Канделаки: «То, что я делаю в образовании, кажется мне очень важным»

телеведущая Тина Канделаки о своих предложениях по реформе школьного обучения

— Тина, в последнее время вы стали активно заниматься образовательными проектами. Провели форум «Умная школа», создали одноименный портал. Все чаще стали ходить слухи, что эта активность связана с вашим желанием возглавить Министерство образования и науки. Вы действительно хотите стать министром?

— У нас все дискуссии и сводятся к таким примитивным вещам: хочу — не хочу. В любом поступке принято видеть корысть или расчет. Это не мой случай. По своей сути я не потребитель, а производитель. Я мыслю категорией «а что я могу дать?». Не нужно искать в моих действиях скрытых мотивов. Разве в министерстве зарплата больше, чем у меня? Нет. На госслужбе я смогу заработать популярность? Нет, я могу приходить к вам с экрана федеральных каналов и говорить: «Привет!». Жизнь слишком коротка, чтобы делать то, что неинтересно. Мне интересно образование, и я хочу им заниматься. Если я считаю, что мне нужно провести следующий форум, я проведу, если я считаю, что нужно поехать по регионам, я поеду.

— А правда, что форум «Умная школа» вы делали на личные средства?  Бюджет такого мероприятия — 10 или 20 млн рублей...

— В «Живом журнале» мне пишут, что мне дали бюджет, а я его распилила. Я отшучиваюсь, что пилю-то я у себя и буду пилить и дальше! Расходы на форум составили около 8 млн рублей. Мне этих денег не жалко. Это мой выбор, мои деньги. Поскольку я отдаю много времени и сил вопросам образовательной реформы, мне хотелось ощутить настроение людей из педагогического сообщества, узнать их мысли, общаясь напрямую.

— Многие думают, что ваши стремления — это пиар.

— Если это было ради пиара, мне следовало бы выступить против Министерства образования и собрать все протестное сообщество. Или можно было бы не отказываться вести развлекательные программы на федеральных каналах и со всех экранов телевизоров кричать: вот, я здесь! Мой интерес к образованию возник в процессе общения с участниками программы «Самый умный», я провела много времени с самыми талантливыми российскими ребятами и, как могла, помогала им устроиться в жизни. Когда меня пригласили в Общественную палату, я согласилась войти в комиссию по образованию — эта сфера была уже близка мне. Форум «Умная школа» — это только начало. Сейчас у меня есть сетевая дискуссионная площадка — сайт «Умная школа», каждый день учителя из всех российских регионов высказывают свое мнение о проекте «Закона об образовании». То, что я делаю в образовании, кажется мне очень важным: если педагоги будут активны, то на поверхность будут выдвигаться самые сильные и престиж этой замечательной профессии будет расти.

— Ваши дела уже заметили в Минобразовании. В июле Андрей Фурсенко предложил вам войти в состав группы по доработке государственного стандарта среднего общего образования. Началась заключительная стадия обсуждения новых федеральных стандартов образования для старшей школы. Что вы  предлагаете?

— На мой взгляд, необходимо четко прописать, какими ресурсами должны быть обеспечены образовательные организации, для того чтобы выполнить стандарт. В проекте заложены высокие требования к материально-техническому оснащению школ — важно прописать, какой уровень власти — федеральный, региональный, муниципальный — отвечает за их выполнение. Иначе это все лишь декларации о намерениях, их никто не будет выполнять.

Очень хотелось бы увидеть в итоговом документе больше конкретики: какие именно результаты обучения мы ожидаем от выпускников. Должны быть прописаны процедуры и типы заданий, которые позволят проверить, достигнуты ли результаты. В США, например, стандарт по математике — это просто учебник задач для каждого уровня. Сколько задач смогли решить — сразу видно, на каком уровне вы находитесь: пора ли вам в Гарвард или снова в колледж на второй год.

— Планируется, что новые стандарты для старшей школы примут до конца этого года, но до сих пор в обществе не утихают споры о содержании документа.

— Стандарт основной школы уже утвержден, а вступит в силу только через четыре года — чтобы сегодняшние первоклашки вступили в основную школу по новым правилам. А стандарт старшей школы, о котором мы говорим сегодня, заработает только через 10 лет, в 2020 году, когда те, кто первый раз пошел в школу две недели назад, станут старшеклассниками. Таким образом, новые требования к содержанию не затронут тех школьников, кто уже начал учиться по старым стандартам, зато обеспечат необходимую преемственность для тех, кто пришел в школу в этом году. Спешить с принятием стандарта не стоит. Пока все участники образовательного сообщества не договорятся, их не примут.

— По новым стандартам образования детям предоставляется право выбора, какие предметы учить на базовом уровне, а какие — на углубленном. Но может ли школьник определиться с выбором специализации уже в старших классах?

— Наши школьники и так делают выбор раньше всех — в среднем российским выпускникам 17 лет. Немцы, например, выбирают, кем они будут, в 19. А любой выбор — это ответственность. Стоит ли давать 17-летним право выбора? Считаю, что да, только так мы воспитываем ответственность. Школьники должны понимать, зачем они учатся. Сначала зубрят, чтобы сдать ЕГЭ, потом — чтобы поступить в вуз и закончить. А дальше что? А дальше они приходят в компанию и ты понимаешь, что их нужно переучивать. Этот подход нужно менять.

— Вот только как?

— Популярно объяснять, что им даст образование. По новому образовательному стандарту для старшей школы ученик сможет выбрать базовый и профильный уровни предметов в зависимости от своих дальнейших планов: забрать аттестат и сидеть отдыхать или поступать в вуз. Сегодня система образования сильно изменилась — успех не зависит напрямую от наличия диплома. Стив Джобс вообще не доучился.

— Чтобы донести это до общественности, у вас есть все рычаги. А что планируете сделать дальше?

— В планах — поездки в регионы. На нашем форуме побывало более 200 учителей, у нас установились хорошие рабочие отношения. Их нельзя прерывать. Теперь моя очередь приехать в их школы, познакомиться с их коллегами, вынести на самое широкое обсуждение образовательные стандарты. На сайт «Умная школа» каждый день приходят предложения и рекомендации к проекту закона об образовании. К концу октября мы с моей командой соберем сумму мнений, систематизируем их и направим все предложения в Государственную думу и Минобразования. Если они будут приняты хотя бы частично, люди поймут, что, когда мы объединяемся, нас слышат.

http://www.izvestia.ru/news/500700


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 161 гость и нет пользователей