Молодые ученые предложили исключить ЕГЭ из критериев оценки вузов

МОСКВА, 1 мар — РИА Новости. Авторы "Молодежной стратегии-2020" предложили исключить из критериев оценки эффективности деятельности вузов средний балл Единого государственного экзамена (ЕГЭ) поступающих и учитывать не только количество иностранных студентов, но и преподавателей.

Итоговая версия доклада "Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика" была представлена 14 марта 2012 года. Составители проанализировали актуальные вопросы социально-экономической повестки РФ и предложили меры по качественному улучшению жизни россиян. Руководителями рабочих групп проекта выступили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Мау. С сентября 2012 года студенты ведущих вузов РФ проводят дискуссионную площадку "Молодежная Стратегия-2020", в рамках которой молодые профессионалы предлагают собственные пути решения социально-экономических проблем страны.

Исключить ЕГЭ

"Мы, безусловно, разделяем основной смысл "Стретегии-2020" и большинство тезисов, но было бы глупо соперничать с докторами и профессорами. Мы вносим дополнения, которые в большей степени касаются молодежной политики, их немало, чего стоит одно только образование", — сказал в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости молодой ученый ВШЭ Инал Ардзинба.

Выпускник ВШЭ Павел Прокопьев заявил, что авторы молодежной стратегии предлагают включить в пункт "Международная деятельность" при оценке вузов, не только количество иностранных студентов, завершивших основные программы, но и число тех, кто приехал на срочное обучение, но не получили никакого диплома о законченном высшем образовании.

"Такая мера позволит российским образовательным программам активнее включаться в международное сотрудничество и подготовить почву для программы двойных дипломов. Естественно, мы отдаем себе отчет, что подсчитать количество таких студентов будет сложно, но учитывая положительный эффект предлагаем рассмотреть такую возможность", — отметил Прокопьев.

Также молодые ученые предлагают такой параметр, как количество иностранных преподавателей в вузе. "Это параметр уже включен в международные критерии оценки вузов. Это важно, потому что сегодня эффективный вуз должен бороться в международном пространстве и конкурировать за лучшие кадры", — считает ученый.


В тоже время Прокопьев отметил, что некоторые существующие критерии оценки вузов не совсем корректны. Например, у них вызывает сомнение такой критерий как средний балл ЕГЭ поступающих в университет. "На наш взгляд это свидетельствует скорее о популярности и престижности вуза, чем о работе его профессуры. По сути, мы оцениваем работу школьных преподавателей и как абитуриент учился в школе, но не можем узнать, как поработала профессура", — добавил он.

Другой спорный критерий, по мнению авторов молодежной стратегии, — расходы на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы с учетом общих доходов и расходов вуза. Технические, гуманитарные и творческие вузы ставятся в неравные условия. "Техническому вузу требуется дорогостоящее оборудование, следовательно, одна закупка дает взрывной рост в оценке эффективности. В творческих вузах не приходится тратить такие крупные суммы на подобные проекты", — предложит Прокопьев.

Ректоры против

Однако молодым ученым возразили руководители вузов. По мнению ректора ВШЭ, средний балл ЕГЭ — хороший показатель для оценки качества вуза.

"Потому что это не оценка школьных педагогов, а оценка репутации университетов. Школьный учитель влияет на оценки, а вот куда какой школьник приходит — это уже характеристика репутации университета", — сказал Кузьминов.

Также не согласился с молодыми учеными ректор РАНХиГС. По мнению Мау, количество иностранных студентов, значительно важнее, чем число зарубежных профессоров. "В конце концов, иностранного профессора можно купить, предложить большие деньги и он приедет преподавать, а вот иностранного студента купить невозможно", — заметил он.

Мау также назвал ЕГЭ одним из удачных показателей. "Конечно, нельзя мерить одним ЕГЭ, но что делать, если у нас это наиболее независимый от вуза показатель. Надо еще мерить преподавательской активностью, зарплатой студента после вуза, но это более сложный инструмент, к нему надо идти, а ЕГЭ он у нас в руках", — считает ректор РАНХиГС.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 118 гостей и нет пользователей