Минобрнауки готовится представить в Госдуме новую версию законопроекта «Об образовании»

Новая версия закона «Об образовании» готова для отправки в парламент. Сегодня четвертый вариант спорного законопроекта будет обсуждаться в Госдуме — правда, пока на парламентских слушаниях. Как пояснили «МН» в Минобрнауки, официальное внесение документа состоится лишь в 2012 году, а утверждение будет зависеть от нового состава правительства. Но в ведомстве Андрея Фурсенко намерены настаивать именно на этой, уже четвертой по счету версии.

Чиновники Минобрнауки предпочитают называть вариант законопроекта «Об образовании», который сегодня в Госдуме представит замминистра образования и науки Игорь Реморенко, «версией 3.0.2». Они уверяют, что он стал еще меньше предыдущей, июльской, версии, а по сравнению с первым вариантом, от мая 2010 года, объем и вовсе уменьшился на 35%.

«В этой версии мы учли массу замечаний от родителей детей со специальными потребностями и прописали их в законе. В то же время до сих пор в законе слабо прописана такая актуальная в последнее время тема, как роль управляющих, общественных и попечительских советов школ, вузов и других учреждений. Отсутствует до сих пор и раздел о внешней оценке образования и оценке качества обучения», — заявил «МН» член рабочей группы по разработке закона, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Тем не менее в Минобрнауки «МН» заявили, что именно в нынешнем виде законопроект будет отправлен на согласование в министерства и Белый дом. К тому же одновременно с обнародованием этой версии разработчики опубликовали «сопутствующие» поправки, которые необходимо будет внести в смежные законы. Всего поправки потребуются более чем в 100 федеральных законов, утверждают в ведомстве.

Напомним, что законопроект призван заменить два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. По мнению разработчиков, он значительно расширяет формы получения знаний. В случае его принятия впервые в российском законодательстве будет закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. Расширяются и возможности преподающих — равные права с государственными учреждениями получат частные предприниматели от образования.

Формально обсуждение неоднозначно воспринимаемого профессиональным сообществом документа продолжится и дальше на сайте edu.crowdexpert.ru, заверяют чиновники. В ноябре Минобрнауки должно представить доклад президенту с предложениями о последних, косметических правках законопроекта. На утверждение в Госдуму он будет отправлен только в 2012 году. Однако, по словам источника «МН» в Минобрнауки, принятие документа может и отложиться на неопределенный срок из-за грядущей смены правительства. «Пока не понятно, кто из лидеров страны будет брать на себя ответственность за непопулярные социальные реформы», — объясняет собеседник.

Разъяснять, что реформа будет не столь уж непопулярной, а представление о законопроекте основано на мифах, чиновники Минобрнауки намерены сегодня на парламентских слушаниях. Они выделили из множества шесть главных заблуждений: «Образование станет платным», «Ликвидируется начальное профобразование», «Запрещается семейное образование», «Рушится система образования в сфере культуры и искусства», «Снижаются меры социальной поддержки студентов и педагогов», «Ограничивается обучение на родном языке». Представители министерства еще раз попытаются разъяснить депутатам, почему этого не произойдет.

Кроме того, на парламентских слушаниях чиновники решили сосредоточиться на борьбе с альтернативным законопроектом «О народном образовании», подготовленном фракцией КПРФ и зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олегом Смолиным. В Минобрауки не согласны с опорной идеей коммунистов об обязательности выделения 7% ВВП на образование, считая ее нереальной и популистской. Также в ведомстве Фурсенко категорически не согласны с предложением вернуться к бюджетной смете, как единственно возможному механизму финансирования школ и других социальных учреждений.

Именно КПРФ более других политических сил препятствовала утверждению закона об автономных, бюджетных и казенных учреждениях (83 ФЗ), который предлагает школам выбирать статус. Этот закон коммунисты называют первым шагом к приватизации школ. Реформаторы в ответ обвиняют коммунистов в продвижении идеи «крепостной привязанности к казначейству». В Минобрнауки так сильно негодуют насчет активности депутата Смолина, что на одном из слайдов в презентации, подготовленной ведомством к сегодняшним слушаниям, даже значится эмоциональное: «В чем «народность» образования?» «Нельзя так нагло возвращать советскую власть в отрасль, продвигать нереальные вещи, возбуждать толпу», — объясняет источник «МН» в ведомстве.

В качестве встречной популистской меры разработчики законопроекта намерены педалировать появление новой статьи — о привязке средней зарплаты учителей к средней по экономике региона. Эта норма появилась в законопроекте летом, после того, как такую предвыборную инициативу взяли на вооружение премьер Владимир Путин и «Народный фронт» (ОНФ). Однако не все эксперты оценивают ее однозначно положительно. Тот же Олег Смолин заявил «МН», что в повышении никак не учитываются другие работники образования: социальные педагоги, психологи и другой персонал школ.

http://www.mn.ru/newspaper_country/20111020/306048857.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 162 гостя и нет пользователей