Кибернетика познания: электронные учебники придут в школу в сентябре 2011г.

Общероссийский эксперимент по введению электронных учебников в школе начнется 1 сентября 2011г., однако российское образование пока сильно отстает от динамики развития и уровня массовой доступности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Гаджет на парту

К 1 сентября 2011г. российская образовательная система должна начать реализовывать поручение президента Дмитрия Медведева о внедрении электронных учебников в школе. Об этом РБК сообщил академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования (ФИРО), в 1992-1998гг. занимавший должность заместителя министра образования России, Александр Асмолов. Пообщаться с ним удалось на Европейском форуме "Партнерство в образовании", организованном Microsoft впервые в Москве.

С 1 сентября с.г. в ряде регионов России будет начат такой эксперимент. Пока попытки опробовать высокотехнологичный и облегчающий вес портфеля школьника метод носили локальный характер и ограничивались рядом школ Москвы, Казани, Челябинска и ряда других крупных городов.

Специалисты ФИРО, участвующие в запуске общероссийского эксперимента, намерены опираться на критерии адаптированности устройств к ситуации обучения в школе. "Э-учебники" должны обладать эргономическими характеристиками и не приводить к избыточной утомляемости учеников. По словам А.Асмолова, сейчас свои варианты электронных учебников предлагает Роснано, "зашевелились все производители различных гаджетов" — ридеров (электронных книг), планшетных устройств. Однако традиционалисты со скепсисом говорят, что ничего подходящего, заменяющего бумажные учебники, пока нет. "Идет нормальная конкуренция. Наша задача - найти совместимые варианты решения", - анализирует процесс отбора подходящих устройств А.Асмолов.

При этом он намекнул, что исходя из предварительных выводов, "планшетники" более предпочтительны, чем ридеры, которые не дают возможности редактировать, работать с текстом. Но у них есть другое преимущество - щадящее отношение к зрительному восприятию.

Между тем эксперты будут исходить не только из технологических параметров. "Моя любимая формула - “гаджеты гаджетами, технологии технологиями, а за контент ответишь", - говорит А.Асмолов. Таким образом, гораздо больше вопросов может возникнуть в процессе наполнения электронных учебников необходимыми текстами, ведь несмотря на активное развитие электронной среды, найти учебные пособия в электронном виде сейчас не всегда представляется возможным.

Немного проще справляется с этим вузовская среда, особенно по техническим направлениям. Но в перспективе может появиться требование, что любой бумажный учебник будет сопровождаться электронной версией. Сторонники прогрессивных форм обучения говорят о том, что электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

Но там, где рождается инновация, всегда появляются и консерваторы, которых эта инновация не устраивает или пугает. В середине 2010г. руководители двух десятков издательств учебной литературы отправили письмо в правительство Москвы, в котором изложили опасения насчет того, что проект внедрения электронных учебников в школе приведет к финансовым потерям издательств и, как результат, к резкому замедлению воспроизводства и создания нового учебно-методического обеспечения, соответственно к возможной гибели ряда издательств. Издатели предложили внедрить в учебный процесс электронные приложения к учебникам с использованием ИТ-технологий, то есть совместить учебные элементы в бумажном и электронном виде, не нарушая их авторские и имущественные права.

Deus ex Machina и Alma Mater

Эксперты считают, что консерватизм ряда заинтересованных участников рынка образования, а также учителей и родителей далеко не всегда приводит к торможению развития высокотехнологичного обучения, но зачастую является неким фильтром качества и целесообразности применения хайтек в образовании. Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Тина Канделаки отмечает, что, например, в Европе престижные школы считаются таковыми не за уровень использования ИКТ. "Я была в престижнейшей британской школе, где учились оба наследных принца, там очередь в компьютерный класс, в котором стоит всего два-три компьютера", - поведала она о своих впечатлениях от европейского образования.

Но даже представители высокотехнологичной индустрии согласны, что технологии - это замечательно, но люди важнее. Как считает старший директор по инновациям Microsoft Мэри Куллинейн, при внедрении ИКТ в школе нельзя зацикливаться на технологии. При этом Microsoft, развивая программу "Партнерство в образовании", старается предложить учителям постепенность погружения в технологии и "железные" устройства. "Важно, чтобы преподаватели не захлебнулись в технологиях. Нужна постепенность. Только так они смогут использовать ИКТ-возможности в первую очередь в педагогических, а не технологических целях", - говорит Мэри Куллинейн

Однако прорыв к высокотехнологичному обучению потребует по меньшей мере социально-экономической стабильности. "Я считаю, что в течение нескольких лет, если политические бури не раскачают лодку образования и не перевернут ее, есть шанс, что мы осуществим заметный прорыв в этом направлении. Нам нужно два-три года, чтобы найти свой путь в области применения ИКТ в образовании, но в случае того, если не будет витков социальной напряженности, то есть тех периодов, когда о школе забывают", - прогнозирует ситуацию А.Асмолов.

Пока же, по его оценке, существует серьезный разрыв между динамикой развития информационных технологий, освоения их детьми и темпами внедрения высокотехнологичного образования в России. Генеральный директор компании - поставщика проекционного оборудования Polymedia Елена Новикова придерживается того же мнения. "Внедрение ИКТ в России происходит не так быстро, как дети осваивают социальные сети", - уверена она.

Но причины происходящего она видит в том, что можно было бы назвать "консерватизмом незнания". "Проблема в том, чего не хватает ИКТ-компетентности и грамотности управленцев от образования. В итоге отсутствуют общие критерии активности этого процесса, не финансовые, а критерии качества внедрения ИКТ в образовании", - описывает Елена Новикова ситуацию, добавляя, что все это несколько тормозит процесс технологизации образовательной среды.

Понятно, что "консерватизм незнания" лечится "ИКТ-ликбезом". Вопрос в том, кто этим будет заниматься. Пока эту миссию берут на себя в основном те, кто кровно заинтересован в образовании не как умозрительной среде, а как аудитории своих пользователей. Производители компьютерной и оргтехники (Intel, HP и другие), разработчики ПО. Например, в рамках программы Microsoft "Партнерство в образовании" успел обучить применению ИКТ 50 тыс. учителей и студентов педагогических вузов, около 17 тыс. преподавателей повышали свою компетенцию дистанционно.

Компания создала образовательные порталы с аудиторией 80 тыс. учителей, где педагоги уже выложили более 20 тыс. методических разработок. Действует почтовый сервис на базе Microsoft Live Edu, в рамках которого созданы учетные записи электронной почты для 500 тыс. пользователей социальной сети "Дневник.ру". Наконец, во все школы России были разосланы DVD-диски с бесплатным дистрибутивом Windows 7.

Это пока профильные министерства рассуждают о создании операционной системы для школ с открытой платформой.

Эсперанто. Между интеллектом и разумом

Говоря об информационно-коммуникационных технологиях, эксперты в области образования все чаще говорят об изначальном смысле коммуникаций — то есть обмене информацией между людьми, неком языке диалога. В таком случае информационные технологии становятся только культурным орудием, хотя и требуют культуры работы с ними. Но, судя по всему, именно ИКТ-среда и навыки работы с ней в настоящее время становятся тем искомым "эсперанто", дающим единый язык общения и понимания между поколениями, между учителем и учеником. Но при этом не стоит бояться - "эсперанто" никоим образом не умаляет сакральности национального языка, который хранит этническую память.

"От информационных технологий к информационной культуре", - так формулирует задачу изучения этого ИКТ-языка Александр Асмолов. "Если ребенок видит, что учитель не владеет коммуникационными технологиями, падает статус учителя", - уверен он.

При этом говоря о коммуникациях, он вкладывает многозначный смысл в это понятие, трактуя его как систему общения. Подразумевается, что новые технологические реалии заставляют несколько менять вербальный язык общения. То есть речь идет не только о знании технологий как таковых, но и о умении учителя говорить на понятном ученику языке. Не значит упрощенном и уплощенном, но учитывающем стремительно меняющуюся реальность. Александр Асмолов называет это умение "социальной компентенцией" учителя.

Тина Канделаки также уверена, что сейчас основная проблема российской школы — это проблема диссонанса в языке детей и преподавателей.

Открытая дверь

Хотя именно российская школа еще в первой половине 20 века проповедовала принцип пространства коммуникаций. А. Асмолов напомнил, что основатель так называемой "культурно-исторической" школы советский ученый Лев Выготский подчеркивал, что урока для развития крайне недостаточно, и предлагал опираться на вариативное образование, "зону ближайшего развития ученика". Ученик должен был решать задачу не здесь и теперь, во время урока, а комплексно, опираясь на партнерство с педагогом, продвинутым сверстником либо компетентным взрослым, на находимые им информационные источники.

Сегодня систему Л.Выготского применяют Нидерланды, Финляндия, страны Южной Америки.

Возможно, потому, что гуманистическая школа Л.Выготского всегда имела либеральный характер, то есть отстаивала ценности либерального мировоззрения, идеи свободы и развития, а не дрессуры в развитии личности, стремления представить ученику целостную картину мира. Эти идеи унаследовала плеяда советских педагогов-новаторов и психологов, в том числе Алексей Леонтьев, Александр Лурия, Даниил Эльконин, Петр Гальперин, Василий Давыдов, Леонид Занков.

Но, как водится, любая новация вызывает консервативный отпор. Именно поэтому, например, система личностно-развивающего обучения Л.Занкова долгие годы находилась под запретом и была реабилитирована только в 1993г.

Консервативной реакцией А.Асмолов называет складывающееся представление о проводимой сейчас реформе образования. "Не трогайте образование!" — это нормальная реакция. Этот страх оправдан. Проблема, пожалуй, в том, что сами реформаторы недостаточно объясняют мотивы своих действий в области образования. Вот и возникает ощущение, что реформаторы образования - кучка луддитов", - говорит он о реакции граждан на предложенные Минобрнауки РФ образовательные стандарты.

Понятно, что сейчас, на волне народных волнений вокруг образовательных стандартов, приведенные экспертом доводы не очень популярны, но когда-нибудь - есть надежда - они будут услышаны.

А говорит академик о том, что у школьников в условиях новой системы образования, где будет предлагаться индивидуализация при выборе предметов и происходить обучение навыкам самостоятельной работы с информацией и ИКТ-технологиями, никто ничего не отнимет. “Новая школа - это школа выбора. В ней будет господствовать принцип избыточности знаний, а не сокращения содержания образования и не подгонки под сиюминутные законы рынка. Мир в условиях роста информационного потока настолько стремительно меняется, что нельзя подогнать ребенка под одну программу. Необходим принцип вариативности, развития", - поясняется А.Асмолов. Он уверен, что появится возможность формировать у школьников креативное системное мышление.

Жизненный путь - история отклоненных вариатив, кем мы хотели стать и кем мы стали.

"Страх перед новыми стандартами - страх того, что ученику вместе с родителем открывается пространство выбора", - полагает А.Асмолов. Мы ведь так часто боимся войти в открытую дверь.

Надежда Геращенко

Читать полностью: http://top.rbc.ru/retail/25/03/2011/566066.shtml


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 205 гостей и нет пользователей