Лукутин: "уроки патриотизма" - из области плохой педагогики

Представленный в декабре прошлого года проект федерального государственного образовательного стандарта для 10-11 классов вызвал дискуссию в СМИ и блогосфере. Действительно ли разработчики решили пожертвовать физикой и химией ради воспитания патриота и гражданина, в интервью РИА Новости рассуждает президент некоммерческого партнерства "Столичный учитель", победитель конкурса "Учитель года Москвы 2004" Андрей Лукутин.

- Андрей Владимирович, недавно глава думского комитета по культуре Григорий Ивлиев заявил, что разработчики стандарта предложили отказаться от изучения некоторых предметов в пользу воспитания патриотизма. Так ли это?

- Нет, надо внимательно читать проект документа. Там много правильных, красивых слов, говорится о том, какими должны быть выпускники, об их гражданской ответственности, толерантности. Стандарт надо воспринимать как конституцию содержания образования: даже если кто-то считает, что в России нет всего, что в ней декларируется, это не значит, что сами идеи эти не нужны.

Часто при цитировании проекта стандарта "выдергивают" из контекста фразы, например, что "останется три обязательных предмета, а остальные будут по выбору и платными". Но на самом деле все старшеклассники будут изучать бесплатно 10-12 предметов (плюс к этому - бесплатные часы на внеурочную работу), просто три из них – "Россия в мире", физкультура и ОБЖ – обязательны для всех, а остальные каждый выберет для изучения на том или ином уровне. Не будем забывать, что им по 15-16 лет, они уже проучились 9 лет в школе, изучили базовую часть программы.

Проект стандарта средней школы еще не раз будет рассмотрен рабочими группами, куда войдут как чиновники, так и общественники. В ходе обсуждения появляются интересные и практичные предложения, которые стоит учесть.

Надеюсь, с введением стандарта и пресловутый ЕГЭ изменится - учителя станут готовить учеников не только к сдаче экзаменов и поступлению в вуз, как это происходит сейчас.

- Но ведь руководитель коллектива разработчиков стандарта Александр Кондаков заявил, что воспитание гражданина и патриота важнее математики и физики.

- Он говорил о важности воспитания. А воспитание в школах, действительно, во многом упущенный момент. И это не вина только школы: из нее ушла советская идеология, но ничего не было предложено взамен.

Разработчики вовсе не предлагают вводить в школах "уроки патриотизма" - это из области "плохой педагогики", не знаю, кто их выдумал, в стандарте этого нет! Воспитать ученика патриотом, повторяя ему на уроках, что надо любить Родину, невозможно, и никто не собирается этого делать. Всегда наш учитель показывал и показывает своим личным примером, на своих уроках, в общении с детьми необходимость соблюдения нравственных, моральных ценностей.

К тому же "уровень патриотизма" оценить невозможно – в стандарте прямо говорится, что "ценностные ориентации относятся к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке".

- А зачем нужны программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников? Они должны содержать "критерии и показатели эффективности", "планируемые результаты". Отсюда и высказывания в блогах об оценках за патриотизм.

- На мой взгляд, школа сегодня – единственный "островок", где у маленького человека возможно сформировать некие духовные ценности в противовес СМИ, Интернету, уличному общению, пусть это не всегда получается. Вполне можно говорить о результатах, например, участия детей в проектах и вообще об их позитивной социальной активности. Не на Манежную площадь выходить, а бабушек переводить через дорогу, но не считать при этом количество бабушек. Утрирую, конечно, но мысль ясна. Школа, например, может сотрудничать с фондом Чулпан Хаматовой "Подари жизнь", помогать детям с болезнью крови.

Хотя, конечно, составление подобных программ для отчетности – тяжелая "бумажная" работа для директора школы.

- Одна из претензий к стандарту – отсутствие содержания образования, конкретных тем, которые ученики должны изучать на уроках. Дескать, это ведет к разрушению единого образовательного пространства.

- Это прописывается не в стандартах, а в сопутствующих документах – есть примерные программы по всем предметам для основной школы, по формированию универсальных учебных действий, компетенций, которые нам предстоит изучить. У меня на столе лежит десяток брошюр, сопровождающих и разъясняющих положения стандарта. Я сам как автор одного из учебников по истории России на днях закончил писать программу по истории.

Как будет реализовывать эти программы каждый конкретный учитель, зависит от его личности, от возможностей его учеников, от особенностей и традиций школы, региона и от других факторов. Единое образовательное пространство отсутствует в России давно, стандарт тут ни при чем – даже в соседних школах Москвы могут быть разные профили, разные предметы, разные программы, разное время каникул. Но мониторинг, тем не менее, проводится единый – задания ЕГЭ рассчитаны на то, чтобы дети освоили образовательную программу.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

РИА Новости

http://rian.ru/edu_analysis/20110127/326956944.html


Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 2 недели назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас 406 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте