Минобрнауки разработало новые стандарты обучения одаренных детей

Евгений Насыров

У ведущих музыкальных, балетных и других творческих училищ (всего 29 учреждений по России) все-таки появится свой образовательный стандарт. Минобрнауки пошло на уступки и разрешило юным «гражданам с выдающимися способностями в области искусства» получать диплом о среднем образовании без разрыва с балетным станком и скрипкой. Танцор Николай Цискаридзе, который «гнул ноги перед чиновниками», и пианист Николай Петров, который покинул совещание с замминистра, считают случившееся «своей победой».

В четверг, 20 января, пройдет совместная коллегия Министерства образования и науки и Министерства культуры, посвященная скандальной ситуации вокруг возможной смены статуса государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Речь идет о школах, в которых дети получают как специальное образование по искусству (музыкальное, хореографическое, цирковое и т.д.), так и общее образование. Таких школ в России всего 29 (в них обучается около 5730 детей). Среди них Центральная музыкальная школа (ЦМШ) при Консерватории им. Чайковского, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, Московская государственная академия хореографии, Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных, Московская детская художественная школа № 1 им. В.А. Серова на Пречистенке, Школа-лицей при Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Московская государственная академия хореографии и многие другие.

Как рассказал GZT.RU директор ЦМШ при Консерватории им. Чайковского Александр Якупов, система профессионального обучения детей музыке, балету и другим искусствам могла «сильно пострадать от действий некомпетентных чиновников».

«Годами выстроенную модель (ЦМШ основана в 1935 году, школа-лицей питерской консерватории— в 1936-м.— GZT.RU) профессионального воспитания одаренных детей могут разрушить, не разобравшись в нашей уникальности»,— считает Якупов. По его мнению, «министерство образования всегда стремится к унификации всех и вся».

«В искусстве все не как у людей»

Недовольство деятелей культуры вызвала вероятность лишения специализированных школ, находящихся в ведении непосредственно Минкультуры либо региональных управлений культуры, особого статуса.

Статус заключается в особом стандарте профобразования со сроками обучения 10 лет и 10 месяцев для будущих музыкантов и певцов, 7 лет и 10 месяцев (реже— 6 лет и 10 месяцев) для артистов балета и 4 года и 10 месяцев для артистов народного танца.

По мнению Якупова, стандарт предполагает право индивидуального отбора детей, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусства и физическими качествами, необходимыми для освоения особых образовательных программ в области искусства соответствующей направленности.

«Воспитывать мастеров культуры можно только с раннего возраста, с первого класса, не с пятого или девятого, как нам предлагали чиновники Минобра. И мы не должны как любая средняя школа набирать к себе детей из соседнего двора. У нас должно быть право на отбор самых талантливых детей. У нас огромная конкурсная ситуация. В министерстве должны понять, что в искусстве все не как у людей и нам нужен особый подход»,— заявил GZT.RU Александр Якупов.

Такая же эмоциональная реакция и в Академии хорового искусства им В.С. Попова. Проректор учреждения Елена Майтова заявила GZT.RU, что «действия чиновников могли сломать сферу искусства в стране— то единственное, что выводит Россию на первое место в мире».

Николай Петров

Источник: a-blog.by

«У детей нет детства, но по-другому не покорить небосклон»

«В начале декабря на прием к замминистру образования и науки Максиму Дулинову приходили пианист Николай Петров, певица Любовь Казарновская, Николай Цискаридзе. Там было совещание по этой теме. После недолгого времени они покинули кабинет замминистра, не найдя общего языка»,— рассказала GZT.RU Елена Майтова.

Присутствующий на заседании Николай Петров заявил GZT.RU, что встреча с замминистра была «очень тяжелой».

«Я требовал назвать фамилии тех чиновников, которые выдумали эту реформу. На что мне посоветовали не устраивать балаган. Мы им объясняли, что гениев, неважно – в музыке или в балете, воспитывают с 4–5 лет. Да, это сложно, жестоко, у детей нет детства. Но другим образом не покорить этот небосклон. Все было бессмысленно. Коля Цискаридзе показывал этим чиновникам свои ноги, вертел ими, гнул. Бесполезно. Я предпочел встать и уйти. Однако, насколько я знаю, наше хождение в министерство имело свой смысл: мы победили в этой битве за интересы культурной интеллигенции. Мы все считаем это своей победой»,— рассказал GZT.RU Николай Петров.

По словам Майтовой, на днях директорам специализированных школ и чиновникам все-таки удалось прийти к компромиссу. И сейчас на подписи у министра образования и науки Андрея Фурсенко лежат проекты стандартов обучения в специализированных музыкальных, хоровых и хореографических училищах.

То, что ситуация сдвинулась с мертвой точки, подтверждает и Якупов. «Мы все ждем новой встречи с Минобром и Минкультом и решения проблемы. А то мы уже к акциям протеста начали готовиться»,— говорит директор.

«Граждане с выдающимися способностями в области искусства»

Официально Министерство образования и науки спорную ситуацию не комментирует. Однако в проекте решения совместного заседания коллегий «Вопросы образования в сфере культуры и искусства в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года» (имеется в распоряжении GZT.RU).

«В настоящее время назрела необходимость не только в принятии кардинальных решений по внесению изменений в законодательство РФ в области образования, но и в отражении специфики образования в сфере культуры и искусства в проекте федерального закона „Об образовании“, который в настоящее время проходит общественное обсуждение»,— значится в проекте решения.

В документе также прописано, что «граждане с выдающимися способностями в области искусства» могут получать среднее полное образование в художественных училищах, которые в свою очередь могут набирать детей «по результатам индивидуального отбора».

«Плисецких и Петровых— единицы, а сколько выходят инвалидами»

Неофициально в министерстве заявляют о том, что хотя компромисс с деятелями культуры и удалось найти, но проблема остается.

«Музыкальные школы, хореографические училища фактически были вне правового поля последние 18 лет, со времени принятия ныне действующего закона „Об образовании“, который был принят в 1992 году. Данные учебные заведения живут своей жизнью, проблем и нарушений там много, на них постоянно жалуется Роспотребнадзор. Элитные школы бравируют тем, что они кузницы кадров для новых Плисецких и Петровых, но на деле выдающихся— единицы, а сколько из этих детей не получают нормальных школьных знаний и выходят инвалидами с профессиональными деформациями— не счесть»,— заявил источник GZT.RU в Минобрнауки.

«В дальнейшем работа художественных училищ будет регулироваться в рамках нового закона „Об образовании“»,— добавил источник. В проекте закона их работа прописана в статье 132 главы 17.

 

  GZT.RU  
 

http://www.gzt.ru/print/343944.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 146 гостей и нет пользователей