Кондаков открыт к диалогу

Вчера на состоявшейся в Лента.Ру интернет-конференции генеральный директор издательства "Просвещение", руководитель группы по созданию новых школьных стандартом Александр Кондаков заявил, что согласен отвечать за свои идеи. Он утверждает, что "стандарт был разработан в инициативном порядке, не на бюджетные деньги". Он признал, что "разработчики не смогли понятный специалисту текст перевести на понятный для всех язык". Один из участников Педсовета Сергей Ларичев пригласил Кондакова к диалогу на сайте, на что тот ответил, что открыт к обсуждениям, но ему не хватает времени.

Что лежит в основе стандарта?

В основе стандарта лежит серьезная методологическая, идеологическая парадигма. Прежде всего, это концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нацеленная на формирование российского гражданского общества (ее можно найти на сайте standart.edu.ru).
Кроме того, в основу стандарта положен системно-деятельностный подход. В стандарте мы впервые вводим в массовую российскую практику лучшие достижения мирового образования, которые были сделаны на основе концепции выдающихся российских и советских ученых: Выготского, Давыдова, Леонтьева, Эльконина, Гальперина и других. И, конечно, очень важный момент с точки зрения методологии - это фундаментальное ядро содержания образования (тоже не новый документ, но он получил дальнейшее развитие) - концепция ядра знаний и оболочки, разработанная в конце 1970- х годов прошлого века академиками Арнольдом и Маркушевичем, заложившими основу вариативного образования. Подчеркиваю, здесь нет чужих идей и мнений, а есть достаточно внятная выстроенная методология построения стандарта.

Почему мы проигрываем в PISA

За последние более чем 10 лет Россия не улучшила свое положение по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Безусловно, я не связываю это с сознательным вредительством России или с неумелостью реформаторов. Думаю, что главной причиной является увлеченность на протяжении длительного периода времени организационно-экономической составляющей реформ, а не содержательной. Все-таки, главный вопрос образования: чему и как учить. До сих пор наша школа работает в основном в ЗУН-овской парадигме (то есть формирует знания, умения, навыки), а не в системно-деятельностной (то есть не формирует те самые ключевые компетентности, которые являются примером замера PISA). Поэтому конкурентоспособность выпускников наших школ не растет, а падает. Это очень серьезный сигнал в плане конкурентоспособности страны в целом.

Об экономике стандарта

Для большинства субъектов Федерации все эти расчеты проведены. Наиболее серьезные затраты предвидятся в рамках плановых расходов - это закупка новых учебников (они и так закупаются), обновление оборудования (здесь многое было сделано в рамках национального проекта "Образование"). Безусловно, стандарт подталкивает муниципалитеты и субъекты Российской Федерации к увеличению финансирования, потому что увеличение требований к результату основной общеобразовательной программы ставит вопрос именно так. В разработке стандарта отрабатывались методики нормативного финансирования новой системы оплаты труда и повышение эффективности бюджетных расходов. В целом ряде субъектов Российской Федерации они показали, что введение стандарта возможно без увеличения объема финансирования, только за счет принятия мер по эффективности бюджетных расходов.
Полностью ответы читайте на  http://www.lenta.ru/conf/kondakov/

Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 4 месяцев назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас 207 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте