Комарова: учителя давно готовы работать так, как предлагает стандарт

Новый проект стандарта для старшей школы одни критикуют за сокращение числа предметов, другие считают, что детей, уже выбравших будущую профессию, не следует загружать ненужными знаниями. В каких случаях для старшеклассников важна возможность выбора предметов, в интервью РИА Новости рассуждает учитель московской школы № 1113 Софья Комарова.

- Софья Вячеславовна, главная идея проекта стандарта для старшей школы – возможность изучать профильные предметы углубленно, а непрофильные – поверхностно. Казалось бы, идея разумная. Почему же стандарт критикуют?

- Я слежу за обсуждением и могу сказать, что стандарт часто комментируют далекие от практики люди. Создается впечатление, что они не понимают, о чем говорят. Отчасти в этом виноваты и авторы стандарта, поскольку объяснения с их стороны не очень внятные: приходится прилагать усилия, чтобы вникнуть.

В нашей школе учителя внимательно изучили текст документа и пришли к выводу, что мы уже давно готовы работать так, как предлагают его авторы.

Школа была создана 20 лет назад по инициативе в том числе Дмитрия Лихачева и Игоря Моисеева, и сегодня у нас учатся дети со всей Москвы – среди них танцоры, певцы, актеры, спортсмены олимпийской сборной по синхронному плаванью. 95% учеников - гуманитарии, поступающие в ГИТИС, Московский госуниверситет культуры и искусств, на искусствоведческие факультеты МГУ и РГГУ. Причем поступают на бюджетные места, не занимаясь дополнительно, – мы сами способны их подготовить. Но все они вынуждены изучать, например, математику по 6 часов в неделю.

- Но ведь и сегодня школа может выбрать программу гуманитарного профиля, где математики будет минимум.

- Детям надо сдавать ЕГЭ по математике. Наши ребята, как правило, уходят с экзамена, написав часть "В" и набрав достаточное для "тройки" количество баллов. Но бывает и по-другому.

У меня есть ученица - талантливый искусствовед, сегодня студентка хорошего столичного вуза. В школе она была вынуждена усиленно заниматься математикой, чтобы сдать ЕГЭ на отлично, потому что так хотела ее мама. Мы пробовали доказать, что математика ей не понадобится, просили пожалеть девочку - напрасно. Как объяснить такой маме, что ни один нормальный ум – ни детский, ни взрослый, – не в состоянии освоить все предметы на одинаково высоком уровне?

- А нужно ли гуманитариям на старшей ступени изучать технические, естественнонаучные дисциплины даже на минимальном уровне?

- Без базовых знаний по этим предметам не обойтись – вполне приемлем предложенный в стандарте курс естествознания, объединяющий химию, физику, биологию, экологию. Интегрированный курс позволяет дать общую картину, систематизирует знания, полученные в основной школе. В результате выпускник школы, который никогда не будет заниматься химией или биологией, не только приобретет минимальный для интеллигентного человека набор знаний, но и сформирует цельную научную картину мира.

Кроме того, естественнонаучные знания необходимы при изучении гуманитарных предметов. К примеру, мы с коллегой сейчас готовим открытый урок "Химия глазами искусствоведа" - хотим рассмотреть тему Москвы белокаменной, белого камня с точки зрения химии. Невозможно изучать искусство, не имея представления о материаловедении и многих других дисциплинах. Если человек занимается архитектурой, он из математики должен знать, например, что такое золотое сечение. В сегодняшнем курсе математики этого, кстати, не изучают – искусствоведы вынуждены объяснять детям элементарные понятия из геометрии.

Другой вопрос, что интегрированные курсы в массовой школе вести некому – надо готовить кадры.

- Все ли старшеклассники готовы к выбору предметов, если говорить о массовой школе?

- По-моему, нет. К 10-му классу не все могут решить, чем хотели бы заниматься. Я бы предложила авторам стандарта ввести понятие общеобразовательных классов, где можно было бы изучать все предметы в равной мере. Даже в нашей школе из трех 10-х классов два могли бы быть гуманитарными, а один – общеобразовательным.

- Одно из новшеств стандарта – индивидуальные проекты. Вы представляете их в своей школе?

- У нас проектами занимаются многие ребята. К примеру, одна моя ученица, которая собирается поступать в архитектурный вуз, делает историческую реконструкцию сильно перестроенного дома Казакова.

Необязательно проекты должны быть индивидуальными. Можно, допустим, коллективно "снять фильм" по "Евгению Онегину". Класс разбивается на группы: вот художники, вот операторы, вот научные консультанты, которые предложат темы светских разговоров. В таком проекте интегрируются знания по истории, русскому искусству, литературе и культуре Москвы.

Но я бы не выделяла проектную деятельность в отдельный предмет – пусть лучше это будет составная часть того или иного курса, за которую можно поставить итоговую оценку. Это в любом случае лучше, чем сдавать тесты.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости


http://www.rian.ru/edu_analysis/20110228/340043788.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 95 гостей и нет пользователей