Какой быть российской школе: консервативной или либеральной?

Россия постепенно переходит на новые образовательные стандарты. В некоторых школах уже с 1 сентября начнут внедряться первые из них – стандарты для самых маленьких, учеников младших классов. Об идеологии проектов новых стандартов рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

– Какие предметы,  и в каком объеме должны входить в стандарт образования?

– В закон «Об образовании» внесены изменения, и у нас теперь новая идеология самого стандарта. Раньше мы говорили о компонентном составе стандарта: федеральный, региональный и школьный компоненты. Регионы, как правило, включали сюда национальные языки, культуру, как, например, в Татарстане. Раньше стандарт предполагал единый базисный учебный план. Сейчас пришли к пониманию того, что задавать учебный план на всю страну нецелесообразно. Новый стандарт должен включать три группы требований: к компетенциям и знаниям выпускника, к структуре образовательной программы и к условиям обучения. Законодательное закрепление последнего требования к стандарту – это абсолютное новшество. Раньше условия обучения задавались актами более низкого уровня. Также, прежде чем переходить к сравнению стандартов, нужно сказать, что у нас очень высокий уровень обучения в начальной школе: это демонстрируют результаты международных тестирований школьников.  То есть нам есть что терять и за что бороться.

– В чем вы видите недостатки и преимущества предложенных вариантов стандарта?

– Ситуация уникальная. Впервые нам представлено несколько реально альтернативных вариантов. Стандарт Российской академии образования (РАО) имеет ряд преимуществ. Он задает гуманитарные цели развития образования, в том числе дошкольного. Что касается содержания стандарта, то он в значительной мере консервирует то, что существует сейчас. В этом есть свои преимущества: он хорошо принят педагогическим сообществом, он реалистичен, и его можно реализовать уже сейчас. Созданы методические пособия, учебники, программы. Стандарт был удачно апробирован в 14 пилотных регионах.

Параллельно с этим был разработан другой стандарт – его разрабатывали специалисты Института образовательной политики «Эврика». Это новаторский проект, ориентированный на развитие. Он дает очень большую свободу в организации процесса и педагогам, и самим ребятам. Это и преимущество, и недостаток. Степень готовности системы к такому новаторскому стандарту меньше, чем к стандарту РАО. Кроме того, учителя опасаются столь радикальных перемен.  Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки: с одной стороны, стандарт Академии проще принять. С другой стороны, нашему образованию необходимо развиваться, чтобы не отставать от международного уровня.

– А что можно сказать об условиях реализации этих двух стандартов?

– С точки зрения экономических условий реализаций оба стандарта решают только часть проблем. «Академический» стандарт не слишком подробно прорабатывает этот вопрос, он только повторяет действующее законодательство. Стандарт «Эврики» содержит более глубокую проработку этого вопроса. Здесь используется опыт комплексного проекта модернизации образования регионов. Но тут возникает парадокс: многие показатели эффективности, связанные с этим проектом, относятся к школе в целом, а не к начальной ее ступени. То, что достаточно легко применяется ко всей школе в целом, не слишком легко применяется к начальной ее ступени. Условия осуществления образовательного процесса прописаны в этом стандарте довольно подробно, и выглядят они, на мой взгляд, несколько завышено. Создание таких условий потребует масштабных инвестиций.

Есть еще один довольно серьезный аспект, который оба стандарта обходят стороной. Это требования к кадрам. Сейчас у нас большинство педагогов в начальной школе имеет среднее профессиональное образование. В обоих стандартах прописано, что педагоги должны иметь профессиональное образование. Возникает вопрос – какое? Среднее или высшее? Если мы хотим сделать учителей разработчиками учебного процесса, то вопрос о том, какое образование они должны иметь, встает достаточно остро.

Еще один вопрос – это проблема пяти- и шестидневки. Оба стандарта рассчитаны и на пяти-, и  на шестидневку. А это значит, что нет защиты против перегрузки учащихся, и не решается вопрос с оплатой субботы педагогам. А в президентской инициативе большое внимание уделяется здоровью школьников.

Если говорить о требованиях к выпускникам, то, на мой взгляд, в обоих стандартах они завышены. При чтении стандартов так и хочется сказать: если выпускники все это умеют, то их к нам в Институт сотрудниками  можно брать.

– А возможно ли, на ваш взгляд, как-то совместить два стандарта и создать общий с преимуществами обоих?

– К сожалению, состыковать стандарты просто так вряд ли удастся. Либо мы делаем консервативный вариант, либо мы делаем шаг в сторону стандарта развития. К тому же следует принять во внимание и проблемы основной школы, где мы, к сожалению, имеем очень большой провал. У нас уже есть конкурентоспособное поколение. Наша важная задача – сохранить конкурентоспособность этих ребят.
Подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

РИА Новости

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 274 гостя и нет пользователей