«Мины» образования

Нагрузка на младшие классы будет только расти, старшеклассники же станут изучать вдвое меньше предметов
АЛЕНА АРТАШЕВА, АНАСТАСИЯ МАЛЬЦЕВА, «Новые Известия»

Вчера на сайте Министерства образования и науки РФ стартовало обсуждение усовершенствованного образовательного стандарта для старшеклассников, первоначальный вариант которого вызвал неприятие у родителей и учителей. Если проект будет одобрен в этот раз, то к 2020 году ученики 10–11 классов перейдут на новую систему обучения, которая подразумевает сокращение вдвое числа изучаемых предметов. Младшие школьники будут учиться по новым правилам уже в этом году. Эксперты считают, что реформы могут обернуться крахом всей системы образования.

Родители, чьи дети учатся в начальной школе, жалуются на неоправданно высокую учебную нагрузку. Интернет кишит примерами заданий, над которыми даже родители ребят ломают голову по вечерам после работы. «У нас в школе многие родители жалуются на хроническую усталость детей, а они только в третьем классе, – сетует «НИ» мама одного из московских школьников, попросившая не называть ее имени. – Программа идет вперед семимильными шагами, дети за ней просто не поспевают!»

«Методики образования сегодня таковы, что нагрузки в обучении школьников ложатся на родителей, – рассказывает «НИ» психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. – Школа оставила себе только контролирующую функцию. В этой проблеме я полностью на стороне родителей. Конечно, они должны помогать детям получать знания, но в этом возрасте для детей учеба не основное. Нужно, чтобы оставалось время на игру и общение».

Руководитель центра начального образования издательства «Просвещение» Максим Антошин опровергает жалобы родителей на усиленную нагрузку: «Никакого повышения уровня в учебниках для начальных классов не было, – утверждает в беседе с «НИ» г-н Антошин. – С нового года в учебниках для начальной школы появятся изменения в содержании. Это связано с обязательным введением новых образовательных стандартов, но маловероятно, что нагрузка увеличится».

Споры, которые разгораются вокруг методики обучения младших школьников, могут только усилиться из-за принятия новых образовательных стандартов, которые вступают в силу в сентябре. Согласно новым правилам, 12-летний ребенок должен не только владеть компьютером, но и уметь пользоваться диктофоном, видеокамерой и сканером. Экскурсии, кружки и секции станут частью образовательного процесса, на это даже будут выделяться отдельные средства. Нововведение также предусматривает выделение 10 часов на практические занятия. При этом дети должны будут учиться не больше пяти дней, а урок будет длиться 35 минут.

Эксперты тем временем сомневаются в успешности реализации проекта. «Может случиться так, что образовательные стандарты будут введены только на бумаге», – поделился своим мнением с «НИ» председатель Всероссийского конкурса «Директор школы - 2011», главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков. Для реализации всех этих начинаний у школ может просто не хватить материальной базы.

Донельзя увеличив нагрузку на младших школьников, законодатели уменьшили количество предметов, изучаемых в старших классах, с 16–20 до 9–10. Главный принцип образовательного стандарта для старшей школы состоит в том, что ученик сможет выбирать, какие дисциплины будет изучать на минимальном уровне, а какие – более основательно. Кроме шести предметов по выбору, разработчики проекта указали три обязательные дисциплины – физкультуру, ОБЖ и «Россия в мире». «В данный момент фактически существуют только два первых предмета, – говорит «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В предмете «Россия в мире» планируют соединить историю, географию, литературу и таким образом показать взгляд на Россию. Но чей это будет взгляд: правительства, граждан или мирового сообщества? А идея индивидуального проекта, разрабатывать который будут обязаны школьники, скопирована с американской программы 70-х годов, провал которой стал очевиден еще в 2000-х». Кроме того, по словам г-на Комкова, новые стандарты образования ставят крест на Едином государственном экзамене. Например, если школьник выберет для основательного изучения естественные науки, то с обязательным ЕГЭ по русскому языку он просто не справится.

По словам экспертов, на осуществление реформы требуется не меньше 20–25 лет. «Революционные изменения в системе образования недопустимы, – подводит итог Сергей Комков. – Это может закончиться полным крахом».

«Газета Новые Известия»

http://www.newizv.ru/print/141087/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 152 гостя и нет пользователей