составляет 18 часов. Специалисты уходят из этих учебных заведений, из-за чего возникает дефицит кадров в данной сфере.

Все перечисленные факторы не замедлили сказаться на качестве образования: сокращаются учебные планы, а сами ДШИ из серьезных учебных заведений постепенно превращаются в кружки по интересам, где дети слегка повышают свой эстетический уровень.

Специалистов тревожит и тот факт, что во многих регионах эти учреждения в массовом порядке переводятся в автономные, подвергаются реорганизации, объединению или просто закрываются. Аналогичные процессы происходят и в среднем профессиональном образовании, вследствие чего возрастает угроза потери уникальных учебных заведений – например, таких, которые готовят мастеров в области народных промыслов.

Участники коллегии считают необходимым срочно внести поправки в Закон «Об образовании» – с тем чтобы придать детским школам искусств статус учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Это даст возможность установить федеральные государственные требования к учебным программам, ввести обязательную итоговую аттестацию учащихся с выдачей им документов государственного образца, а также предусмотреть право субъектов РФ на осуществление государственной поддержки детских школ искусств (в настоящее время они финансируются, вернее, недофинансируются из скудных муниципальных бюджетов).

По словам Е.Низиенко, по всем перечисленным позициям уже достигнуто взаимопонимание между двумя ведомствами, однако наибольшие сложности связаны с решением таких «затратных» вопросов, как снижение нагрузки педагогов музыкальных школ, поскольку в данном случае потребуется виза Минфина, а получить ее, как известно, совсем непросто.

Не только образовывать, но и развивать

Правда, как выяснилось, далеко не все участники дискуссии согласны с тем, что детские школы искусств должны быть сориентированы исключительно на подготовку будущих профессионалов. Например, директор столичной школы № 1060, лауреат конкурса «Учитель года – 2010» Михаил Случ видит перспективу в сетевом взаимодействии общеобразовательных школ и ДШИ или в их объединении – с целью обогащения внеурочной деятельности новыми формами.

Как справедливо отметил заместитель министра образования и науки Сергей Мазуренко, школы искусств «должны формировать не только выдающихся исполнителей, но и аудиторию, способную воспринимать их произведения».

Это мнение разделяет депутат Госдумы Олег Смолин, который считает необходимым сделать предмет «искусство» обязательным для изучения в старших классах.

Несмотря на все трудности и проблемы, 15% выпускников ДШИ продолжают свое образование в училищах и вузах сферы культуры и искусства, где их подстерегают новые трудности.

Так, если речь идет об учреждениях СПО, то здесь, наряду с профессиональной подготовкой, подростки получают или основное общее, или среднее полное образование. Однако вопрос о выдаче школьного аттестата пока не отрегулирован законодательно. Соответствующие поправки планируется внести в Закон «Об образовании».

Вместо диссертации – спектакль

Что же касается послевузовского образования в сфере культуры и искусства, то здесь планируется закрепить законодательно такую форму подготовки, как ассистентура – стажировка. Это позволит готовить кадры для творческой сферы не только на основе научных, но и творческих достижений.

По итогам совместной коллегии будут приняты не только поправки в Закон «Об образовании», но и другие нормативные акты – как на ведомственном, так и правительственном уровне. По мнению специалистов, изменения в области творческого образования давно назрели и не терпят отлагательств, и если все предложенные реформы не будут проведены в ближайшее время, наша страна потеряет лидирующие позиции как «в области балета», так и в других направлениях творческой деятельности.


http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100205


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 34 гостя и нет пользователей