Материалы к выступлению
Министра образования и науки Российской Федерации
Андрея Фурсенко на заседании "Правительственного часа"
в Совете Федерации ФС РФ

"О мерах по развитию инновационного образования
в Российской Федерации"



г. Москва
25 марта 2009 года



Уважаемый председательствующий!

Уважаемые коллеги!

Под инновационным образованием мы понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан, является базой для инновационного развития экономики и общества.

Основные подходы к построению инновационного образования были сформулированы в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством в 2004 году. Именно тогда перед системой были поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального образования, доступности качественного школьного образования, изменения образовательных стандартов, введения эффективных организационно-финансовых механизмов, информатизации, общественного управления.

Реальный прорыв в реализации этих подходов на всех уровнях образования был совершен благодаря приоритетному национальному проекту. Принципами работы как в общем, так и в профессиональном образовании стали опора на лидеров, участие общественных институтов и работодателей в формировании и оценке качества образовательных программ, проектные подходы "деньги в обмен на обязательства".

И дело не только в деньгах, хотя они немалые. За три года на цели нацпроекта адресным образом было направлено из федерального бюджета свыше 120 млрд. рублей. Дело в том, что применен комплексный подход, который, опираясь на конкретные "точки роста", обеспечил системные изменения.

В результате произошли качественные подвижки на всех уровнях образования. Коротко их обозначу.

В общем образовании, наряду с конкурсной поддержкой свыше 15-ти процентов общеобразовательных учреждений, все школы обеспечены Интернетом и лицензионными программами. К сельским школьникам пришли порядка 10 тыс. автобусов и 55 тыс. комплектов современного учебного оборудования. В школах началось внедрение современных технологий организации здорового питания. Теперь школа становится передовой площадкой в части применения информационных технологий и формирования здорового образа жизни.

Интегрирует это направление поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования. В ходе региональных проектов в несколько раз возросла доля школьников, обучающихся в современных условиях. Сегодня она достигает 60% (а еще год назад составляла 30%). До двух и более раз повысилась зарплата качественно работающих учителей. В ряде пилотных регионов средняя зарплата учителей уже достигла средней по экономике. В школах созданы и активно действуют органы государственно-общественного управления.

Говоря о профессиональном образовании, остановлюсь отдельно на начальном и среднем профобразовании - и на вузовском.

Поддержка 246 учреждений НПО/СПО повлекла развитие партнерства с работодателями, создание по их заказам уже более 600 новых гибких учебных программ, улучшение баз практик, переоснащение и перестройку всего образовательного процесса, открытость рынку труда. Победители нацпроекта становятся региональными современно оснащенными ресурсными центрами для переподготовки высвобождающихся кадров и опережающего обучения по запросам с рынка труда.


Что касается высшей школы, тут поддержано 57 инновационных вузов и создано два федеральных университета. В вузах появилось современное оборудование, новые технологии и кадры. По качеству программ, учебному оборудованию, квалификации преподавателей тут совершен скачок на 10-15 лет вперед.

Так, только количество внедренных в учебный процесс тренажеров-имитаторов, иного сложного технологического оборудования выросло в 10 раз, вчетверо выросло количество электронных баз данных, на которые вузами впервые была осуществлена подписка.

За последние два года в инновационных вузах было построено 24 суперкомпьютера. 4 из них входят в число мировых ТОП-500 суперкомпьютеров.

Появление нового оборудования позволило проводить эксперименты и проверку научных гипотез более тщательно и достоверно, что в свою очередь повысило ценность результатов.

Для всех уровней образования важно, что наряду с условиями обучения существенным образом меняются требования к его результатам. Это нашло отражение в формировании новых образовательных стандартов. Здесь достигнуто существенное продвижение. Закуплены разработанные инновационными учреждениями с участием работодателей: 110 проектов стандартов по программам НПО, 84 - СПО, по 145 проектов стандартов по взаимосвязанным уровневым программам бакалавриата и магистратуры и еще 10 - по программам магистерской подготовки.

Продвижение новых стандартов стало возможным благодаря тому, что появилось сообщество заинтересованных в них людей, способных конструктивно влиять на их разработку. Сформировались группы профессионалов, имеющих подкрепленные инновационной практикой позиции и представления о новом стандарте. В эти группы входят лучшие учителя-получатели грантов, преподаватели учреждений-победителей нацпроекта. Активную роль играют управляющие советы инновационных школ и работодатели - партнеры инновационных учреждений профобразования.

Каковы, на наш взгляд, следующие шаги по развитию инновационного образования?

Единый стратегический подход задан в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства до 2012 года. В "Концепции-2020" определены следующие приоритетные задачи развития образования:

1) модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Т.е. формирование через систему образования общественных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развитие гражданского общества;

2) обеспечение инновационного характера базового образования. Т.е. обновление образовательных программ и технологий на всех уровнях, создание новых организационно-финансовых механизмов и возможностей для достижения новых результатов, реализации гибких индивидуальных образовательных программ;

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. Т.е. обеспечение гражданам возможности учиться и переучиваться в течение всей жизни, оставаясь успешными на рынке труда;

4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Т.е. создание механизмов обратной связи с обществом.

Эти приоритеты заложены и в программу реализации нацпроекта до 2012 года.

Говоря конкретно, в общем образовании главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию. В том числе:

обновление стандартов общего образования, внедрение современных требований к организации образовательного процесса и создание современных условий в школах;

поиск и сопровождение талантов, забота о здоровье школьников;

привлечение в школу талантливых кадров, любящих и умеющих работать с детьми. Что в свою очередь предусматривает перестройку как педагогического образования, так и системы повышения квалификации, создание эффективных стимулов для учителей.

В настоящее время подробный проект инициативы размещен для обсуждения на министерском сайте и направлен в регионы.

В профессиональном образовании.

Будет продолжена поддержка ресурсных центров НПО/СПО. На этой неделе объявлен новый конкурс. В 2009 году планируется подержать порядка 60 учреждений.

Наряду с этим завершается подготовка к объявлению конкурса на поддержку национальных исследовательских университетов. С общественным участием определены основные критерии их поддержки.

(Подробно о сути этого мероприятия мы говорили в феврале, обсуждая проект соответствующего закона)

Теперь, прежде чем отвечать на вопросы, коротко остановлюсь на наиболее важных антикризисных мерах, которые реализует Министерство. Мы рассматриваем их как естественное продолжение и усиление всей системы работ по модернизации образования, создания условий инновационного развития страны.

Начата разработка комплексной программы переобучения, предполагающая формирование на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда.

Произведена предварительная оценка перспективных с точки зрения трудоустройства направлений переподготовки. Это сфера услуг, эксплуатация объектов инфраструктуры, продвижение инновационных решений, создание информационных систем управления.

В рамках поддержки студенчества:

Несмотря на продолжающийся спад количества выпускников, в этом году не будет уменьшено число бюджетных мест на очных отделениях вузов. В 2009 году на 1000 выпускников школ выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения. Для сравнения, в 2008 году этот показатель составлял 394, в 2007 году - 343, в 2006 - 322, в 2005 - 310, в 2004 - 295.

На 3 тыс. мест, с 26 до 29 тыс., увеличен прием аспирантуру.

Более чем в 1,5 раза, с 20 до 35 тыс. мест, увеличен прием в магистратуру. В этом году выпускники вузов смогут получить второе высшее образование бесплатно (речь идет о выпускниках программ "специалитета", поступающих в магистратуру).

При этом мы активно меняем структуру распределения бюджетных мест между направлениями подготовки: бюджетные места передаются на наиболее востребованные и перспективные профили.

Совершенствуются механизмы образовательного кредитования. Благодаря государственной поддержке проценты по кредиту будут минимальными, а возврат начнется после того, как студент закончит обучение и устроится на работу. Приоритетную поддержку получат ребята, которые учатся на специальностях, востребованных российской экономикой.

В текущем году планируется на основе взаимодействия с вузами перевести на вакантные бюджетные места порядка 25 тысяч студентов-платников, имеющих высокие результаты в учёбе.

Также ведется работа с вузами по фиксации платы за обучение для студентов-платников. На сегодня около 320 вузов уже приняли соответствующие решения.

Таким образом, реализуемые меры направлены на обеспечение инновационного характера всех уровней образования, тесно взаимоувязаны с концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны, задачей перехода на инновационный путь развития.

 

http://mon.gov.ru

Добавить комментарий

Комментировать из социальной сети

           


Защитный код
Обновить

   

Новое в мире науки и техники:

   

Последние новости на сайте

Выпускник из Карачаево-Черкесии, которому достался юбилейный 50-миллионный КИМ ЕГЭ, успешно сдал экзамен по русскому языку

28-08-2017 / Просмотры:3096 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Выпускник Марат Чомаев из города Усть-Джегуты Карачаево-Черкесской Республики, которому достался юбилейный комплект измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, успешно сдал экзамены и готовится к ...

Подробнее

Получена договоренность между Минобрнауки КЧР и корпорацией "Российский учебник" о прохождении курсов подготовки педагогов среди учителей физики и географии КЧР по предмету астрономия

28-08-2017 / Просмотры:162 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

В рамках Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в городе Сочи с 4 по 6 июля ...

Подробнее

В поселке Архыз состоялся республиканский слет актива Карачаево-Черкесского регионального отделения Российского движения школьников

28-08-2017 / Просмотры:107 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

В Архызе, живописнейшем уголке Карачаево – Черкесской Республики, в оздоровительно – образовательном (палаточном) лагере «Юный турист» прошёл первый республиканский слёт Российского Движения Школьнико...

Подробнее

Cостоялось открытие пришкольного лагеря «Бригантина» в Прикубанском районе п. Кавказский

19-06-2017 / Просмотры:2370 / Категория: Вести образования Прикубанского района КЧР

10 июня состоялось открытие пришкольного лагеря «Бригантина» в Прикубанском районе п. Кавказский. В этом году лагерь распахнул свои двери для 75 ребятишек. В основном, это дети из социально незащищенн...

Подробнее

В Карачаево-Черкесской Республике в июне 2017 г. (ориентировочно) начнется конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2017 году

02-06-2017 / Просмотры:748 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Педагогической общественности КЧР Уважаемые коллеги!          В КЧР  начался конкурс  по отбору лучших учителей образовательных организаций, реализу...

Подробнее

в Малом зале Дома Правительства под председательством Министра образования и науки КЧР Инны Кравченко состоялась очередная Коллегия Минобрнауки КЧР

02-06-2017 / Просмотры:341 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

23 мая 2017 года  в Малом зале Дома Правительства под председательством Министра образования и науки КЧР Инны Кравченко состоялась очередная Коллегия Министерства образования  и науки Карача...

Подробнее

50-миллионный КИМ единого госэкзамена по русскому языку попадет в руки одному из выпускников школ Карачаево-Черкесской Республики

02-06-2017 / Просмотры:337 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

50-миллионным стал КИМ единого госэкзамена по русскому языку, который попадёт в руки одному из выпускников 9 июня. Регион, в который будет отправлен тот или иной комплект экзаменационных материалов, о...

Подробнее

Итоги Всероссийской олимпиады профессионального мастерства

30-05-2017 / Просмотры:350 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

31 марта 2017 г. на базе среднепрофессионального колледжа ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» состоялся региональный этап Всероссийской олимпиады професси...

Подробнее

18 марта 2017 года проведен полуфинал IV республиканской телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы Карачаево - Черкесии»

30-05-2017 / Просмотры:318 / Категория: Вести образования Карачаево-Черкесии

Полуфинал проводился  в 6 агонов (игр),  в каждом из которых принимали участие  как победители четвертьфинала, так и теоретики. Темы полуфинала:  ·     &...

Подробнее

Сегодня отпечатан 50-миллионный КИМ единого государственного экзамена

27-04-2017 / Просмотры:763 / Категория: Федеральные новости образования России

Единый государственный экзамен отмечает своего рода юбилей: сегодня в подмосковном Подольске был напечатан 50-миллионный комплект контрольно-измерительных материалов. За 16 лет с момента старта ЕГЭ жу...

Подробнее

Восемь российских вузов получили лицензии в связи с открытием новых образовательных программ

21-04-2017 / Просмотры:1032 / Категория: Федеральные новости образования России

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов вручил девяти вузам лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Церемония вручения документов, удостоверяющих прохождение установленных законом процедур...

Подробнее

Мониторинг применения ФГОС открыт для учителей страны

07-03-2017 / Просмотры:1577 / Категория: Федеральные новости образования России

Всероссийский мониторинг применения Федеральных государственных образовательных стандартов проходит в рамках работы Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания, образованного...

Подробнее
   

Войти на сайт через 

  

Активность в соцсети 

admin added a video. 2 years ago

Призвание. Об учителе химии Суфият Джаттоевой

  

  

Новые комментарии 

  • Лида 1 год назад
    Здравствуйте.в 2015 году, я не смогла 3 раза сдать ...

    Подробнее...

  

Кто на сайте 

Сейчас 93 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте