Минобрнауки обнародовало проект госпрограммы «Развитие образования на 2013—2020 годы»

Школам — педагогов, детям — детские сады, бесплатные кружки и секции, российским вузам — места в международных рейтингах, заводам — рабочие руки, всему российскому образованию — 6,5% от ВВП: на сайте Минобрнауки опубликован проект госпрограммы «Развитие образования на 2013—2020 годы». Всего за восемь лет предлагается истратить на развитие российского образования почти 7 трлн рублей.

Среди главных задач программы — сформировать систему непрерывного профессионального образования, развить инфраструктуру школ и дошкольных заведений, а также создать побольше благоприятных условий для дополнительного детского образования. Кроме того, планируется модернизировать школьные и дошкольные образовательные программ и выработать современную систему оценки качества образования. Как говорится в программе, цели, которые преследует государство, — повышение количества граждан от 5 до 18 лет, охваченных школьным образованием, и увеличение количества детей от 3 до 7 лет, которым будет доступно дошкольное образование.

ЕГЭ будет и дальше развиваться и служить эталоном качества при оценке школ: одна из главных задач программы — повышение результатов выпускного экзамена.

«Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ», — сказано в документе. (То есть «хороших» и «плохих» должно быть хотя бы поровну.)

Также, согласно программе, планируется увеличить количество выпускников вузов, трудоустроившихся в первый год после окончания по специальности, и вовлечь в систему непрерывного профессионального образования как можно больше 25—28-летних россиян.

В итоге, согласно части «Ожидаемые результаты реализации госпрограммы», к 2020 году должны произойти несколько позитивных сдвигов.

Так, должен повыситься статус российских школьников в международном рейтинге PISA, возрасти удовлетворенность россиян качеством образовательных услуг, стать популярной и престижной профессия педагога. Кроме того, должны быть полностью обеспечены потребности российской экономики в кадрах высокой квалификации, увеличиться количество вузов, отмеченных в первой полутысяче ведущих международный рейтингов, а совокупный объем затрат на образование по отношению к ВВП должен увеличиться с 5,4% до 6,5%.

«Особенность этой программы: она акцентирует вопросы качества и базируется на том, что в прошедшие годы удалось создать задел в отношении количества и доступности образовании. Именно поэтому результаты и показатели носят качественный характер», — пояснил «Газете.Ru» проректор НИУ ВШЭ Исаак Фрумин.

В проекте документа отмечается, что к 2020 году увеличится доля услуг, «оказываемых государством в рамках частно-государственного партнерства».

Впрочем, эксперты говорят, что термин «частно-государственное» не означает введения платных услуг, которого все так боятся в последнее время. «Программа действительно очень слабо про это говорит, и это некий результат политического компромисса. На самом деле речь идет не о том, что та услуга, которая была бесплатной, станет платной, а, напротив, о том, что государство должно спонсировать негосударственных провайдеров. К примеру, есть хорошая частная английская школа, но она довольно дорогая, и получается, что детям из семей с низким доходом это дополнительное образование недоступно. Нужно либо на основе ваучерной системы, либо каким-то другим образом поддержать детей из бедных семей и дать им шанс на качественное платное образование», — считает Исаак Фрумин.

Что касается отдельных блоков образования и их реформ, то в школе основной упор делается на введение и освоение новых школьных стандартов, а также на освоение электронных интернет-ресурсов и современных электронных систем управления школой.

В системе среднего образования планируется внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте» продолжительностью от нескольких месяцев до года, и прикладного бакалавриата. Будут создаваться центры сертификации квалификаций, корпоративных образовательных организаций.

В вузовской среде будет масштабная «качественная, количественная и территориальная оптимизация сети».

Согласно документу, в результате реструктуризации будут сформированы группы вузов, отвечающие за разные направления и задачи. Среди них должны быть и исследовательские вузы, отраслевые, а также группа вузов гуманитарной и социальной направленности, куда войдут и учебные заведения, готовящие педагогов. Еще одну группу вузов будут образовывать университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Всего вместе со средствами из федерального бюджета, согласно проекту программы, на весь период ее реализации с 2013-го по 2020 год выделяется 6 687 753 311 рублей.

При этом по годам суммы очень сильно отличаются. К примеру, в 2013 году на образование заложено 384 690 277 рублей (и примерно аналогичная сумма в 2014 году), в 2015 году — 701 674 947 рублей, а в 2020 году —1 146 669 835 рублей (почти в четыре раза больше чем в первый год реализации программы).

Исаак Фрумин объясняет подобную неравномерность финансирования межведомственными разногласиями и уже утвержденным бюджетом на ближайшее время. «Дело в том, что в первые годы реализации программы приходится ориентироваться на бюджетные проектировки, которые сделало Министерство финансов. Вместе с тем в самой программе сформированы запросы на дополнительное финансирование, без которого, по мнению экспертов, достичь целей программы будет практически невозможно. Сейчас Минобрнауки и Минфин находятся в диалоге относительно этих цифр», — считает он.

Среди основных рисков программы Фрумин называет неэффективное расходование средств и отсутствие четких механизмов, которые могли бы помочь справится с этой проблемой.

«Есть большой риск, что мы эту программ устроим так же, как и многие другие, которые были до сих пор: сами реализуем и сами проверяем. Она нуждается в дополнительных механизмах реального достижения целей. Вот пример: за последние годы удалось существенно поднять зарплату учителям, она не позорная. Но от того, что подняли зарплату, они лучше работать не начинают, нужны механизмы, которые будут стимулировать работу, другого типа. Нужно поддерживать инновационные сети, передовые разработки: если этого не делать, то затраты на повышение зарплаты быстро не сработают».

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2012/07/20/4687373.shtml


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 28 гостей и нет пользователей