Ксения Ларина ведет популярную программу "Родительское собрание" на "Эхо Москвы". Она не просто модератор дискуссии, на которую приглашаются видные деятели образования. Она - мотор, человек, который умеет правильно "заострить тему," так что некоторые чувствуют себя даже "пораннеными" ее словами. Прежде всего чиновники, которым сильно достается в эфире. Эта критика наверняка идет у них по разряду неконструктивной. Ксения сыграла непоследнюю роль в истории с открытым письмом, посвященном стандартам высшей школы.
- Учителя часто сетуют на то, что их позиция, их голос, - не доходит до тех, кто принимает решения. На ваш взгляд, почему это происходит?
- Это происходит по двум причинам: с одной стороны, из-за нежелания чиновников слышать, а с другой ( и это главное) – из-за разобщенности профессионального цеха. Достучаться до властей поодиночке невозможно. Если учителя хотят быть услышанными – им необходимо объединиться . Пример: письмо властям по поводу ситуации с уроками литературы и русского языка, которое подписали тысячи словесников и не только словесников.
- Каким образом педагоги могут влиять на решения органов власти?
- Педагоги обязаны оказывать влияние на органы власти и не бояться требовать этой возможности. На городских и региональных совещаниях и форумах присутствие педагогов обычно сводится к формальному участию, встречи с начальством не предполагают острых обсуждений, а проходят в формате пассивного выслушивания чиновничьих докладов. Армейская заповедь «приказы не обсуждаются» неприменима в сфере образования. Учителя и директора школ обязаны обсуждать любые спущенные сверху «приказы» , выражать свое несогласие и предлагать свои варианты решения профессиональных проблем. Как? Использовать любые возможные способы быть услышанными: не отказываться от комментариев в СМИ, от участия в теле и радио-обсуждениях, активно пользоваться Интернетом, собирать по своей инициативе профессиональные форумы и собрания с привлечением журналистов. Главное – не замыкаться внутри профессионального цеха, не бояться «выносить сор из избы».
- Есть ли какие - либо особенности взаимодействия с органами управления образования и органами власти, секреты, приемы, в том числе приёмы PR-технологий, которые педагоги могли бы использовать в своих обращениях?
- Мне кажется, что гласность и открытость эффективней любых самых изощренных пиар-технологий. Чиновник должен понимать, что с учителем нельзя договориться келейно, что никакое распоряжение и никакая директива не будут приняты к исполнению без подробного обсуждения.
- Могут ли педагоги рассчитывать на вашу поддержку и защиту? В какой форме может это происходить?
- «Родительское собрание» - это голос родителей, голос педагогов, голос детей. Чиновник в этой передаче всегда будет ответчиком, так уж она построена. Чиновник не любит принимать участие в дискуссиях, ему предпочтительнее формат «отчетного доклада» и ответы на заранее согласованные вопросы. Именно поэтому, чиновники эту передачу не любят, не приходят, отказываются под любым предлогом. Но я совершенно точно знаю, что стенограмма каждого выпуска тщательно изучается в кабинетах министерства образования, и мнения, высказанный участниками наших дискуссий, учитываются при обсуждении цеховых проблем и при принятии государственных решений. Так что, Родительское собрание – безусловный шанс быть услышанными