Школьные олимпиады должны стать мощным социальным лифтом

В 1990-2000-х гг. Всероссийская олимпиада стала проводиться практически по всем школьным предметам. Ее финал, на который съезжаются лучшие ребята из всех регионов России, проходит на очень высоком уровне. Олимпиада стимулирует работу с талантами и становится социальным лифтом, не сдерживаемым бюрократическими ограничениями.

Олимпиадное движение в нашей стране началось с олимпиад по математике в 1930-е годы. Тогда, в 1934 году, прошла первая олимпиада по математике в Санкт-Петербурге, а в 1935-м году — в Москве. С тех пор они обе проходят ежегодно. Чуть позже (в 1939 году) в МГУ состоялась первая физическая олимпиада. Эти турниры дали старт развитию олимпиадного движения вначале в крупных городах, а затем, в 1960-х годах, и по всей стране. В 1990-2000-х гг. Всероссийская олимпиада стала проводиться практически по всем школьным предметам. Сейчас их 21.

Всероссийская олимпиада сейчас состоит из четырех этапов – школьного, муниципального, регионального и заключительного. Финал, на который съезжаются лучшие ребята из всех регионов России, проходит на очень высоком уровне, задания там очень сложные, творческие, многие из них и взрослым не по силам.

Региональные команды формируются по итогам третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады. Важно отметить, что в последние годы были отменены региональные квоты на участие школьников в заключительном этапе. Раньше каждый регион посылал туда команду определенной численности. В некоторых случаях это ограничивало возможности ребят на участие в финале, потому что у жителя крупного региона шансов пробиться в команду фиксированного размера (каким бы он ни был – 5 или 10 человек) было на порядок меньше, чем у жителя региона меньшего. Поэтому в последние годы было установлено правило, которое гарантирует ребятам равные шансы попадания на заключительный этап олимпиады.

Региональный этап проходит по единым задачам по всей стране в один день. После него от каждого региона гарантированно кто-то посылается на заключительный этап. Но основной отбор идет следующим образом – после проверки работ создается единый итоговый список по всей стране, и на финал едут ребята, которые показали лучшие результаты вне зависимости от того, в каком регионе они живут. В один год от региона может поехать 5 человек, в другие – десять, три, два… Это зависит от того, сколько действительно ярких, одаренных ребят в этом регионе, это не завязано на квоты. И если в каком-то регионе идет сильная работа по тому или иному учебному предмету, то эту работу можно смело развивать, не опасаясь, что от региона поедет только 5 человек.

Это очень важно для школ. Ярким примером может служить московская школа 2007, которая за несколько лет продемонстрировала фантастический рост достижений по математике, физике, информатике. Если бы у нас оставались региональные квоты, то в команду Москвы по этим предметам входили бы в основном ученики одних и тех же школ — 57 или 2, 1543 или 1303, СУНЦ им. Колмогорова, — а для других не хватило бы места. А теперь многие учителя понимают, что если дети будут хорошо подготовлены, то они попадут в команду, и это будет полезно и детям и школе, которая сможет показать себя на олимпиаде.

Таким образом, олимпиада стимулирует работу с талантами и становится мощным социальным лифтом, не сдерживаемым бюрократическими ограничениями.

На третий, региональный этап школьники попадают по итогам второго этапа, который проводится в муниципалитетах (в Москве это административные округа). Соответственно, на второй этап проходят по итогам школьного. В Москве на эти окружные олимпиады приглашаются все победители и призеры первого (школьного) этапа в 7-11 классах. Здесь нет никаких ограничений (например, «не более 2 человек из класса»), которые мешают заинтересованным ребятам попробовать свои силы.

Школьный этап нынешнего года показал рост интереса ребят, уровень их образования за год по многим предметам, но основные итоги нам еще предстоит подвести. В Москве олимпиада прошла во всех школах с 5 по 11 класс, число участников колеблется от 30 до 100 тысяч человек по предмету.

Первый этап Всероссийской олимпиады — самый массовый и один из самых важных. В отличие от заключительного этапа, где задачи очень сложные, задачи для первого этапа доступны каждому ребенку, который интересуется учебным предметом (например, химией, физикой или историей), но нигде кроме школы им не занимается. Этот этап удобен тем, что проходит в школе, не требует от ребенка никаких поездок.

Одаренные дети часто сталкиваются с проблемой: как только ребенок проявил себя в каком-то предмете, его начинают дергать: «Всё, теперь ты будешь заниматься математикой, раз у тебя это получается». А вдруг на самом деле ему ближе история, но пока ему не попался хороший учитель? Школьный этап олимпиады дает возможность ученикам попробовать себя в разных областях, поэтому мы уделяем ему очень большое внимание.

К сожалению, до последних лет по многим предметам школьный этап проходил формально. Еще три года назад по многим предметам его вообще не было. Учителя просто так кого-нибудь записывали в победители: «Васенька пятерки получает, давайте мы его запишем, и он от школы куда-нибудь съездит». Это, конечно, лишало многих ребят, особенно тех, кого «не любит» учитель или просто троечников, возможности себя проявить. Бывает же так, что школьник получает тройку, потому что ему не нравится предмет или учитель или потому что ему неинтересно, а на олимпиаде он бы выступил.

Мы обязаны решать эту проблему, и в последние годы руководство олимпиады уделяет ей особое внимание, бросая мощнейший ресурс на проведение школьного и окружного этапов.

В этом году первый этап прошел в Москве с мощной ИКТ-поддержкой. Например, весь школьный этап олимпиады по информатике проходил через единую систему тестирования, ученики выполняли задания на централизованном общегородском сервере. Это гарантировало, что все находятся в равных условиях, все работы проверяются одинаково.

Понятно, что всегда возможны накладки, кому-то не нравятся задачки, но проведение олимпиады – это открытый процесс, в который активно включены ассоциации учителей.

Что касается охвата учащихся, то, конечно, можно было бы «согнать» на олимпиаду как можно больше участников. Но этого мы не хотим, ни в коем случае. Нам важно, чтобы каждый ребенок имел возможность себя показать и подготовиться к окружному этапу. Поэтому в Москве в сентябре появилась методическая онлайн-поддержка учителей по школьному и окружному этапу олимпиады. Мы хотели дать учителям и детям материалы, по которым они могли бы понять, что такое олимпиада, какие там бывают задачки. Для нас это очень важное направление работы. Кроме того, проходят мощнейшие практические курсы, куда приглашены учителя из всех школ Москвы, организуются бесплатные дополнительные занятия, интернет-ресурсы для школьников.

Сегодня Всероссийская олимпиада школьников – не единственная, на которой дети могут испытать свои силы, существуют и другие олимпиады для школьников, находящиеся вне системы Всероссийской олимпиады. И это в том числе позволяет ребенку, который неудачно выступил на том или ином этапе всероссийской олимпиады школьников, попробовать себя в течение учебного года на разных турнирах.

Одно из важнейших мероприятий такого рода, которое проводится Департаментом образования Москвы и ведущими вузами – Турнир им. М.В. Ломоносова. Его придумал математик Николай Николаевич Константинов еще в 1978 году, и сейчас мы начинаем с него каждый учебный год. Это большая и массовая олимпиада, на которой ученик может попробовать себя в разных предметах, чтобы потом осмысленно работать в течение года. На турнир приходят все желающие, школа никого не направляет. Зачастую именно там школьник узнает о своем интересе к новому предмету, заново открывая для себя математику или литературу, или впервые узнает об астрономии или лингвистике.

Есть олимпиады по разным предметам вне Всероссийской олимпиады, причем в последние годы, что очень приятно, их становится больше за пределами столичных городов. Конечно, ни у какой олимпиады сегодня нет такого охвата школьников, как у Всероссийской.

Главная ее цель – предоставить каждому ребенку возможность проявить и впоследствии развить свой талант. Вторая цель – выявить ребят, которые себя уже проявили на олимпиадах, и организовать их целевую поддержку. Третья цель, гораздо более узкая (она касается, по сути, только выпускных классов), — принять без экзаменов в любой вуз призеров заключительного этапа олимпиады по соответствующему направлению. Этот способ поступления в вуз очень подходит творческим детям, которые могут растеряться во время ЕГЭ.

Этот способ поступления в вуз открыт и прозрачен. По всем этапам Всероссийской олимпиады протащить двоечника невозможно – всё публично, все про это будут знать. Я не припомню примеров того, чтобы школьник нечестным способом становился победителем заключительного этапа Всероссийской Олимпиады. Попытки на региональном уровне были, но на заключительном этапе все выявлялось именно за счет правильно организованной системы – многоуровневой и прозрачной.

Кроме того, победителей и призеров заключительного этапа по каждому предмету не так много — даже на самых массовых олимпиадах это обычно 20-30 человек в год. С одной стороны, этих детей любой профильный вуз почтет за честь иметь среди своих студентов. С другой — это настолько небольшая доля в общем приёме, что, конечно, для общего потока выпускников этот путь к высшему образованию гораздо сложнее сдачи любых экзаменов. Для вуза же олимпиада дает возможность отобрать самых творческих, заинтересованных ребят, тех, кто может потом принести ему славу.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 154 гостя и нет пользователей