После выхода из кризиса мы окажемся в принципиально другой экономике и это требует трансформации всей системы образования

"После выхода из кризиса мы окажемся в принципиально другой экономике. ...И проблемы образования становятся здесь ключевыми", - отметил министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко, выступая 7 апреля 2009 г. в ГУ-ВШЭ на 10-й Международной конференции по проблемам развития экономики и общества.

В своем докладе министр затронул актуальные вопросы образовательной и научной сферы, ставшие еще более явными в ходе экономического кризиса (см. также видеозапись выступления).

Он подчеркнул, что, говоря о качестве образования, постоянно упоминается ответственность государства или высшего учебного заведения, но гораздо меньше говорится "об ответственности человека перед собой, перед обществом, о том, что знания надо получать. Искусственное кормление знаниями тут вряд ли будет успешным, через капельницу или через рот – не имеет значения. На сегодняшний день количество людей, которые действительно учатся - ...достаточно невелико".

"Это связано с безответственным поведением достаточно большого числа людей", - уверен министр. Он полагает, что в погоне за атрибутами высокой квалификации (учеными степенями, дипломами престижных вузов и др.) крайне важно получать эту самую квалификацию. "Принципиально важно, чтобы профессионализм сопровождался статусностью, т.к. это создает правильную структуру не только экономики, но и социальной стабильности в обществе".

Говоря о требованиях рынка труда, Андрей Фурсенко высказался за  необходимость соблюдения "баланса между академически ориентированными университетскими курсами и системой подготовки «синих воротничков»".

"Мы сегодня ...в нашей высшей школе готовим к прошлой экономике, которой, ..уже не будет. ...Но, наверное, беда в том, что какой будет будущая экономика, мы не очень знаем", - отметил министр. - "Динамика такова, что почти невозможно предвосхитить те требования, которые будут предъявляться к образовательным программам через 5-6 лет. Мир меняется очень быстро. Он вообще быстро меняется. А сегодня он просто как скорый поезд летит, и мы даже не всегда успеваем запрыгнуть в последний вагон".

Он высказался за необходимость трансформации всей системы образования по всем уровням подготовки. А. Фурсенко уверен, что необходим переход на двухуровневую систему бакалавр-магистр, только эта система, по мнению министра, позволит быстрее отвечать на вызовы времени.

Напомнив о конкурсе инновационных вузов и о том, что он позволил вузам-победителям сделать значительный шаг вперед, А. Фурсенко сообщил, что министерство готовит "следующий шаг – конкурс по поддержке национальных исследовательских университетов. ...Несмотря на определенные изменения бюджета (не в сторону увеличения) мы сохранили большинство программ развития. Это была принципиальная позиция нашего министерства. Мы поставили перед собой задачу, даже ценой отказа от каких-то текущих расходов, сохранить поддержку программ развития. И мы запустим эту программу".

Министр отметил, что "исследовательский университет – это не только учебное заведение, которое помимо образовательной программы ведет и научные исследования, это – принципиально новая структура, которая интегрирует на своей базе и образование, и исследования, и сетевое взаимодействие с бизнесом и наукой".

А. Фурсенко не сомневается в том, что изменения в сфере образования невозможны без изменений в научной сфере. И здесь, по его мнению, есть определенные успехи. "Три года назад начался так называемый пилотный проект по оплате труда в Академии наук. Я помню, как много было споров вокруг этого проекта. ...И сколько мы прочитали и выслушали разных, в том числе, экспертных мнений, насколько это нереалистично, …и что вообще это кончится ничем. Я могу сказать, что за 3 года произошло то, во что никто не верил. Действительно средняя зарплата научного работника в Академии наук достигла 30 тыс. рублей. Напомню, что в 2005 г. это было 6,5 тыс. рублей. Во-вторых, публикационная активность научных сотрудников в РАН за два года выросла в 1,5 раза".

Отвечая на вопрос ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова о том, как министерство собирается решать ожидаемую проблему массового нетрудоустройства выпускников дневных отделений вузов, А. Фурсенко ответил, что здесь нужно искать системные решения, но по оценкам министерства слухи о надвигающейся безработице молодых кадров сильно преувеличены. Кроме того, увеличено число бюджетных мест в магистратуре, аспирантуре, и создаются программы дополнительного образования невостребованных кадров.

Он также высказался за уход от подготовки профессиональных преподавателей и переход к использованию на преподавательской работе сильных профессионалов из различных сфер экономики, а также из сферы науки. Министр уверен, что "образовательный потенциал научных институтов сильно недооценивается". См. подробнее "Фрагменты выступления Андрей Фурсенко на конференции в ГУ-ВШЭ, 7 апреля 2009 г."

 

Полит.ру

 


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 58 гостей и нет пользователей